Работа над произведениями крупной формы старших классах (фортепиано)
"Работа над произведениями крупной формы старших классах (фортепиано)"
Понятие крупная форма включает в себя произведения, написанные в сонатной форме, вариаций, рондо. Не случайно в практическом опыте и программных требованиях подчеркивается важность изучения сонатных аллегро, являющихся как бы начальной подготовкой к усвоению сонатного цикла в целом. При изучении крупных форм у ученика постепенно вырабатывается способность к целостному охвату музыки на более протяженных линиях ее развития, то есть воспитывается «длинное, горизонтальное» музыкальное мышление, к которому подчинено восприятие отдельных эпизодов произведения.
В старших классах школы ученики знакомятся с более легкими образцами сонатного творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена и других композиторов.
При изучении сонат Гайдна необходимо указать на связь фортепианного изложения ранних венских классиков с квартетно-оркестровым письмом, расширить представление о роли педали при исполнении классических сонат.
Необходимо углублять представление ученика и о метроритмических особенностях творчества Гайдна. В его произведениях метроритмическая организация в значительной мере предает музыке ясность, активный, жизнеутверждающий характер. Нужно приучать учащихся при исполнении классических сонат всегда очень отчетливо ощущать сильные доли такта. Особенно важно это в затактных построениях и при синкопах (Бетховен соната номер 7 I часть) так как без ощущения постоянных центров тяготения мотивов к сильной доле происходит как бы смещение тактовой черты и смысл музыки искажается.
Необходимо чувствовать ритмический пульс, скрепляющий отдельные разделы произведения.
При работе над сонатами Бетховена необходимо обратить внимание на огромную ритмическую энергию, резкие динамические контрасты, обилие синкоп и акцентов, оркестральность звучания. По своему удельному весу в творческом наследии Бетховена фортепианные сонаты занимают тоже место, что и ХТК в наследии И.С Баха. Все основные художественные проблемы, так или иначе, затронуты в его фортепианных сонатах. Особо важную роль играют сонаты, созданные в первый период. Почти каждая заключает в себе индивидуальные своеобразные черты. Большую роли при исполнении играет педаль. Ее значение в творчестве Бетховена неизмеримо вырастает. Она усиливает контрастность исполнения, красочность, придает большую певучесть мелодии и насыщенность фактуре. Педаль способствует полноте звучания аккордов и контрастному противопоставлению их пассажам. Различие тембров, ладотональные красочные сопоставления, типичные для Бетховена регистровые контрасты, возникающие как бы от исполнения схожих построений различными инструментами. Бетховен, любивший резкие контрасты очень часто пользовался именно акцентами в тех случаях, где исполнителям , мало знакомым с его стилем, хочется сделать постепенное нарастание звучности.
Акцентировка всегда обусловлена характером музыки. Если музыка несет героическое начало – то акцент сильный, энергичный, в лирической и умиротворенной они должны быть более мягкими и скорее певучими, чем острыми.
При изучении сонат необходимо познакомить ученика с особенностями строения сонатного аллегро.
Сонатой называется форма, основанная на противопоставлении двух тем, которые при пером изложении контрастируют и тематически и тонально.
В основе сонатной формы лежит повторяющаяся двухтемность.
Главная партия – чаще всего это период, однотональной или модулирующей, иногда она имеет простую трехчастную форму.
Связующая партия – это построение, расположенное между двумя основными темами. Она часто основана на тематическом материале главной партии, иногда на новой теме.
Побочная партия – изложение новой темы, противоположной главной партии, часто весь ее отдел в экспозиции гораздо шире главной партии.
Заключительная партия – последний раздел экспозиции. Строится иногда на материале главной или связующей партии.
Разработка – вторая часть всей сонатной формы – обнаруживается черты срединности. Часто строится на вычленении коротких частей тем экспозиции. Иногда развивается мотив одной темы. Характерна общая тональная неустойчивость.
Реприза – это итог развития. В ней объединяются в тональном отношении темы, которые в экспозиции тонально контрастировали.
Кода – это часть вводимая после того, как окончилось полной каденцией повторение материала экспозиции.
У Гайдна и Моцарта кода преимущественно отсутствует. Она явилась существенным новшеством, впервые систематически разработанным Бетховеном. Строение ее напоминает разработку.
Сонатная форма применяется очень широко. В ней написаны первые части концертов, большинство сонат, симфоний, финалы в скором темпе, увертюры к операм и драматическим пьесам.
К произведениям крупной формы относится такая форма, как РОНДО, в которой одна и та же тема проводится не менее трех раз, а между ее проведениями помещаются части иного содержания.
В 18 веке появилась старинное куплетное рондо. Все его части кратки, тематика носит характер близкий к песенно-танцевальному роду музыки. Количество проведений колеблется от 3 до 5-6.
Рондо очень часто представляет собой самостоятельное произведения. В форме рондо написаны средние части или финалы циклических произведений.
Среди произведений крупной формы в педагогическом репертуаре видное место занимают вариационные циклы. Своеобразие их в том, что они сочетают в себе элементы как крупной, так и малой формы, поэтому и ученик, работая над ними, приобретает особенно разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре, каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое.
Вместе с тем, при сочетании отдельных вариаций в единое целое, учащийся сталкивается с только что указанными задачами, возникающими при исполнении сочинений крупной формы.
Алексеев А.Д. подчеркивает, что при работе с учеником над вариационным циклом важно подробно остановиться на теме – ее характере и строении.
Как известно, цельность вариационного цикла достигается в значительной мере тематическим единством. При работе над произведением вариационной формы прежде всего необходимо как можно более убедительно, законченно, вместе с тем рельефно сыграть тему: она должна ясно запечатлеться в памяти слушателя. Далее, в связи с тем, что каждая вариация имеет только ей свойственный облик, иногда какой-нибудь оттенок настроения, надо суметь выявить его, показать тему именно данном аспекте.
В некоторых произведениях варьируется мелодия темы, в других она остается неизменной и меняется лишь гармония и фактура. нередко оба эти принципа совмещаются в одном произведении. Ученик должен знать, какой из двух принципов положен в основу разучиваемого им сочинения, уметь находить в каждой вариации тему или ее элементы. Это поможет осознанно отнестись к разбору текста и глубже проникнуть в содержание исполняемой музыки.
Вместе с тем нельзя забывать, что отдельная вариация не является самостоятельным сочинением: обогащая представление о целом, она занимает в ней определенное место, подчиняясь единству общего замысла.
Большое значение для выявления формы цикла имеют цезуры между отдельными вариациями. Цезурами можно разъединить вариации и объединить их, тем самым размельчив или укрупнив форму; можно подчеркнуть значение отдельных вариаций, приковав к ним внимание слушателя предварительной, «настораживающей» цезурой. Мастерское владение этими тонкостями исполнения доступно лишь зрелому артисту, но учиться им надо уже со школьной скамьи.
Важный момент работы над вариациями – поиск характерных красок исполнения. Разнообразие вариаций не должно осуществляться только за счет темпа или тональности, главным является музыкальный образ.
Следует обратить внимание на характеристики тембрового звучания каждой вариации. Для облегчения восприятия всего произведения, помимо соответствующего выявления общей кульминации, порой следует подчеркивать наиболее контрастные вариации, воплощающие различные стороны данного образа. Иногда родственность по настроению позволяет представить их себе в виде единой, более крупной части сочинения со своей, «местной» кульминацией.
Еще одним жанром является концерт. При изучении концерта необходимо учитывать своеобразие самого концертного жанра. Это ансамблевое произведение, где пианист исполняет ведущую партию. Необходимо выяснить роль солиста во всех разделах концерта, где она имеет:
ведущее значение
равноценно – с оркестром
подчиненное, аккомпанирующее.
При исполнении концерта пианисту необходимо все время ощущать свое единство с оркестром. Даже когда ученик играет концерт в сопровождении фортепиано, нужно чтоб он отчетливо представлял тембровое звучание партии оркестра. Если есть возможность – послушать концерт в исполнении оркестра.
Этот жанр требует от исполнителя большего размаха и виртуозности, чем камерные произведения.
Концерты не только знакомят с особенностями исполнения крупной формы, но и развивают чувство ансамбля, ритм, тембровый слух, манеру игры «крупным планом».
Использованная литература:
И.В. Способин «Музыкальная форма»
Б. Милич «Воспитание ученика пианиста»
А. Алексеев «методика обучения игре на фортепиано»
Григорович «Великие музыканты Западной Европы»