Логопедическое занятие на тему Развитие звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза слов типа МОСТ
Логопедическое занятие 2класс
Тема
Логопедическая: Развитие звуко – буквенного и слогового анализа слов
типа МОСТ
Лексическая: Мосты Санкт - Петербурга
Цель: формировать звуко - буквенный и слоговой анализ слов изучаемого типа
Задачи:
-учить оперировать звуком и буквой
- развивать пространственную ориентацию
- развитие мелкой моторики
- развитие логического мышления
- расширение словарного запаса по лексической теме
- развитие общей моторики
-прививать любовь к родному городу
Оборудование: фотографии мостов Санкт-Петербурга, карточки с заданиями, презентация.
I Организационный момент-Сядет тот, кто назовёт слова состоящие из одного слога.
I I Сообщение темы
Отгадайте загадку
На болоте родился,
Трижды крестился,
В боях не сдавался,
Героем остался.
I слог в слове Петя, I I слог – ветер, I слог – бусы, I I звук – гром, кругом – 4звук
Санкт – Петербург – гранитный город,
Взнесенный, словом над Невой,
Где небосвод давно расколот –
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов! (Н. Агнивцев)
Разгадайте кроссворд и вы узнаете, о чём конкретно
М У З Е Й
Б О Л О Т О-Как перебраться с одного
О С Т Р О В острова на другой?
П Ё Т Р
Мы едем на экскурсии, чтобы посетить их. Приезжают иностранцы, чтобы посмотреть их.
Что было раньше на месте нашего города.
Что это такое: Васильевский, Крестовский, Заячий …
Благодаря кому теперь на карте России, есть наш город
-Найдите слово по вертикали
(Самое большое число мостов среди городов мира имеет Санкт-Петербург. Их – 500. Только в центральной части города около – 300)______________
______________
О О О О
М О С Т
2)Составьте слова, которые имеют такую же структуру.
Стоп, кенгуру, насос, гвоздик - ПУСК
Облако, бабочка, книга, стрекоза - БАНТ
Ветка, игла, нога, торт - ВИНТ
Овод, крот, срок, часы - ВОРС
- Какое слово лишнее? Почему?
(Лишнее слово винт, потому что первый звук мягкий)
Составьте мост из частей (Учащимся раздаются картинки моста разрезанные на 5 частей) Приложение 1III Развитие общей моторики
Представьте, что вы деревья в Летнем саду.
Налетел ветер, закачались деревья.
Сначала вечер был слабый, потом сильный, потом штормовой
Затем – ураганный (деревья сильно раскачивались, гнулись до земли
Влево, вправо, вперёд, назад
Но вот ураган кончился, выглянуло солнышко. УЛЫБНУЛОСЬ
Давайте улыбнёмся друг другу
И в Летнем саду воцарился мир, покой, шелест листьев и пение птиц.
I V
-В нашем городе есть цветные мосты. Решив примеры вы отыщите названия мостов5 – 4=1 З10 – 7=3 Н5 + 2=7 Й
6 + 1=7 Й9 – 5=4 И4 + 1=5 Н
10 – 5=5 Н3 + 2=5 Й10 – 7=3 А9 – 5=4 Ё8 – 7=1 С9 – 7=2 Р1 + 1=2 Е4 – 2 =2 И4 – 3=1 К
4 – 1=3 Л2 + 2=4 С4 + 2=6 Ы3 + 3=6 Ы
V Работа с изографами
(ШПИЛЬ, ФОНТАН, ФОНАРЬ, СОБОР, МАЯК, МОСТ)
-Какие слова являются словарными? (фонарь, фонтан, маяк, канал)
V I Работа с деформированным текстом
-Составьте предложения так, чтобы получился рассказ.
- Много, рек, каналов, и, по, городу, протекают, нашему
- Они, на, сушу, острова, разделяют.
-Мосты, с, острова, на, перекинуты, остров.- Вдоль, протянулись, набережные, рек, красивые, и, каналов
V I I Конкурс знатоков Петербурга
Найдите лишнее
-Нева, Волга, Фонтанка, Мойка
-река, канал, залив, мост
-сад, дерево, сквер, парк
- Дворцовая площадь, Красная площадь, Сенная площадь
-Улица, проспект, переулок, дом.
Вопросы на засыпку:
-Какие кружева нельзя смотать в клубок
- Кому установлен памятник в Петербурге на каменной скале?
- Для чего разводят мосты на Неве?
- Назови главную улицу нашего города.
- Почему Дорога жизни так названа?
I X Итог занятия-Назовите ваше самое любимое место в нашем городе.
Дополнительный материал:
Игра «Подскажи словечко»
Над красавицей Невой липы шелестят …(листвой)
У Летнего сада такая примета,
Здесь раньше всего начинается …(лето)
Загадочный город у устья Невы,
Его охраняют гривастые …(львы)
Под звуки салюта и шелест листвы
Над невской водою повисли …(мосты)
Сияет купол высоко, он цвета золотого
Здесь для залётных облаков постель всегда …(готова)
У Дворцового моста есть секрет большой,
Днём как все мосты висит, ночью …(разводной)
Грамматическая тема: Существительное часть речи, обозначающая предмет
-закреплять знания о частях речи
-Услышав название , ответить
Казанский …соборМедный …всадник
Невский …проспектРостральная …колонна
Летний …садРусский …музей
Финляндский …вокзалАничков …мост
Васильевский …островНарвские …ворота
Зимний …дворецДворцовая …площадь
Петропавловская …крепостьФинский …залив
Марсово …полеОбводный …канал
Гостиный …двор
-Кто помнит слова, которые вы отвечали?
- На какой вопрос отвечают эти слова? (что?)
- К какой части речи они относятся? (имя существительное)
- Что обозначает это часть речи? (предмет)
Разгадывание ребусов, определение частей речи.
Составление маленьких существительных из большого слова
А Д М И Р А Л Т Е Й С Т В О
(адмирал, мир, лето, Дима, сто, ствол, дама, дар, тело, рама, вода, дело, ворс, Ира, Рита, том, идеал, рот, торт, лот, лад, вор, вол, мода …)2880360-1965960Приложение 1