Мастер-класс по теме: «Интегрированная работа над музыкальными произведениями в классах фортепиано, гитары, вокала»


Мастер-класс по теме «Интегрированная работа над музыкальными произведениями в классах фортепиано, гитары, вокала»
План урокаИсполнение русской народной песни на слова А.Полежаева «Сарафанчик» (вокал, гитара);
Музыка А. Варламова, слова А.Фета, романс «На заре ты её не буди»,
1-й вариант - вокал и гитара; 2-й вариант - фортепианный ансамбль;
Современный композитор В. Калинин «Резвый ослик» (анс. гитаристов и синтезатор);
Н.Смирнова «Хорошее настроение» (фортепианный ансамбль);
К.Хачатурян «Танец Чипполино» (фортепианный ансамбль);
Муз. Ф. Мендельсона-Бартольди, слова Г.Гейне. Песня-романс «На крыльях чудной песни» (вокал, гитара);
J1. Гранозио «Испанская гитара» (фортепианный ансамбль и ансамбль гитаристов);
Б. Блантер «Джон Грей» (фортепианный ансамбль);
Антонио де Лусенто «Испанская мелодия» (ансамбль гитаристов и синтезатор).
Ход урокаУсловия работы в гимназии позволяют находить интересные и разнообразные формы ведения уроков. Хотим поделиться своим опытом работы с детьми на инструментальном отделении, которое состоит из класса фортепиано и гитары. Возможности нашей гимназии позволяют проводить интегрированные уроки с литературой, историей, иностранными языками, тематика которых дополняют друг друга.
На протяжении десяти лет силами фортепианного отдела, а затем и с привлечением хорового и хореографического отделений, проводим музыкальные гостиные, концерты-лектории для разных возрастных групп детей. Начинаем привлекать детей к выступлениям с первого года обучения на музыкальном инструменте. Проводим концерты-лектории в детских садах, где очень любознательные и благодарные слушатели.
Камерное и индивидуальное исполнение - это особая сфера. Многие педагоги сталкиваются с недостаточными домашними занятиями детей по причине их загруженности или лени, и наша задача заинтересовывать учащихся, находить интересные и продуктивные формы работы.
Прозвучит романс на слова А.Полежаева «Сарафанчик».Знакомство с музыкой должно начинаться с истоков. Здесь можно найти богатый материал для гостиных, написания рефератов для школьных конференций (начиная с бытовой народной музыки и заканчивая стилем исполнения). Не всегда выделяются часы для аккомпанемента в старших классах, а в совместной работе с вокалистами можно восполнить недостаток положенных часов.
На примере известных произведений можно преподносить материал с нескольких сторон. Изучение романсов и знакомство с творчеством русских композиторов проходят на уроках музыкальной литературы, что даёт возможность ученикам раскрыться с творческой стороны и проявить инициативу. Творчество А. Варламова включает более двухсот романсов написанные на слова русских поэтов.
Послушаем романс А. Варламова, на стихи Л. Фета «На заре ты её не буди».Романс исполняется в первом варианте с аккомпанементом гитары, во втором - фортепианного ансамбля в четыре руки. Игра в ансамбле - интересный вид работы в классе, который нравится детям и развивает слуховые и ритмические навыки.
Работа в ансамбле оценивается в четверти и за год.
При выборе репертуарного плана, учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Обязательно знакомимся с разнохарактерными пьесами современных композиторов, быстро их выучивают и с удовольствием исполняют их на концертах, а младшие школьники ещё и рисуют исходя из художественного образа пьесы.
Прозвучит пьеса современного композитора В.Калинина «Резвый ослик».Дети сами подсказали идею - не хватает баса, поэтому подключили фортепиано и пьеса зазвучала интереснее.
Современница педагог-новатор в области ускоренного обучения игре на фортепиано И.Смирнова написала циклы пьес для первого года обучения. Пьеса «Хорошее настроение» очень легко учится, знакомит с исполнением хроматической гаммы по полутонам, которую дети любят играть с начального этапа обучения. Игра в ансамбле с педагогом помогает побороть волнение ученика на первом концертном выступлении.
Пьеса Н. Смирновой «Хорошее настроение»Фортепианный ансамбль «Танец Чипполино» К.Хачатуряна - выигрышная пьеса, быстро учится и хорошо воспринимается юными слушателями, развивает чувство ритма и «чувство» локтя.
В исполнении фортепианного ансамбля прозвучит «Танец Чипполино» К.ХачатурянаРоманс «На крыльях чудной ночи» полезно изучать с точки зрения текста, стихи Г.Гейне идут со смысловой нагрузкой по восходящей. Музыку написал немецкий композитор Феликс Мендельсон-Бартольди. Органист, пианист, композитор жил в 18 веке. Общение с Гётте, Гейне отложило отпечаток на его творчество.
Романс «На крыльях чудной ночи»
Там, где звучит гитара - ассоциация с Испанией. Появление содружества фортепианного ансамбля и гитары произошло с нахождения старой редакции нот, разложили для «четырёхручного» исполнения, но название пьесы «Испанская гитара» подсказала идею. Малоизвестный автор JI. Гронозио заинтересовал своим творчеством.
Пьеса Л. Гронозио «Испанская гитара»
Интересное переложение известной мелодии прозвучит в исполнении учениц третьего года обучения.
Советский композитор Б. Блантер «Джон Грей»
В заключении прозвучит «Испанская мелодия» Антонио де Лусенто в исполнении ансамбля гитаристов с партией на синтезаторе. Получилась интересная находка.
«Испанская мелодия» Антонио де Лусенто
Благодаря разнообразным формам работы у детей развиваются творческие способности и эмоциональный отклик на исполняемое произведение.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 13 Г. ТОМСКА
Межрегиональный семинар по теме:
«Система поддержки и сопровождения талантливых детей в условиях единого образовательного пространства»
Составили: преподаватели по классу фортепиано Козлова О.Ж. по классу гитары Бекасов А.А.
Томск- 2011