Открытый урок ОБЖ Профилактика утомления 6 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Дата и место проведения: «09» апреля 2012 года, кабинет № 9.
Раздел учебной программы: «Основы здорового образа жизни».
Тема: "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Цель занятия:
Расширить понятия о здоровом образе жизни как индивидуальной системе поведения человека;
Вскрыть причины и возможные последствия появления утомления;
Разобрать общие рекомендации и практически отработать их для профилактики утомления.
Изучаемые вопросы:
Утомление, его причины и возможные последствия;
Профилактика утомления (практическая часть).
Время:
вводная часть – 07 минут;
основная часть – 35 минут;
заключительная часть – 03 минуты.
Материально-техническое обеспечение: школьная аудиовидеоаппаратура.
Вводная часть
Проверка наличия учащихся по классному журналу, осмотр внешнего вида.
(Участники передачи располагаются за круглым столом, а остальные ребята занимают места для зрителей).
Учитель: Здравствуйте ребята и наши гости. Сегодня мы пригласили вас на необычный урок, который будет проходить в форме телевизионной передачи “Здоровый образ жизни”. Наша передача выходит в эфир впервые, и мы решили посвятить ее теме: “Здоровый образ жизни и профилактика утомления” (Слайд 1).
Наш сегодняшний урок-телепередачу мы проведем с целью:
- Расширения представления о здоровом образе жизни, выясним причины и возможные последствия утомления, разучим основные приемы борьбы с утомлением.
Группа ребят, принимающая активное участие в подготовке этой передачи сегодня поможет нам добиться этой цели.
Из курса прошлого года давайте вспомним: (обращаюсь к телезрителям)
Что же такое здоровье человека? Слово предоставляется_____________________
Каковы его составляющие? Слово предоставляется__________________(Слайд 2)
Что мы подразумеваем под понятием «Здоровый образ жизни»? Слово предоставляется____________________ (Слайд 3)
Итак мы уяснили, что ЗОЖ является индивидуальной системой, так как каждый человек стремится создать свой образ жизни, свою систему поведения, которая наилучшим образом обеспечила ему достижение физического, духовного и социального благополучия.
Основная часть
ВОПРОС №1. «Утомление, его причины и возможные последствия»
Сегодня мы выбрали тему нашей передачи не случайно. Труд школьника отличается многообразием и напряженностью. Он требует высокой работоспособности и иногда приводит к умственному и физическому утомлению.
В связи с активизацией учебного труда и возрастающих нагрузках в школе просто необходимо оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха школьников.
– Как же можно этого добиться?
Участники программы:
(Увеличением двигательной активности, оздоровительных сил природы (закаливание организма), гигиенических факторов, полноценного сна и других составляющих здорового образа жизни).
Учитель: Давайте остановимся более подробно на каждом из них, но прежде дадим определение понятию утомление?
Утомление – это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появление ощущения усталости (Слайд 4).
Утомление может привести:
- к нервно-психическим расстройствам (нарушение сна, снижение памяти и внимания, раздражительность);
- нарушению зрения;
- болезням костно-мышечной системы (сколиоз, плоскостопие);
- снижению сопротивляемости организма внешним факторам окружающей среды.
Сегодня мы рассмотрим два основных вида утомления – умственное и физическое.
Учитель: Умственное утомление является наиболее вредным для организма человека, так как оно способно очень быстро переходить в стадию переутомления, которая имеет более длительный период восстановления и даже может привести к заболеваниям. Это происходит в результате того, что мозг человека способен длительное время работать с перегрузкой, не давая вовремя знать о своем утомлении, которое мы ощущаем лишь тогда, когда уже наступила фаза переутомления (Слайд 5).
Давайте рассмотрим способы тренировки нашего организма, которые будут способствовать укреплению нашего здоровья.
ВОПРОС №2. «Профилактика утомления (практическая часть).»О значении двигательной активности для человека нам сообщит _______________.
Движение – основа жизни, естественная потребность человека. Оно формирует структуры и функции человеческого организма. Для осуществления движения в организме человека с первых дней его развития формируется опорно-двигательный аппарат, в состав которого входит костная и мышечная система. Полное развитие костно-мышечной системы человека заканчивается к 20–24 годам. Недостаток движения может привести к заболеванию, которое называется гиподинамия. Последствиями недостатка движения являются:
– ухудшение памяти и внимания;
– ухудшение кровообращения, дыхания и пищеварения;
– снижение силы сокращения мышц;
– снижение умственной и физической деятельности.
Учитель: Как вы считаете, как можно добиться увеличения двигательной активности школьников?
Зрители: (использование физических упражнений, динамических пауз на уроках, занятие различными видами спорта, подвижные игры на свежем воздухе, систематическая физическая тренировка, оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, прыжки через скакалку, и так далее).
Учитель: Сейчас _________________ покажет нам комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения.
Этот комплекс можно использовать для снятия умственного утомления и повышения умственной работоспособности.
И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища, или на поясе. Три круговых движения головой влево, три вправо и т.д.
И.п. – сидя на стуле. Самомассаж затылочной части головы и шеи – растирание подушечками пальцев от позвоночника к ушам или вдоль позвоночника, затем поглаживание шеи от позвоночника к плечам.
И.п. – сидя на стуле, руки вдоль туловища или на поясе. Повороты головы вправо и влево.
Каждое упражнение повторять 4-6 раз.
Учитель: Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом – обязательное условие здорового образа жизни. Влияние физических упражнений на организм человека становится более эффективным, если правильно сочетается с закаливающими процедурами и массажем.
– Какие природные факторы наиболее часто используются для закаливания?
Зрители: Вода, воздух, солнце.
О влиянии некоторых природных факторов на организм человека расскажет __________________.
Одним из самых эффективных средств укрепления механизмов приспособления к холоду и жаре, повышения устойчивости организма к изменениям природных условий является закаливание.
Регулярное закаливание способствует замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20–25 %.
Солнечные ванны в летнее время лучше всего принимать до полудня.
Закаливание носоглотки необходимо проводить полосканием горла сначала прохладной, а затем холодной водой.
Закаливание укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, положительно влияет на состояние нервной системы.
Учитель: Слово предоставляется следующей участнице нашей программы – __________________.
Я хочу прочитать отрывок из стихотворения Р. Гамзатова. Бывает, что, мы обижаем друг друга, ссоримся, не пытаемся понять своего товарища. Это приводит нас к конфликтным ситуациям. Конфликты оказывают отрицательное влияние на наше здоровье, приводят к утомлению нервной системы и понижению работоспособности.
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Учитель: Как вы считаете можно ли обойтись без конфликтов или хотя бы свести их к минимуму? Как вы можете объяснить понятие “ключ к общению”?
Зрители: (Умение слушать и слышать своего товарища, уважительное отношение к собеседнику, умение предотвратить конфликт).
Сейчас участники программы познакомят нас с некоторыми упражнениями, которые можно использовать с целью профилактики утомления. Давайте будем выполнять эти упражнения вместе с ними.
1-й участник программы: ________________________________
Снятие нервно-психического напряжения.
Нужно сделать короткий и глубокий вдох, затем медленный выдох, задержать на секунду дыхание, снова короткий вдох и т.д. Повторить несколько раз.
2-й участник программы ________________________________
Самомассаж пальцев
А я хочу научить ребят самомассажу пальцев. Наши пальцы связаны с мозгом и внутренними органами, поэтому массируя каждый пальчик старайтесь уделять внимание каждому суставчику, тщательно растирая. Известно, что массаж:
- большого пальца повышает деятельность головного мозга,
- указательного улучшает работу желудка,
- среднего – оказывает влияние на кишечник и позвоночник,
- безымянного – печени,
- мизинец помогает работе сердца.
Тоже делайте дома со стопами. А теперь встряхните руки, словно вы встряхиваете с них капельки воды.
3-й участник программы ________________________________
Гимнастика для глаз.
Посмотрите, ребята у нас на стене появился “солнечный лучик”. Давайте встанем свободно и последим глазами за тем, как он изящно перемещается по нашей комнате, но это необходимо делать, не поворачивая головы и туловища. (Запускает “солнечного зайчика с помощью зеркальца или фонарика, который двигается по стене сначала влево, затем вправо – 4 раза; вверх и вниз – 4 раза; чертит овал – 4 раза, затем восьмерку в горизонтальном положении так, как описано в методике В.Ф. Базарского). (Слайд 6)
4-й участник программы _________________________________
Я расскажу о правильной рабочей позе ученика во время занятий за столом или во время работы за персональным компьютером. Она позволяет избежать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию. (Слайд 7)
Для этого длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер школьника, высота равняться длине голени, голеностопный, коленный и тазобедренный суставы при сидении – образовывать прямой угол. При таком положении ног не возникает напряжения мышц.
Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка. При письме – сидеть с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы. Нельзя класть ногу на ногу или скрещивать их. Это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов.
Голова должна быть наклонена чуть вперед. Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) – 30-35см. Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
Непродолжительные отклонения от рабочей позы, нужны для отдыха, расслабления.
Релаксация (В сопровождении музыки Алексея Архиповского «Золушка» мах 3 мин.)
Релаксация (от лат. relaxatio – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.
Особенно важное значение релаксация приобрела во второй половине ХХ века, когда в развитых странах резко возрос темп жизни, люди стали меньше спать и стали более подвержены стрессу. А разрушительное влияние психологического стресса на организм доказано уже давно.
Зачем нужна музыка во время релаксации?
Музыка помогает нашему не перестающему работать разуму перенестись в тихое, спокойное место, замедлить бег, насладиться шумом морского прибоя, или побывать в Тибете. Мы слышим звук – рождается картинка: вот идет дождь или мы сидим на берегу реки, а рядом лес и поют птицы.
Учитель: Закройте глаза, представьте, что вы в саду. Светит солнце, и вы чувствуете теплые лучики, которые ласкают ваше тело. Вокруг деревья, вы чувствуете их ароматный запах. Все вокруг спокойно и вы спокойны. Ваше дыхание медленное и спокойное. Вдох – выдох… Вдох – выдох…Вы входите вглубь сада, и перед вами стоит, раскинув ветви, яблонька с налитыми яблочками. Потрогайте их. У вас появляется желание насладиться их незабываемым вкусом. У вас поднимается настроение. Вы чувствуете себя самым счастливым человеком на свете.
Ребята, вот мы с вами и побывали в сказке, а кто из вас услышал какой музыкальный инструмент звучал?
Регулярные занятия релаксацией снижают мышечное (и, следовательно, психическое) напряжение, увеличивается устойчивость к стрессу, усиливается внимание, и проявляются другие положительные влияния релаксации.
Подведение итогов
Учитель: Оцените пожалуйста свою работу на уроке самостоятельно с помощью жетонов разного цвета, на которых написаны баллы. Вам остается выбрать нужный жетон, написать на обратной стороне свою фамилию и передайте на стол учителя.
Запишите, пожалуйста, домашнее задание. (Слайд 8)
Домашнее задание: Учебник параграф 7.1. Повторить упражнения для снижения умственного и физического утомления. Правильно планируйте свой режим труда и отдыха, при необходимости вносите изменения при ухудшении самочувствия для снижения отрицательных факторов.
– Наша передача подошла к концу! Спасибо всем!