Музыкальная гостиная Детский альбом П. И. Чайковского


Творческий проект
«Музыкальная гостиная «Детский альбом»
П. И. Чайковский»
В течение этого учебного года мы изучали с детьми произведения из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Дети очень чутко реагируют на произведения этого цикла, музыка яркая, доступная, понятная для восприятия детьми. Мы слушаем музыку, беседуем, рассматриваем иллюстрации, инсценируем некоторые пьесы, танцуем под эту музыку, играем и поём её. Мы много рассказываем о Чайковском, и как итог этой работы – проводим «Музыкальную гостиную».
Такой опыт работы мы решили систематизировать и оформить творческим проектом, в котором дети являются главными действующими исполнителями.
Работа над творческими проектами музыкального цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей со взрослыми педагогами даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности6 пении, игре на фортепиано, актерском мастерстве, хореографии.
Паспорт проекта:
Название проекта: «Музыкальная гостиная «Детский альбом» П. И. Чайковского»
Автор проекта: А. М. Ковалев – педагог – организатор, педагог по классу актерского мастерства
Соавторы проекта: Ю. Н. Ковалева – педагог дополнительного образования, педагог по классу вокально-хоровых дисциплин, Е. А. Кабанская – педагог дополнительного образования, педагог по классу фортепиано, концертмейстер.
Участники проекта: воспитанники структурного подразделения «Детская школа театрального искусства»2-3 года обучения, театр песни «Орфей» рук. Ю.Н. Ковалева, студия «Интересный французский» рук. Е. В. Шалимова, студия «Игра на фортепиано» рук. Е. А. Кабанская, народный театр «Ренессанс» рук. В. Н. Зажарская.
Актуальность проекта:
Приобщение детей к подлинному искусству, развитие и становление музыкальной культуры поможет побороть негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными шоу. Музыка является одним из важных средств воспитания духовности человека. Главная задача педагога – увлечь ребенка музыкой, сделать так, чтобы слушание музыки стало его потребностью. Поэтому так важно в детстве приобщить детей к подлинному искусству, способствовать становлению их музыкальной культуры. В. А. Сухомлинский отмечал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами».Это возможно лишь при погружении детей в мир классической музыки, воспитании личности на ее классических образцах.
Гипотеза:
Предполагая, что приобщая детей школьного возраста к творчеству русского композитора П. И. Чайковского, сформируются основы нравственно – эстетического развития детей.
Новизна:
Развитие у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, самостоятельности, средствами театральной педагогики. Сотрудничество детей младшего и старшего возраста с педагогами - актерами театра «Ренессанс».
Цель: 
Познакомить детей с творчеством русского композитора П. И. Чайковского, изучая цикл музыкальных произведений «Детский альбом».
Задачи:
- привить любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского;
- развить музыкальный вкус, музыкальные и творческие способности детей;
- создать условия для получения детьми удовольствия от общения с классической музыкой, представляя слуховые образы зрительными;
- научить слушать, анализировать, понимать содержание музыкальных произведений;
- научить импровизировать, фантазировать под музыку;
- обогатить словарный запас.
Срок реализации:
Сентябрь- Декабрь 2016 года 
Предполагаемые результаты:
Для педагогов:
1. Появление интереса к классической музыке и использование её в разных видах деятельности.
2. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов в музыкально-театральной деятельности.
Для воспитанников:
1. Более качественное усвоение знаний в непосредственно образовательной деятельности.
2. Развитие образного мышления и творческого воображения детей.
3. Появление интереса к различным формам музыкальной деятельности.
4. Формирование эмоционально-оценочного отношения к музыке.
5. Проявление творческого самовыражения.
Для родителей.
1. Повышение музыкальной культуры.
2. Ориентация на эмоционально – личностное и эстетическое развитие ребёнка в семье.
3. Заинтересованность и взаимодействие родителей, детей, педагогов в процессе музыкально - эстетического воспитания.
Механизмы реализации:
-изучение материалов по теме;
-разработка системы занятий;
-разработка творческого проекта;
-оформление зала;
-проведение «Музыкальной гостиной».
Содержание проекта
I ЭТАП – подготовительный.
Срок реализации – сентябрь.
Цель: Подобрать необходимый по теме материал, систематизировать и подготовить к применению в рамках проекта.
Содержание деятельности:
1. Сбор и изучение материалов по теме: статьи Л. Осиповой, В. Горностаевой, Н. Катиной; биографические данные; справочная литература.
2. Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений (публикации О. П. Радыновой). Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы и нормативных документов по проблеме.
3. Выявление уровня знаний детей по результатам мониторинга.
4. Разработка перспективного плана: система занятий, бесед, интегрированных уроков и репетиций.
II ЭТАП – продуктивный (основной, практический).
Срок реализации – октябрь, ноябрь.
Цель: Реализация проекта. Расширение знаний детей о классической музыке, о великом русском композиторе П. И. Чайковском, об истории создания его «Детского альбома».
Беседы:
1. П. И. Чайковский – великий русский композитор, жизнь и творчество.
2. История создания «Детского альбома».
3. «Европа – история с географией» (Рассказ о странах, где бывал Чайковский, народах, обычаях). Совместная работа с педагогами, родителями – сбор материала, использование слайдов, видео.
4. Подбор костюмов середины 19 века для участников проекта.
5. Подборка видео слайдов на «Утреннюю молитву»
6. Съемка фильма в храме на музыку «В церкви»
III ЭТАП – заключительный.
Срок реализации - декабрь.
Цель: Обобщение опыта работы, анализ эффективности реализации проекта.
Содержание деятельности:
1. Проведение «Музыкальной гостиной» совместно с детьми, педагогами, родителями.
2. Оформление материалов проекта с целью дальнейшей трансляции:
представление проекта на педагогическом совете, на сайте ОУ.
3. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта.
4. Создание презентации по итогам реализации проекта.
  
Используемая литература:
1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы.
2. И. А. Новоскольцева, И. М. Каплунова. Ладушки.
3. П.И.Чайковский, ст. В. Лунина. Ноты «Детский альбом».
4. П. И. Чайковский. «Детский альбом» (фортепианные ансамбли в 4 руки).
5. Мультипликационный фильм «Детский альбом».