Конспект урока по музыки на тему Романтические образы в творчестве Ф.Шопена

Конспект урока музыки в 7 классе (2 четверть)
по программе: Музыка. 1 -  7  классы. / Сергеева Г.П., Критская Е.Д.-
М.: Просвещение, 2015г.
 
Использование ЦОРов:
2.     «Энциклопедия классической музыки». – 2002, «Коминфо».
3.     Ф.Шопен «Избранные произведения»
 
Тема урока по учебно-тематическому плану:
Романтические образы в творчестве Ф.Шопена
Форма и тип урока: Комбинированный  урок по сообщению нового учебного материала
 
Эпиграф (художественно-педагогическая идея): 
Мечтатель пылкий, благородный
Властитель фортепьянных сцен
Поэт мелодии народной –
Всё это. (Фредерик Шопен)
 Цель урока: познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие  музыкальных образов  вальсов Ф.Шопена
Воспитательные:                      
1.     Воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним.
Обучающие:
2.     Формирование у учащихся представления об эпохе романтизма в искусстве, закрепление имеющихся знаний  о музыке польского композитора Фредерика Шопена.
Развивающие:
Развитие восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса, навыков  коллективного исполнения музыкальных произведений.
Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ на примере вальсов Ф.Шопена.
Форма и тип урока: Комбинированный  урок по сообщению нового учебного материала
Оборудование:  - компьютер,   мультимедийный проектор, экран, фортепиано
 Презентация для сопровождения урока музыки
Методы музыкального образования, используемые на уроке:
Музыкальные:
-метод эмоциональной драматургии;
-метод наблюдения за музыкой;
-метод сопереживания;
-метод размышления о музыке
Общепедагогические:
-по источнику знаний: практический, наглядно-слуховой, словесный;
-по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, приобретение знаний, закрепление приобретенных знаний, проверка знаний, умений, навыков;
-по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, игровой;
-по дидактическим целям: методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний.


Оборудование:
- компьюте
- мультимедийный проектор
- экран
  Этапы урока:
·-организационный этап;
-этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
-этап усвоения новых знаний;
-этап проверки понимания учащимися нового материала;
-этап инструктажа по выполнению домашнего задания;
подведение итогов урока.

Учитель:Фетхуллова Ольга Владимировна 
Ход урока:
 
Организационный этап.
У: - Известный  советский педагог В.А.Сухомлинский писал:
«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
 
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 У: - Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу
Тема нашего урока сегодня: Романтические образы в творчестве Ф.Шопена.
Послушайте стихотворение английского поэта  Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?
 
О, как люблю я в ясный летний час,
Когда заката золото струится
И облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас,
На миг от неотступных дум забыться
И с просветленною душой укрыться
В заглохшей чаще, радующей глаз.
 
(Дети делятся своими впечатлениями)
 
Этап усвоения новых знаний.
   Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.
   «Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».
    Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.
   Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.    
Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства.
    Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как
песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада.
    Разнообразнее и ярче стали краски звучания оркестра, раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка.
    Многие композиторы создают виртуозную музыку, и по сей день представляющую трудность  для исполнения.
    В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.
   Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и,  конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.
 
Здесь в зале сам Шопен,
И сладок песен плен
И чутко ловит слух
Музыки длинный звук.
 
Рояль, как белый дух,
Мелодия плывет,
То радость в сердце льет,
То светится печалью.
Мелодия плывет
 
И легкий вальс цветет –
То плачет, то смеется,
То к небу вознесется,
То эхом отзовется  -
 
Любви воспоминанье
И гения дыханье.
(звучит «Вальс №6»)
 Задание для 1:
Определить из текста, о каком композиторе идет речь.
Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар  мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.
В полонезах, балладах композитор рассказывает о своей стране, о красотах её пейзажей. Вместе с тем он исключительно самобытен.
 
Задание 2 : определить из текста, о каком композиторе идет речь.
Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ написала газета, ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей.
 
 Задание 3. Определить из текста, о каком композиторе идет речь.
Это необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Этот композитор - «певец и душа фортепиано». Он прожил короткую, но яркую жизнь, осветив гением своего  творчества всю будущую судьбу фортепиано. Его родная сестра Людвика выполнила его последнюю волю: отвезла на родину его сердце, которое и поныне покоится в Варшавской церкви Святого Креста. Поляки испытывают гордость за своего соотечественника. Через каждые 5 лет в Варшаве проходит международный конкурс, названный его именем, где участники демонстрируют игру, мастерство, соревнуясь в исполнении его музыкальных произведений.
Учитель  – О каком композиторе идет речь? Кто узнал?
Учащиеся -  Это польский композитор – Ф.Шопен

У: - Почему этот вальс называют вальсом – минуткой?
     - Какое настроение передает музыка?
     - Как она построена?
     - Каков музыкальный образ?
   (дети отвечают)
У: - Легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки. Волчок, юла – изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение.
     Не смотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества.
 
    Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе.
  
(звучит «Вальс №7» си-минор)
  
У: - Какая частица жизни заключена в этом произведении?
     - Каково его построение?
(ответы детей)
 
 У: Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?
    
Д: - Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.
 
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
 
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
                            (Л.Озеров)
 
У: - Кого можно представить, слушая это произведение?
 
Д: - Человека – мечтателя, человека – романтика.
 
У: - Это мужской или женский образ?
 
Д: - Скорее, женский.
 
У: Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.
 
« Композитор много и охотно играет для нее () Момент расставания () был очень трогательным () Мария взяла из букета розу и протянула её Ф.Шопену. Глубоко взволнованный, он сел за рояль и сымпровизировал вальс () Целый год продолжалась переписка. Письма Марии к Шопену становились все более сдержанными, затем их отношения и совсем прекратились () К этому времени относится, вероятно, сочинение Шопеном знаменитого, Седьмого вальса. Может - это горестное прощание с ней.»
     (Из книги Л. Аурбаха «Рассказы о вальсе»)
 
Этап проверки понимания учащимися нового материала.
   Два вальса – два образа. Давайте, сравним их. Перед вами слова, которые нужно распределить в 2 столбика так, чтобы они смогли охарактеризовать эти музыкальные образы. Для того, чтобы правильно выполнить эту работу, мы еще раз послушаем эти произведения, и только после этого приступим к самостоятельной работе.
 
(Повторное слушание «Вальса №6» и фрагмента «Вальса №7» Ф.Шопена)
 Задание 1: Перед вами слова, которые нужно распределить в 2 столбика так, чтобы они смогли охарактеризовать эти музыкальные образы.
Словарь эстетических эмоций .
Радостно. Мягко. Весело. Звонко. Взволнованно Ласково. Игриво. Трогательно. Задорно .Ярко. Поэтично. Порывисто. Нежно.  Задушевно. Шутливо. Спокойно. Светло. Безмятежно. Таинственно 
 
Задание 2 : Выбрать цветовую гамму, созвучную характеру вальса.
 
Задание 3: Выбрать образ, соответствующий характеру вальса и дать объяснение, какой вальс создан на родной земле, а какой – в разлуке от неё:
Не смотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества. Женский  радостный образ. Вальс №6 «Минутка» - стремительный, легкий, светлый, выражает радость и восторг.
(Повторное слушание «Вальса №6» и фрагмента «Вальса №7» Ф.Шопена)
1.Ф.Шопен «Вальс №6»    
2.Ф.Шопен «Вальс №7»
 
   « Композитор много и охотно играет для нее () Момент расставания () был очень трогательным () Мария взяла из букета розу и протянула её Ф.Шопену. Глубоко взволнованный, он сел за рояль и сымпровизировал вальс () Целый год продолжалась переписка. Письма Марии к Шопену становились все более сдержанными, затем их отношения и совсем прекратились () К этому времени относится, вероятно, сочинение Шопеном знаменитого, Седьмого вальса. Может - это горестное прощание с ней.»   (Из книги Л. Аурбаха «Рассказы о вальсе»)  Вальс №7
Молодцы! С заданием сп
        
Учитель -  C музыкальным романтизмом можно встретиться не только в инструментальной музыке XIX века. Романтические образы присутствуют и в вокальной музыке. Их можно встретить и в музыке нашего времени. Ярким примером может быть песня Евгения Крылатова «Прекрасное далеко», с которой мы знакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним ее.
 5.Пение:
 (Вокально-хоровая работа над песней)
-обратить внимание на дыхание; на ритмический рисунок; на чистоту интонирования.
-добиваться характерного исполнения
-исполнение по рядам
6. Рефлексия. Итог А теперь давайте свое отношение к музыке Шопена выразим с помощью синквейна.
Музыка Шопена – великое искусство, оно существует, живет до сих пор. Музыка Шопена была признана гениальной еще при жизни, ее любят и понимают и в наши дни.
Его музыка живет вместе с нами. Она украшение этого мира  – мира чудесного, радостного и неповторимого.
 
Закончить урок я хочу словами.
Мечтатель пылкий, благородный
Властитель фортепьянных сцен
Поэт мелодии народной –
Всё это Фредерик Шопен.
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.
У: Каким вы представляете себе человека – романтика? «Нарисуйте» его словесный портрет.
Подведение итогов урока.