Урок по музыке 8 класс Романтизм


Тема урока: Романтизм
Эпиграф
«Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»(Л.Толстой)

Цель урока: познакомить учащихся с основными чертами художественного направления «романтизм», воздействовать на чувства и эмоции детей через восприятие музыкальных образов вальс Ф.Шопена.
Задачи:
Развитие восприятия, внимания, мышления, познавательного интереса, навыков коллективного исполнения музыкальных произведений. Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ на примере вальсов Ф.Шопена.
Формирование у учащихся представления об эпохе романтизма в искусстве, закрепление имеющихся знаний о музыке польского композитора Фридерика Шопена.
Воспитание культуры слушания и культуры исполнения музыкальных произведений, воспитание любви к музыкальному искусству и потребности общения с ним.
Музыкальный материал:
Ф. Шопен «Вальс №6»
«Вальс №7» си-минор
Оборудование: фортепиано, магнитофон, CD-записи, фонограммы, проектор, презентация.
Ход урока:
1.Организационный этап.
Учитель - Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал:
«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
2.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель - Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу…
Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?
О, как люблю я в ясный летний час,
Когда заката золото струится
И облаков сребристых вереница
Обласкана зефирами, - хоть раз
Уйти от тягот, что терзают нас,
На миг от неотступных дум забыться
И с просветленною душой укрыться
В заглохшей чаще, радующей глаз.
(Дети делятся своими впечатлениями)
Учитель - Сейчас я раздам задания командам, прочитав которые вы должны будете решить о каком композиторе идет речь. Прошу командира прочитать текст и обсудить решение с командой. Затем прочитать текст всему классу и объявить вашу версию. Правильный ответ 1 балл.
Задание для 1 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар мог бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов.
В полонезах, балладах композитор рассказывает о своей стране, о красотах её пейзажей. Вместе с тем он исключительно самобытен.
Задание для 2 команды: определить из текста о каком композиторе идет речь.
Уже в детские годы мальчик проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей.
Учитель – о каком композиторе идет речь? Кто узнал?
Обучающийся - это польский композитор – Ф.Шопен
Учитель - как называли этого композитора?
Обучающийся - композитором – романтиком
Учитель - сформулируйте тему нашего урока
Обучающийся - тема нашего урока сегодня
Романтические образы в творчестве Ф.Шопена 3.Этап усвоения новых знаний.
Учитель : Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.
«Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое». Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.
Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.
Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства.
Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как
песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада, романс.

В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.
Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и, конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться. Здесь в зале сам Шопен,
36576003365500И сладок песен плен
И чутко ловит слух
Музыки длинный звук.
Рояль, как белый дух,
Мелодия плывет,
То радость в сердце льет,
То светится печалью.
Мелодия плывет…
И легкий вальс цветет –
То плачет, то смеется,
То к небу вознесется,
То эхом отзовется -
Любви воспоминанье
И гения дыханье.
4.Слушание (звучит «Вальс №6»)
Учитель - Почему этот вальс называют вальсом – минуткой?
- Какое настроение передает музыка?
- Как она построена?
- Каков музыкальный образ?

Учитель - Легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки. Волчок, юла – изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение.
Не смотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества.
- Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения.
Учитель - Попробуем испытать это на себе.
(звучит «Вальс №7» си-минор)
Учитель - Какая частица жизни заключена в этом произведении?
- Каково его построение?
Учитель - Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?
- Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный.
(читает обучающийся)
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве
Учитель - Кого можно представить, слушая это произведение ? - Человека – мечтателя, человека – романтика.
Учитель - Это мужской или женский образ?
- Скорее, женский.
Учитель - Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела.
« …Композитор много и охотно играет для нее (…) Момент расставания (…) был очень трогательным (…) Мария взяла из букета розу и протянула её Ф.Шопену. Глубоко взволнованный, он сел за рояль и сымпровизировал вальс (…) Целый год продолжалась переписка. Письма Марии к Шопену становились все более сдержанными, затем их отношения и совсем прекратились (…) К этому времени относится, вероятно, сочинение Шопеном знаменитого, Седьмого вальса. Может … - это горестное прощание с ней.» (Из книги Л. Аурбаха «Рассказы о вальсе»)
6. Рефлексия. Итог
Учитель: Каким вы представляете себе человека – романтика?
-Что слушали на уроке?
- С каким композитором вы познакомились?
- Какие произведения Ф.Шопена вам известны?
- Что такое романтизм?
- Каких вы знаете композиторов-романтиков
- С каким чувством вы уходите с урока?
- Что вам больше всего понравилось на уроке?