Внеклассное мероприятие на тему Труженики тыла (6 класс)
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны (исследовательская работа по краеведению)
Содержание
Введение. Уже далекий 1941 год.
I Глава. Все для фронта, все для победы!
1. Трудовой фронт Ставрополья.
2. Самоотверженный труд женщин и детей в годы войны.
II Глава. Вклад моих земляков в победу.
1. Преображенцы в годы Великой Отечественной войны.
2. Война в жизни и судьбе Панасенко Марии Дмитриевны……….
Заключение.
Цена победы.
Если завтра война, если враг нападет,
Если темная сила нагрянет, -
Как один человек, весь советский народ
За свободную Родину встанет!
Введение
Наша страна готовится к 66-летию Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
На уроках истории, литературы и географии мы изучали историю нашей Родины. Немало времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть коснулись темы «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны». Меня заинтересовала данная тема, и я взяла ее для своей работы. Хотелось больше узнать о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем. Этим было продиктовано мое желание узнать от живых свидетелей того времени о жизни народа в годы Великой Отечественной войны, познакомить со своими исследованиями как можно больше людей. В этом заключается практическое значение моей работы.
В художественной и научной литературе имеются работы ставропольских и других авторов по данной проблеме, которые я использовала. Еще я просмотрела и перечитала много книг о войне. Особенно мне понравились книги: Н.Доризо «День нынешний и день вчерашний» и Н.М.Олещенко «Во имя победы». В этих книгах, в стихах показана вся Великая Отечественная война, жизнь в военные годы. Мне понравилось стихотворение Майи Румянцевой «Баллада о седых». Многие стихи переложены на песни. Эти песни пели в военные годы на фронтах и в тылу. Их пели и поют сейчас. Например: «Враги сожгли родную хату» на стихи М.Исаковского. Эти книги о мужестве и героизме людей, которые сражались за нашу Родину, о страданьях по погибшим родным и друзьям, о тяжелых испытаниях, которые легли на плечи детей и взрослых в военные годы.
Мне интересно было читать книгу «Война. Народ. Победа» И.М.Данишевского, в которой помещены воспоминания тружеников тыла и письма солдат на фронт. Они захватывают душу, защемляют сердце, становится даже страшно, что такое происходило всего 65 лет тому назад на нашей Родине. И, когда читаешь, даже наворачиваются слезы. После чтения этих книг, газет я почувствовала благодарность поколению ветеранов, которых осталось уже немного, благодарность к тем, кто отстоял родину и свободу в тылу и на фронтах от иноземных захватчиков.
Изучив и проанализировав список тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны, я построила диаграмму, которая отражает возраст тружеников - детей войны! Встречалась и беседовала с тружениками тыла. Несколько раз встречалась с Панасенко Марией Дмитриевной, которая много рассказывала о своей жизни. Ее судьба, судьба ее семьи - яркое отражение истории нашей страны. В приложении подобраны материалы, показывающие трудовой героизм этой женщины, которая начала работать с 10 лет, потеряла многих родных, здоровье, возможность учиться. Научное значение работы заключается в выявлении условий жизни, работы в военные годы людей, проживающих рядом с нами, что позволит проанализировать их жизнь и цену победы.
Цель работы: доказать через изучение литературы, через воспоминания живых свидетелей военных лет, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.
При выборе методов исследования использовала встречи и беседы с тружениками тыла, изучала художественную и научную литературу, изучала сельские архивы.
Исходя из вышеизложенного определились этапы работы:
1. Знакомства и встречи с людьми - тружениками тыла.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. Работа с архивными материалами.
4. Анализ возрастного состава тружеников тыла.
5. Оформление работы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Изучить условия жизни народа в военные годы (из литературных источников и бесед) и в настоящее время.
2. Показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла, узнать, какую цену заплатил каждый из них, приближая победу.
В ходе работы я познакомилась с односельчанами тружениками тыла. Встречаясь с ними, я отметила нежелание некоторых из них вспоминать о тех страшных годах. Объясняют они это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Они как бы заново переживают то время. Ведь многие из них потеряли на войне своих самых родных и близких людей, вся их жизнь изменилась, перевернулась.
Самое главное я поняла, что все уходит в историю. Страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к прошлой войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Это я и хочу показать в своей работе.
I Глава
22 июня... Когда листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных, людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, первая победа над страшным врагом - все это было в 1941 году. Тяжелые годы 1941-1945 гг. Весь народ - и стар, и млад, встали на защиту своей Родины.
9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободивший не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с дымных полей войны.
Во всех уголках нашей страны шла перестройка экономики на военный лад, всюду изыскивали, мобилизовывали средства и ресурсы для оказания помощи фронту. Собирал силы и наш Ставропольский край...
В ходе войны перед тружениками всей страны и также нашего края, вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны...
Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности. Инициатива и творчество рабочих и инженерно- технических работников были направлены на совершенствование производственных и технологических процессов, увеличение выпуска продукции при минимальных затратах труда, материалов и денежных средств.
В годы войны трудящиеся края внесли в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны более 8 миллионов рублей; 35тысяч пар обуви; 57тысяч комплектов одежды; более 290 тысяч пудов продовольствия; собрали сотни тысяч рублей на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилий; отправили на фронт 253 вагона с подарками.
В колхозах в 1941-1942 годах было выработано почти столько же трудодней, сколько в 1940 году, при сокращении числа трудоспособных почти вдвое. Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край из арсенала шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.
Станки стояли прямо на снегу,
К морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу...
Но мы твердили, нет, не чудеса...
Мы просто фронту честно помогали
Я горжусь, что мои земляки делали все, что могли для победы в тылу и на фронте. Несмотря на суровые условия , жители нашего края внесли весомый вклад своим трудом в победу над врагом.
2 Часть
Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. В первые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
В те тяжелые, трудные годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.
Женщины - это самое хрупкое существо на земле, они встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны.
Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны - пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.
Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет, ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят, которым нынче уже за 80! Война разом оборвала их звонкие песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам - всюду солнечное утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики, колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» - этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли свыше 200 тысяч пионеров и школьников края. Около миллиона трудодней выработали вместе со своими учителями учащиеся старших классов. В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И по истине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна.
Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. В 1942 году пионеры и школьники края вновь оказали большую помощь в уборке урожая. На сельскохозяйственных работах было занято 193 тысячи учащихся. Вместе с учителями они выработали около двух миллионов трудодней, заработали 800 тысяч рублей.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.
Дети войны. Вам посвящены эти строки.
Эпохой бессмертия мы рождены
И помнить обязаны свято:
Взрастило нас время, мы - дети войны,
За нас умирали солдаты
Я считаю, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.
II Глава
Война не обошла стороной и наши села Преображенское и Херсонское. Это были трудные, тяжелые годы изнурительного труда, ожидания. Началась война, и все мужчины ушли на фронт. Односельчане вместе со всем советским народом сражались на всех фронтах и самоотверженно трудились в тылу. ……………… человека не вернулись с полей сражения. В память о павших в центре села Преображенского установлен обелиск.
В нашем селе есть люди, которые во время Великой Отечественной войны защищали нашу Родину от врагов и трудились в тылу. В разном возрасте встретили и переживали войну. Самым младшим труженикам тыла было около 10 лет. В результате своей работы я пришла к выводу, что в возрасте от 10 до 15 лет были основные труженики того времени - их 37 человек , от 15 до 20 лет - 25 человек, свыше 20 лет - 71 человек. Вот некоторые из тех, с кем я встречалась и беседовала.
Пономаренко Анастасия Филипповна, в свои 17 лет она работала в колхозе. Анастасия Филипповна вспоминает: «Работать было тяжело, больше времени находились в поле, - на работе. Даже пить и умываться порой приходилось из лужи. Жилось очень трудно».
Бочарникова …..говорит о том, что начала работать с 12 лет. Работала с 8 часов утра до 8 часов вечера. Продукты давали по талонам, хлеб давали 800 граммов на семью. Работала дояркой. Все время чувствовали себя голодными. Было трудно: ныли руки, спина, до работы было очень далеко ходить. На работе все уставали, потому что нужно было ухаживать за скотом, косить сено, возить дрова, воду. Все это делали дети и женщины.
Из бесед со всеми тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, непосильный детский труд, изнурительная тяжелая работа, недосыпание.
2 Часть
Подробнее я хочу рассказать о Панасенко Марии Дмитриевне- труженике тыла, ветеране труда. До школы она жила у своих деда с бабкой, которые ее очень любили. «В огороде у бабушки росли огромные подсолнухи, кочаны капусты. Семена культур она всегда собирала свои. В деревне этого никто тогда не делал», - вспоминает Мария Дмитриевна . Научил прапрадедушка своих сыновей разным ремеслам. Они были умельцы по дереву, делали мебель - резную, красивую; сани, телеги, прочую утварь, обувь, одежду. Женщины ткали, шили, вязали кружева, вышивали. Дед работал животноводом. Имели большое хозяйство: восемь лошадей, коров, кур, свиней, овец, была своя молотилка. Все делали своей семьей, которая состояла уже из двадцати взрослых человек: сеяли, жали, молотили. Женщины работали по дому, мужчины в поле. В семье не было лодырей, все работали, и поэтому жили хорошо. Началась война. В 1941 году четверо сыновей и четыре зятя пошли на фронт. С войны вернулись два сына, а четыре зятя и два сына погибли. Детство у Марии Дмитриевны было тяжелое: довоенное и военное. Когда началась война, ей было всего 10 лет. Отца забрали на фронт. И жила она с матерью и с 4 сестрами и братом. Военное время она помнит только по работе: пилили чурочки для тракторов, дрова для школы и фермы, помогала матери ухаживать за колхозным скотом; возили сено, солому на лошадях, затем сами разгружали телеги и складывали корма, молотили и жали хлеб. Постоянно болели руки, спина. Было очень тяжело. В военное время все это делали женщины и дети. Летом жара, мухи и комары. За время войны было только одно дождливое лето. Не было керосина, соли, хлеба, пекли овсяный хлеб из не сеяной муки. Зимы были холодные. Птицы мерзли на лету. Сено в зародах перемерзало сверху. За сеном ездили по двое двенадцати-четырнадцатилетних подростков. Мерзлое сено было очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались.
Она вспоминает: «Забрали отцов наших на фронт, у кого-то они вернулись домой, а кто-то похоронку получил. Нас осталось у мамы пятеро. Отец смог написать только одно письмо, погиб. Мы держали корову - приходилось отдавать масло, мясо, картошку сажали - и крахмал отдавали, и свежей рассчитывались и нарезанную лапшой и высушенную забирали у нас для фронта. А весна придет, лебеда да крапива поспевает, а брат рыбки поймает. Муки давали по 5 кг на 10 дней, но для фронта ничего не жалели. Как вспомню все это, слезы бегут».
Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали этот день, как могли, и дождались победы.
Но вся жизнь пошла по-другому. Ушло детство с войной. Некогда было играть, учиться. Нужно было помогать матери растить младших детей, помогать ей на трудной колхозной работе. Не стало отца, мужчины в доме. Все, как и в войну легло на плечи матери и детей. У многих с фронта никто не вернулся, как и не вернулся отец у Марии Дмитриевны.
Встречаясь с этими людьми, разговаривая с ними, удивляешься, откуда у них (женщин, детей, стариков) брались силы. Все они трудились добросовестно, о чем свидетельствуют их награды. За доблестный труд, за участие в трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны Мария Дмитриевна награждена медалью, хотя тогда ей было 11-15 лет. Награждены были всего 6 человек в колхозе. До войны она успела закончить всего 4 класса, а после войны еще 3 класса. Нужно было помогать матери. Она была красивая, трудолюбивая, многим парням нравилась. В 17 лет она вышла замуж за Дмитрия из большой крестьянской семьи, в которой было 9 детей.
Всю войну будущий ее муж подростком работал в селе, наравне с ней. Был награжден медалью «За доблестный труд в годы войны».
Трудолюбие Мария Дмитриевна получила в наследство от своих деда с бабкой. Но война помешала ей получить образование и профессию. Тяжело, трудно приходилось всю жизнь: часто работала на двух работах, чтобы с мужем содержать свою большую семью.
Мария Дмитриевна работала за свою жизнь дояркой, бухгалтером, , завтоком в родном колхозе. Везде работала хорошо. Умела она многое делать и делает сейчас: вышивала гладью, вязала крючком и спицами, а сейчас в основном вяжет носки, варежки, прядет пряжу, занимается много в огороде и по домашнему хозяйству.
В 1995 году у Марии Дмитриевны с Дмитрием Петровичем была золотая свадьба. Прожили они к тому времени вместе 50 лет. Все было: и хорошее, и плохое, радость и горе. В 30 лет умер младший сын, умница и добрая душа. Остальных вырастили и выучили, дали всем образование и умение трудиться в доме, на огороде и производстве. Муж у нее умер.
Своими детьми и внуками Мария Дмитриевна гордится.
Заключение
Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны. Он обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и завоевания великой победы.
Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла, 199 из них было присвоено звание героя Социалистического Труда, более 204 тысяч награждены орденами и медалями. Специально учрежденной медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» награждено 16 миллионов рабочих, колхозников, представителей интеллигенции. 9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.
Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства, культуры края были удостоены памятной медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Призыв Коммунистической партии - «Все для фронта, все для победы над врагом» - был активно поддержан всем советским народом.
Рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция Ставропольского края также внесли свой значительный вклад в общенародную борьбу с врагом. И Родина не забыла их, достойно отметила их самоотверженный труд. За годы войны более 20 передовых производственных коллективов и групп трудящихся края были награждены орденами и медалями Советского Союза. Всего по неполным данным в годы войны в крае было награждено 1403 труженика тыла, в том числе:
Орденом Ленина - 58
Орденом Кутузова I степени - 1
Орденом Трудового Красного Знамени - 143
Орденом «Знак Почета» - 401
Орденом Отечественной войны I и II степени - 16
Орденом «Красной Звезды» - 180
Медалью «За трудовую доблесть» - 316
Медалью «За трудовое отличие» - 288
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война - ожесточенная схватка советского народа со злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Советские люди напрягли все силы для спасения Родины и ее независимости и добились победы. Но эта победа была завоевана ценой огромных жертв.
Сколько матерей не дождались своих сыновей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. То было тяжелое для нашей Родины время.
Путь к победе был тяжелым и долгим. Она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Во имя победы погибло 20 миллионов наших соотечественников. Советский народ проявил массовый героизм на фронте и в тылу.
Я поняла, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей. Бороться за мир - обязанность живущих на земле, поэтому одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. Нам есть чему у них поучиться.
Преображенское - это удивительное село, в котором я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для этой работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не будет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
Я хочу показать молодому поколению, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2. Их большая часть - женщины, старики и дети с 10-летнего возраста.
3. Они строили объекты, занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, выпуском оружия для фронта и поставкой его туда.
4. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.
5. Страшную цену заплатили труженики тыла, как и весь народ за победу в Великой Отечественной войне.