«Особенности развития связной речи детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС»


Семинар«Особенности развития связной речи детей в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС» МБДОУ Березовский ДС "Семицветик" И.М. Малачева Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности. Развитие связной речи Формирование грамматического строя речи Звуковая культура Обогащение словарного запаса Основа речевой развивающей среды Насыщенность среды Методы и приемы речевого развития Речь педагога Методы и приемы, развивающие речевую активность СЛОВЕСНЫЕ НАГЛЯДНЫЕ ИГРОВЫЕ (практические) РЕЧЕВОЙ ОБРАЗЕЦ, ПОВТОРНОЕ ПРОГОВАРИВАНИЕ,ОБЪЯСНЕНИЕ, УКАЗАНИЯ, ОЦЕНКА РЕЧИ, ВОПРОС ПОКАЗ ИЛЛЮТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА,ПОКАЗ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРАВИЛЬНОМУ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ ИГРОВОЕ СЮЖЕТНО-СОБЫТИЙНОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ, ИГРОВЫЕ ПРОБЛЕМНО- ПРАКТИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ, РОЛЕВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Формы связного высказывания диалог монолог повествование описание рассуждение Задачи обучения детей связной речи Младший возраст 1. Развивать диалогическую форму речи.2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.3. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.4. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).5. Помогать доброжелательно общаться друг с другом.6. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Средняя группа 1. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.2. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине.3. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Старшая группа 1. Развивать умение поддерживать беседу.2. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.3. Развивать монологическую форму речи.4. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.5. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.6. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.7. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Подготовительная к школе группа 1. Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.2. Закреплять умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками, воспитывать культуру речевого общения.3. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.4. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимсядействием. 5. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его.6. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.7. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему Практическое задание «Составь рассказ» В младшей группе осуществляется подготовка к рассказыванию по картине т.к. связного изложения дети составить еще не могут:рассматривание картины;ответы на репродуктивные вопросы воспитателя по картине (кто и что нарисовано? что делают персонажи? какие они?);совместное рассказывание.Можно использовать игровые приемы:1. показать картину игрушке, связать рассматривание картины с рассматриванием любимой игрушки;2. познакомить с картиной гостя. В средней группе у детей формируются навыки самостоятельного описания, совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность. Обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию, компонентам рассуждения. Ведущим приемом обучения становится план в разговорной форме.Структура описания в средней группе:1. название предмета;2. раскрытие микротемы;3. вопросы по картине воспитателя;4. отношение к предмету или его оценка.Коллективное составление связного высказывания. Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания. Старший дошкольный возраст самостоятельное составление описания, повествования. Образец не обязателен и дается не для точного воспроизведения. Структура описания:1. подготовка к эмоциональному восприятию картины;2.лексико-грамматические упражнения по теме занятия;3. рассматривание картины в целом;вопросы педагога по содержанию картины;5.составление плана, модели рассказа педагогом вместе с детьми;6. рассказ по картине сильного ребенка, как образец;7. рассказы 4-5 детей;8. оценка каждого рассказа детьми с комментариями воспитателя. Последовательное рассматривание = Последовательное рассказывание Золотое правило моделирования: Схема рассказа - по теме «домашние птицы» Схема, модель рассказа о перелетных птицах «Артикуляционная гимнастика»«Дыхательная гимнастика»«Игры дидактические»«Сюжетно-ролевые»«Подвижные»«Театрализация» «Развитие мелкой моторики» Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике по развитию связной речи стать более интересной, увлекательной, более продуктивной. Формирование связной речи: рассуждение, описание, через использование методов и приемов технологии ТРИЗ. Использование приема «подзорная труба», для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине.Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей. Метод ступенчатого эвроритма.Мыслительные операции. ЗащищатьКупол, ручкаОт солнцаЗащищает ВидетьСтекла, оправаОт солнцаПомогает смотреть Синквейн – нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:1 строка - тема - называется одним словом,2 строка - это описание темы - в двух словах,3 строка – это действия - в трёх словах,4 строка – это предложение из четырёх слов,5 строка - это одно слово, которое выражает настроение. Пример синквейна 1. Ежик2. Cерый, колючий3. Фыркает, спит, сворачивается.4. Мне нравится маленький ежик.5. Лес. Составьте синквейн о нашем семинаре