Урок по музыке 8 класс Романтизм 
Тема урока: Романтизм
Эпиграф 
«Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»(Л.Толстой)
                                                
Цель урока: познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие  музыкальных образов  вальс Ф.Шопена.
Задачи:
Развитие восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса, навыков  коллективного исполнения музыкальных произведений. Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный      образ на примере вальсов Ф.Шопена.
 Формирование у учащихся представления об эпохе романтизма в искусстве, закрепление имеющихся знаний  о музыке польского композитора Фридерика Шопена.
Воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним.
Музыкальный материал: 
Ф. Шопен «Вальс №6»
«Вальс №7» си-минор
Оборудование: фортепиано, магнитофон, CD-записи, фонограммы, проектор, презентация. 
                                                             Ход урока:
1.Организационный этап.
Учитель   - Известный  советский педагог В.А.Сухомлинский писал: 
«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 Учитель  - Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу…
Послушайте стихотворение английского поэта  Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?
О, как люблю я в ясный летний час,
Когда заката золото струится
И облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас,
На миг от неотступных дум забыться
И с просветленною душой укрыться
В заглохшей чаще, радующей глаз.
(Дети делятся своими впечатлениями)
Учитель - Сейчас я раздам задания командам, прочитав которые вы должны будете решить о каком композиторе идет речь. Прошу командира прочитать текст и обсудить решение с командой. Затем прочитать текст всему классу и объявить вашу версию. Правильный ответ 1 балл.
Задание для 1 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар  мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.
В полонезах, балладах композитор рассказывает о своей стране, о красотах её пейзажей. Вместе с тем он исключительно самобытен.
Задание для 2 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. 
Учитель  – о каком композиторе идет речь? Кто узнал?
Обучающийся -  это польский композитор – Ф.Шопен 
Учитель - как называли этого композитора?
Обучающийся - композитором – романтиком
Учитель - сформулируйте тему нашего урока 
Обучающийся - тема нашего урока сегодня
 Романтические образы в творчестве Ф.Шопена  3.Этап усвоения новых знаний.
 Учитель : Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века. 
   «Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».    Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства. 
   Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.    
Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства.
    Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как 
песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада, романс.
  
    В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.
   Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и,  конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться. Здесь в зале сам Шопен,
36576003365500И сладок песен плен                                           
И чутко ловит слух
Музыки длинный звук.
Рояль, как белый дух,
Мелодия плывет,
То радость в сердце льет,
То светится печалью.
Мелодия плывет…
И легкий вальс цветет –
То плачет, то смеется,
То к небу вознесется,
То эхом отзовется  -
Любви воспоминанье
И гения дыханье.
4.Слушание (звучит «Вальс №6»)
Учитель   - Почему этот вальс называют вальсом – минуткой?
     - Какое настроение передает музыка?
     - Как она построена?
     - Каков музыкальный образ?
   
Учитель   - Легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки. Волчок, юла – изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение.
     Не смотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества.
-  Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения.
Учитель -  Попробуем испытать это на себе.   
(звучит «Вальс №7» си-минор)
Учитель -  Какая частица жизни заключена в этом произведении?
     - Каково его построение?
 Учитель -  Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?     
    - Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.
(читает обучающийся)  
Еще звучит в моих ушах 
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл, 
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк. 
Еще звучит тот вальс во мне, 
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве, 
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве                
Учитель -  Кого можно представить, слушая это произведение ?   - Человека – мечтателя, человека – романтика. 
Учитель  - Это мужской или женский образ?
   - Скорее, женский.
Учитель  - Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.
« …Композитор много и охотно играет для нее (…) Момент расставания (…) был очень трогательным (…) Мария взяла из букета розу и протянула её Ф.Шопену. Глубоко взволнованный, он сел за рояль и сымпровизировал вальс (…) Целый год продолжалась переписка. Письма Марии к Шопену становились все более сдержанными, затем их отношения и совсем прекратились (…) К этому времени относится, вероятно, сочинение Шопеном знаменитого, Седьмого вальса. Может … - это горестное прощание с ней.»     (Из книги Л. Аурбаха «Рассказы о вальсе») 
6. Рефлексия. Итог 
 Учитель: Каким вы представляете себе человека – романтика?
 -Что слушали на уроке?
- С каким композитором вы познакомились?
- Какие произведения Ф.Шопена вам известны?
- Что такое романтизм?
- Каких вы знаете композиторов-романтиков
- С каким чувством вы уходите с урока?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?