Научно-практическая работа Компьютерные или подвижные игры?
Отдел образования администрации Батыревского района
X районная конференция – фестиваль «Наука.Творчество.Развитие.»
Компьютерные или подвижные игры?
Выполнила Кучанова Алсу,
ученица 4 «А» класса
МБОУ «Шыгырданская
СОШ имени профессора Э.З.Феизова
Научный руководитель:
Пазюкова Гельнара Рифкатовна учитель начальных классов
Шыгырдан - 2014
Оглавление
1. Введение.
1
2. Основная часть:
А) Анкетирование учащихся третьих классов.
2
В) Из истории русских подвижных игр.
3
Г) Влияние подвижных игр на здоровье детей.
4
3. Заключение. Советы для ребят.
5
4. Рецензия.
6
5 Литература.
7
6.Приложение:
1) Обработка результатов анкетирования.
8
2) Описание игры «Лапта».
8
3) Сценарий праздника «Ярмарка подвижных игр»
12
Введение
В условиях современной цивилизации компьютер активно вошёл в жизнь каждого школьника. Появилось много интересных компьютерных игр. В результате школьники всё больше времени проводят за компьютером и в школе, и дома, не задумываясь о вредном влиянии на здоровье. Наибольшая частота изменений в организме отмечается со стороны органов дыхания, костно-мышечной и нервно-психических систем. Мои родители следят за здоровьем и поэтому советуют больше играть в подвижные игры на улице. У меня возникает проблема проведения активного отдыха, так как ребят невозможно вызвать на улицу: они почти все сидят за компьютерами. Переубедить сверстников играть в подвижные игры я решила при выполнении данной работы. Подвижная игра может быть средством развития, воспитания, развлечения, отдыха, спорта. Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье.
Цель исследования: выяснить, в компьютерные или подвижные игры предпочитают играть ребята.
Задачи исследования:
Провести исследование среди учащихся начальных классов по предпочтению ими видов игр.
Изучить историю русских подвижных игр.
Выяснить влияние подвижных игр на здоровье детей.
Заинтересовать учащихся начальных классов подвижными играми.
Объект исследования: Старинные русские подвижные игры и современные игры детей.
Предмет исследования: Влияние подвижных и компьютерных игр на здоровье детей.
Гипотеза: предполагаю, что ребята отдают предпочтение компьютерным играм. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, изучение литературы, интервьюирование, опрос, игровые.
Результаты анкетирования учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов.
Ученикам было предложено 3 вопроса:
Какие подвижные игры ты знаешь?
В какие подвижные игры ты играешь?
Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные?
Анкетирование показало, что из 31 опрошенных учащихся, 9 ребят назвали игру «Лапта», 10 ребят назвали разные игры: «Салки», «Море волнуется», «Жмурки», «Прятки», «Краски», «Вышибалы», «Кошки – мышки». 6 человек сообщили спортивные игры, такие, как футбол, баскетбол, хоккей, теннис. 6 человек из общего количества опрошенных не знают никаких подвижных игр.
На второй вопрос ребята ответили следующим образом: 4 человека играют в «Лапту», 12 человек играют в разные игры, 9 ребят играют в спортивные игры, не играют в подвижные игры 6 человек.
На вопрос о предпочтении: в настольные игры играют 9 человек, в компьютерные - 12 человек, в подвижные и спортивные – 10 ребят.
Эти результаты говорят о том, что ребята предпочитают играть в современные компьютерные игры. Я задумалась, почему мои сверстники мало играют на улице, ведь подвижные игры они знают. Мама предложила провести маленькое исследование – посмотреть, есть ли игровые площадки в нашем микрорайоне и сколько их. Оказалось всего 3. Вот почему родители беспокоятся за безопасность детей и допускают, чтобы они сидели за компьютером. Но ведь можно играть на школьном стадионе.
Поэтому мне захотелось разучить со школьниками интересные русские подвижные игры, рассказать об их пользе для здоровья и узнать об истории русских игр.
Из истории русских подвижных игр.
Из литературы я узнала, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.
На протяжении многих веков игра была основным методом воспитания и являлась подготовкой ребенка ко взрослой жизни. На Руси считалось, что детство – это время, отведенное для игр. Именно так происходила закалка будущего характера, так ребенок учился преодолевать боль, сохранять спокойствие в чрезвычайных обстоятельствах, учился прощать обиды и уважать соперника. К тому же игра развивала физическую силу, ловкость, находчивость, а также умение петь и плясать, рассказывать сказки, подражать пению птиц и повадкам животных.
У русских детей были самые разные игры: пальчиковые, состязательные, драматические и хороводные. Пальчиковые игры предназначались самым маленьким: в основе лежало движение пальцев ребенка, сопровождавшееся произнесением коротких стихов. Состязательные игры – это подвижные игры, цель которых – добиться превосходства над остальными, показать свою физическую силу, ловкость, находчивость. Драматические – это целые пьесы, диалоги, а хороводные сопровождались плясками, песнями, пантомимой.
Большую часть своего времени дети крестьян проводили на улице. Поэтому игр уличных было у них известно гораздо больше, чем тех, которые предназначены для помещений. Лишь в суровые зимние морозы они сидели в избе, и тогда наступало время играть в игрушки. Правда, крестьяне жестко ограничивали своих детей в количестве игрушек. Игрушки чрезвычайно редко покупались: дети постарше мастерили их себе сами, для самых маленьких их делали дедушки и бабушки.
В период отрочества дети все свое свободное от хозяйственных забот время тоже посвящали играм. Среди игр самыми популярными были разные виды ловишек, пятнашек, жмурок, пряток. Существовало множество игр, в которых использовались мячи, жгуты, веревки. Зимой дети катались на коньках и санках, играли в снежки, брали штурмом снежные крепости. Часто устраивались гонки по льду на санях, по конструкции очень похожих на финские сани. В уличных играх всегда участвовало много детей – поэтому деревенские игры были, как правило, массовые.
Командные игры преобладали среди мальчиков, и, разумеется, «военным» играм оказывалось предпочтение. Порой для «войн» изготавливалось «оружие» - деревянные
мечи или дубины. При этом строго оговаривались правила пользования оружием (например, запрещались удары по голове и в лицо, шею, ниже пояса). Такая известная игра, как «Казаки и разбойники», тоже относится к разряду военных, хотя оружия для нее не требуется. Мальчишескими считались игры в бабки, в ножички, в камешки. Такие игры развивали глазомер, ловкость. Современных детей эти игры вряд ли заинтересуют. Кому сейчас интересно подбрасывать камешки? А для бабок требуются кости (подкопытные суставы) крупного рогатого скота
Из спортивных игр девочки предпочитали игры, где основными элементами были бег и прыжки. Скакалку им заменяла простая веревка. Широко распространены были и самые разные игры с обручами. В хороводных играх соблюдались традиции, которые в каждой местности были свои.
Взрослея, подростки перенимали игры взрослых. Мальчики осваивали борьбу, принимали участие в палочных и кулачных боях. Девушки устраивали свои «гуляния», их игры были скорее ритуальными.
Самыми распространёнными подвижными играми среди детей 7-10 лет были: «Лапта», «Горелки», «У медведя во бору», «Городки», «Волк во рву», «Золотые ворота».
Почти во все игры могут играть как мальчики, так и девочки – и вместе, и раздельно. Следует только соблюдать одно правило: силы участников должны быть приблизительно равны. Если играющих не устраивают правила, они всегда могут их изменить. Главное – делать это сообща, всей компанией. Изменение правил игры не должно быть вызвано прихотью одного человека. К согласию должны прийти большинство участников.
Влияние подвижных игр на здоровье детей
Чтобы узнать о влиянии подвижных игр на здоровье детей, мы с мамой взяли интервью у педиатра Орловой Л.В. : «Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают двигательные качества и закрепляют двигательные навыки, совершенствуют ритмичность и точность движений. При активных движениях кровь быстрее разносит кислород ко всем органам организма, в том числе к мозгу, тем самым улучшая мышление детей. Они повышают активность, воспитывают волевые качества, дисциплину, коллективизм, честность, скромность». А школьная медсестра Хакимова Г. Р. дополнила: «Подвижные игры хороши еще и тем, что, не требуя специальной технической подготовки от играющих, отчасти выравнивают у всех шансы на победу. Кроме того, во время подвижных и спортивных игр на природе добавляется закаливающее влияние естественных сил природы: солнца, воздуха и воды. А повышение эмоционального фона способствует эстетическому воздействию красоты природы».
Заключение.
Моя гипотеза о том, что ребята мало играют в подвижные игры и предпочитают компьютерные, подтвердилась. В нашем классе любимая подвижная игра - «Лапта», т.к. включает неограниченное количество участников, уличная, не требует инвентаря, кроме биты и мяча, очень интересная. Анкетирование показало, что ребята из параллельного класса не играют в «Лапту». Мы с Зухрой Миндусовной разучили с учащимися 4 «А» класса эту старинную подвижную игру. Во время опроса ребята сказали, что теперь тоже играют в «Лапту» на уроках физкультуры и что обязательно будут играть на улице, когда станет тепло. Чтобы заинтересовать учеников 2 класса, я провела «Ярмарку подвижных игр» с помощью одноклассников под руководством Зухры Миндусовны. Мы познакомили второклассников с известными старинными русскими подвижными играми. Спустя неделю, я спросил ребят: «Если бы я предложила вам поиграть в подвижные и компьютерные игры, что бы вы выбрали»? Из 30 учащихся 17 ребят выбрали подвижные игры и только 6 – компьютерные (некоторые из 7 отсутствовали на «Ярмарке»). В 4-х классах я провела классный час: «Компьютерные или подвижные игры?» В конце выступления спросил ребят: «Какие игры полезнее?» Все предпочли подвижные. Я считаю, что мне удалось заинтересовать школьников подвижными играми, а с наступлением тепла ребята не будут засиживаться за компьютерами. И чтобы игра получилась, предлагаю ребятам советы:
Игра должна быть честной, иначе победа неинтересна.
Если выиграл, не задавайся, а если проиграл, не падай духом.
Не злись на соперника, не переживай, а постарайся в следующий раз выиграть.
Умей быть ведущим и подчинённым, не всегда же тебе одному командовать игрой.
Если кто–то ошибся, забыл правило, не обижай его, не кричи, а подскажи, помоги.
Рецензия
на научную работу Кучановой Алсу
ученицы 3 «А» класса
«Я – исследователь»
В данной работе автора исследуется влияние компьютерных и подвижных игр на здоровье человека. Актуальность темы обусловлена проблемой, которая наблюдается в обществе: дети увлечены компьютерными играми, мало бывают на свежем воздухе, что провоцирует серьёзные заболевания.
Центральным вопросом исследования является изучение игровых интересов младших школьников и воздействие на организм детей компьютерных и подвижных игр. Алсу изучила историю русских игр, провела анкетирование среди учащихся четвертых классов и сделала вывод о необходимости заинтересовать младших школьников подвижными играми.
Автору удалось систематизировать, обобщить и применить собранный материал. Ученица по результатам исследования провела «Ярмарку подвижных игр» во вторых классах, разучила «Лапту» в четвертых классах, провела классные часы, что вызвало положительный интерес у ребят. В результате проведённой работы, школьники поняли, что полезнее играть в подвижные игры.
Поставленные задачи были выполнены.
Поступили приглашения от учителей 1 – 3 классов с просьбой провести классные часы и спортивные мероприятия в их классах. Таким образом, данная работа имеет практическое значение.
Эта работа получила положительную оценку на внутришкольной научно-практической конференции и была выбрана для представления на районном конкурсе «Я – исследователь».
25.12.13. Научный руководитель: Купкенова З.М
Используемая литература
Интернет-сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. ru
Валентинов В. Игры нашего двора. Энциклопедия весёлой компании. Сборник. – СПб.: Регата, «Литера», 2000.
555 замечательных игр и игровых сценариев для школьников. М.: «ЮНВЕС», 2001.
Фридман М. Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. М., 1991.
Страковская В.Л. С83 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989.
Мищенкова Л.В. Калейдоскоп творческих дел для начальной школы. Ярославль «Академия развития», 2005.
Приложение №1
Результаты анкетирования учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов
1. Какие подвижные игры ты знаешь?
4«А» 4 «Б»
Лапта 3 6
Разные (Салки, Прятки, «Краски,
«Вышибала», «Жмурки».) 5 4
Спортивные 5 2
Не знаю 3 3
2. В какие подвижные игры ты играешь?
4 «А» 4 «Б»
В лапту - 4
В разные 12 8
Не играю 3 3
3. Какие игры ты предпочитаешь: компьютерные, настольные, подвижные?
4 «А» 4 «Б»
Настольные 5 4
Компьютерные и подвижные 6 4
Подвижные и спортивные 5 7
Приложение №2
Описание игры «Лапта».
Лапта. Лапта – это палка длиной около 70см, шириной в 3 – 4 пальца и чуть более узкая у рукояти. Другой конец обычно обтесывают наподобие лопатки, ходя делать это вовсе не обязательно. Знатоки этой игры утверждают, что лучше пользоваться круглой лаптой, потому что ее удары значительно сильнее. Но для начинающих удобнее, чтобы ее конец был плоским. Обычно лапта вырезается из березы, ручка покрывается клеем и обматывается веревкой – чтобы при ударе лапта не вылетела из рук. Рекомендуется сделать на конце ручки петлю из веревки или ремня. Иногда для изготовления лапты используют бук, ясень или лапту.
Большая лапта. Мальчики и девочки. От 6 до 20 игроков. Уличная. Возраст средний и старший. Командная. Для этой игры нужны всего одна обыкновенная лапта и плотный каучуковый мяч. Полем для игры может служить ровная площадка или луг и невысокой травой. Играющие должны разделиться на две команды. Предводителями команд обычно становятся самые ловкие и умелые игроки, которые будет руководить игрой и разрешать спорные ситуации.
В ирге могу принимать участие от шести до двадцать человек, но наиболее оптимальным считается число двенадцать, по шесть человек в каждой команде. Когда играющие разделились на две команды, предводители бросают жребий, какой из них «играть», а какой «Служить». Предводитель, чья команда начинает игру первой, берет лапту и становится со своей партией на игральную линию. (см. рисунок)
Игральная линия
30 – 40 шагов
Коновая линия
Предводитель, чья команда служит, должен находиться со своей командой в поле, между игральной и коновой линиями.
Обязанности играющих:
Играющие пользуются лаптой и отбивают мяч по очереди, порядок которой устанавливает предводитель. Иногда начинают бить слабые игроки, потом- более сильные и наконец, он сам. Но бывает и наоборот.
Ударив по мячу, игрок может сразу же бежать на коновую линию. Однако, если удар оказался неудачен, то бежать не надо. При удачном ударе все игроки, сдававшие раньше, бегут на коновую линию, где остаются. Ожидая следующего удара. Правда, если удар был настолько силен, что они без всякого риска могут успеть вернуться на игральную линию, то они, конечно, возвращаются.
Игроки, вернувшиеся с коновой линии. Снова получают право бить, но только очередь устанавливается так: кто вернулся раньше, тот бьет первым.
Бывает такая ситуация, что после нескольких неудачных ударов остается один игрок, который имеет бить по мячу. Такой игрок называется «выручающим» (если на «выручке»), и ему разрешено бить по мячу три раза.
Когда на выручке плохой игрок и все три его удара неудачны, команде приходится отдать свою лапту противнику. Чтобы избежать этого, предводитель должен установить очередность с таким расчетом, чтобы сильные игроки шли после слабых, а сам предводитель остается на выручке. В середине игры предводитель следит, чтобы слабые игроки не возвращались с коновой линии одни и не шли после сильных. При соблюдении этого условия на выручке всегда будет хороший игрок.
Игроки должны направлять мяч туда, где служащие слабее и не смогут задержать или поймать его. Но посылать мяч туда, где вообще нет служащих, нельзя. Не стоит направлять мяч к коновой черте, когда игроки бегут туда: такой удар выгоден, когда они бегут обратно. Ловкий удар вниз, когда мяч проходит линию рук подающего и катится по земле, всегда удобнее для бегущих на коновую линю, чем удар вверх.
Сильные прямые удары, после которых мяч летит очень далеко, выгодны всегда: только при таких ударах можно успеть добежать до коновой линии и вернуться обратно.
Каждый игрок должен помнить: его оплошность может стать причиной проигрыша всей команды. Поэтому рисковать. Если нет такой необходимости, нельзя. Нельзя также руководствоваться своими интересами. В этой игре ловкий, но эгоистичный игрок скорее станет причиной проигрыша, чем слабый, но осмотрительный.
Пробегая поле, игрок должен следить, чтобы его не запятнали мячом. В случае опасности он может всячески увертываться от удара, пятиться, прыгать, падать на землю.
Если вдруг игрока запятнают, то надо отыгрываться – схватить скорее мяч и пятнать бегущих на игральную линию противников. Право отыгрываться имеет не только играющий, но все игроки его партии.
Обязанности служащих:
Служащие становятся на поле в следующем порядке: самый ловкий и сильный (как правило, предводитель) встает у игральной линии и считается подающим, второй встает на середину поля, третий – у коновой линии, четвертый – шагах в двадцати от коновой линии, пятый и шестой становятся по «ловлям», то есть по бокам у второго. Второй и третий – лучшие игроки после предводителя. Четвертый должен ловить и далеко перебрасывать мяч – обычно там находится физически сильный игрок.
Подающий становится у игральной черты – в двух шагах от того, чья очередь бить по мячу, и подбрасывает мяч отвесно метра на два вверх. Игрок бьет по мячу лаптою. Когда мяч полетит, служащие стараются поймать его на лету и как можно скорее задержать его и перебросить подавальщику, чтобы не дать игрокам бежать на коновую линию.
Если удар удачный и играющие решили перебежать поле, тогда служащий, схватив мяч, передает его тому, у кого больше шансов запятнать бегущих. Если служащий видит, что запятнать их нельзя, тогда он отдает мяч подающему.
Быть подающим – дело очень ответственное. Он отдает команды служащим, подгоняет их, говорит, куда надо перебросить мяч, чтобы запятнать бегущего, и т.д.
Подающий следит, чтобы играющие брали в руки лапту в том порядке, в котором они вернулись с коновой линии; чтобы пробившиеся игроки не выступали за игральную линию и не бежали раньше удара игрока. Вышедшего хоть на полшага за игральную линию подающий имеет право пятнать.
Если бьющий по мячу только задел его, то подающий старается поймать мяч на лету или быстро поднять его с земли. Когда подающий видит, что на игральной линии нет игроков, он кричит: «Мяч на линию!» (или «Мяч на черту!»). Тогда служащий, который взял мяч, бросает его прямо за игральную черту. В этом случае команда служащий становится командой играющих.
рассчитывать на успех. Следует напомнить, что не надо терять голову и пытаться пятнать бегущих, чего бы это не стоило: мяч может закатиться очень далеко, и это даст возможность игрокам успеть перебежать туда и обратно.
Когда команда служащих выиграла, то подающий кричит «Лапта!» По этому сигналу служащие бегут на игральную линию.
Правила:
1) Играющая команда проигрывает, если:
- один из членов будет запятнан во время перебежки;
- служащие поймают свечку, то есть мяч на лету;
- служащие перебросят мяч за игральную линию, когда там не будет ни одного играющего.
(Иногда, чтобы избежать частых смен партий, команды меняются местами после трех свечек или договариваются ловить свечки одной рукой.)
2) Играющие также проигрывают, когда:
- один из них схватит рукой мяч;
- играющий побежит с лаптой или бросит ее в поле;
- при ударе лапта вылетит из рук.
3) Игрок имеет право не бить по мячу, если тот подброшен плохо. Когда все играющие недовольны подающим, служащие должны его сменить.
4) Кто принесет своей партии победу, то т имеет право на первый удар. После него по мячу бьют по очереди, которую установил предводитель, а потом – в порядке возвращения с кона.
5) Мяч переносить в руках нельзя, его можно только перебрасывать.
6) Подающий имеет право пятнать игроков только не сходя со своего места.
7) Запятнанный игрок имеет право отыграться. Для этого он поспешно хватает мяч и старается запятнать кого-нибудь из команды противников, пока те находятся между коновой и игральной линиями.
8) Стоящий далеко от игральной линии, чтобы не быть запятнанным, может встать на коновую линию. Потом, после первого хорошего удара своей команды, он может перебежать не центральную.
15