Презентация Предметно-развивающая среда познавательно-речевого развития
Предметно-развивающая средапознавательно-речевого развития.МКДОУ детский сад «Родничок»Подготовила учитель-логопед: Дуплинская Н.А..2016 год
Роль предметно – развивающей среды в коммуникативном развитии ребенкаОдно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно – развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка. В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:1. Речь педагога. 2. Методы и приемы разных сторон речи детей. 3. Специальное оборудование для каждой группы.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
В пустых стенах ребенок не заговорит «… заметила в свое время Е. И. Тихеева. Насыщая групповое пространство, надо учитывать в первую очередь то, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, и общении. Насыщая групповое пространство, педагоги заботятся в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно–речевого развития детей.
Предметно – развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Окружающая среда рассматривается как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности. Организовывая, предметную среду необходимо придерживаться следующих принципов.
Принципы построения развивающей среды в группе. 1. Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения»2. Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «гараж», «спортивный».3. Принцип «стабильности – динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изо деятельность + настольные игры»4. Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», «гараж», изо деятельность».Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Наличие материала в уголках «Развития речи», «Книжном уголке»Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.Дидактический игры (на составление слов из слогов, составление простого предложения, на умение находить место звука в слове).Книги для чтения.Пособия для развития мелкой моторики: прописи, шнуровки, пальчиковые игры.Зеркало.Игры для развития дыхания.Альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы).Лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических и настольных игр.Книги раскраски по изучаемым темам.Игры по развитию связной речи детей.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.Куклы и игрушки для различных видов театра (кукольный, настольный).
Наполнение речевой развивающей средыопределяется приоритетной линией речевого развития детей каждого возраста.
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной группграмотная речь педагога;методы и приёмы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений; умений грамотного отстаивания своей точки зрения);методы и приёмы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей; трансформация высказываний в связные рассказы; запись и повторение рассказов; уточнения, обобщения);организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира; организация восприятия с последующим обсуждением);создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка.
Карта самоанализа состояния предметно-развивающей среды группы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Объекты для анализаПолностью соответствует ЧастичноНе соответствуетНе знаю1Распределение территорий группы на зоны2 Объём и наличие материалов в зонах ( центрах) стимулирующих к самостоятельной деятельности; 3Материалы логично сгруппированы, удобно для детей размещены.4Границы центров четко обозначены.5Центры деятельности, места хранения материалов обозначены соответствующими знаками ( маркерами). Наличие эмблем, понятных для детей, к каждому центру.6Обеспечение свободного перемещения, безопасность (обеспечение свободного пространства).7Планировка располагает для работы с подгруппами, индивидуальной работы, групповой работы.8Прослеживается разделение участков для шумных и спокойных игр.9Имеется зона отдыха; место для уединения.10В центре творчества имеется стена ( доска ) для самостоятельного творчества.11В личном шкафчике у ребёнка созданы условия для хранения личных вещей(уголок, пакет, сумочка).
Спасибо за внимание!