КТП литературное чтение 3 класс УМК Школа России
Календарно-тематическое планирование « Литературное чтение» 3 класс УМК «Школа России»
№ п\пДата Тема УУД Оборудование
план факт 1.(1) Вводный урок. Знакомство с учебником. Ориентироваться в учебнике. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с текстом. Знать и выполнять систему условных обозначений. Находить нужное произведение и главу. Прогнозировать содержание . Пользоваться словарем Самое великое чудо на свете (4ч.)
2.(1) Знакомство с содержанием раздела «Самое великое чудо на свете». Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по произведению. Читать текст вслух целыми словами. Увеличивать темп чтения. Отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию.
Находить книгу в школьной библиотеке. Читать аннотации на книги. Придумывать рассказы о книге. Участвовать в работе пары, группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Самопроверка и самооценка. 3(2) Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника. 4.(3) Первопечатник Иван Федоров. 5.(4) Подготовка сообщения об Иване Федорове. Устное народное творчество (14ч.)
6.(1) Устное народное творчество. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу, используя условные обозначения.
Различать малые и большие жанры устного народного творчества. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.
Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре.
. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию. Проверять себя и оценивать свои достижения 7.(2) Русские народные песни. Песни лирические и шуточные. Ауд. прил. 02-05
8.(3) Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Ауд. прил. 06
9.(4) Произведения прикладного искусства. 10.(5) Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Чтение текста. Ауд. прил. 07
11.(6) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героев сказки.
12.(7) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Сравнение художественного и живописного текстов. 13.(8) Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Чтение текста. 14.(9) «Иван-царевич и серый волк». Деление текста на части. 15.(10) «Иван-царевич и серый волк». Составление плана сказки. 16.(11) Русская народная сказка «Сивка –-Бурка». Чтение текста. 17.(12) «Сивка – Бурка» Деление текста на части. Составление плана сказки. 18.(13) «Сивка – Бурка» Характеристика героев сказки. 19.(14) Проект «Сочиняем волшебную сказку». Поэтическая тетрадь 1 (11 ч.)
20.(1) Проект «Как научиться читать стихи» на основе статьи Я. СмоленскогоПрогнозировать содержание раздела. Выражать свое мнение. Воспитывать уважение к мнению одноклассников
Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за ритмом стихотворения. Определять различные средства выразительности. Использовать интонацию при работе над выразительностью чтения
Участвовать в работе группе, в парах. Определять сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре. Оценивать свои достижения 21.(2) Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Звукозапись, ее художественно – выразительное значение. Олицетворение. Ауд. прил. 08-09
22.(3) Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра «О чем расскажут осенние листья». 23.(4) А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Картины природы. Эпитеты. Ауд. прил. 10-11
24.(5) И.С.Никитин «Полно, степь моя…». Заголовок стихотворения. Олицетворение как прием создания картин природы Ауд. прил.12
25.(6) И.С.Никитин «Встреча зимы». Олицетворение. Ауд. прил.13
26.(7) И.С.Никитин «Встреча зимы». Подвижные картины природы 27.(8) И.З.Суриков «Детство». Сравнение как средство создания картины природы Ауд. прил.14
28.(9) И.З.Суриков «Детство». Интонационное чтение. Ауд. прил.15
29.(10) И.З.Суриков «Зима». Интонационный прием в работе над выразительностью чтения. 30.(11) Обобщение по теме. Великие русские писатели (24 ч.)
31.(1) Великие русские писатели. Знакомство с содержанием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Выбирать виды деятельности
Читать вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Находить эпитеты и сравнения. Понимать содержание прочитанного. Объяснять смысл слов и словосочетаний. Использовать прием интонационного чтения. Определять различные средства выразительности. Определять настроение стихотворения. Выражать свою точку зрения. Работать в парах и группах
Определять особенности басен, выделять мораль басен в тексте. Представлять героев басни.
Представлять героев басни, характеризовать на основе их поступков. Участвовать в работе пары, группы, читать басню друг другу.
Использовать интонационный прием при работе над выразительностью чтения. Инсценировать басню. Работать в парах.
Читать статью вслух и про себя, постепенно увеличивая темп чтения. Составлять рассказ на основе прочитанного текста. Рассказывать прочитанное друг другу.
Оценка своих достижений Ауд. прил.16
32.(2) А.С.Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» Ауд. прил.17
33.(3) А.С.Пушкин «Уж небо осень дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…». Приемы контраста как средство создания картин. 34.(4) А.С.Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности. Ауд. прил.18
35.(5) А.С.Пушкин «Зимний вечер». Настроение стихотворения. Ауд. прил.19
36.(6) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Иллюстрации И Билибина к сказке. 37.(7) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Работа по содержанию сказки. Ауд. прил.20
38.(8) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика главных действующих лиц сказки. 39.(9) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Последовательность событий 40.(10) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки. 41.(11) А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Инсценирование сказки.. 42.(12) Статья учебника об И.А.Крылове. Подготовка сообщения об И.А.Крылове на основе статьи. 43.(13) И.А. Крылов. Мораль басен. Басня «Мартышка и очки» Ауд. прил.21
44.(14) И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна». Нравственный урок читателю. Ауд. прил.22
45.(15) И.А.Крылов «Ворона и лисица». Интонационное чтение. Ауд. прил.23
46.(16) Статья В.Воскобойникова о М.Ю.Лермонтове. Подготовка сообщений на основе статьи 47.(17) М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения. Ауд. прил.24-25
48.(18) М.Ю.Лермонтов «Утес», «Осень». Ритм стихотворения. Ауд. прил.26-27
49.(19) Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения на основе прочитанного 50.(20) Л.Н.Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Ауд. прил.28
51.(21) Л.Н.Толстой «Прыжок». Характеристика героев рассказа. Ауд. прил.29
52.(22) Л.Н.Толстой «Лев и собачка» Составление различных вариантов плана. 53.( 23) Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря». Особенности рассказа – описания. Текст рассуждение. 54.(24) Обобщение по разделу. Поэтическая тетрадь 2(6 ч.)
55.(1) Стихи русских поэтов. Прогнозирование содержания раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворения, выражая авторское настроение. Находить средства художественной выразительности. Использовать прием интонационного чтения.
Определять отношение автора к произведению. Использовать интонационный прием чтения при работе над выразительным чтением. Развивать воображение, рисуя словесные картины. Работать в парах.
Оценивать свои достижения. Читать стихи по выбору, объяснять свой выбор. 56.(2) Н.А.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…». Средства художественной выразительности. Ауд. прил.30-31
57.(3) Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Повествовательное произведение в стихах. Ауд. прил.32
58.(4) К.Бальмонт «Золотое слово». И.Бунин «Детство». Создание словесных картин. Ауд. прил.33-34
59.(5) И.Бунин «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…». Авторское отношение к произведению. Ауд. прил.35-36
60.(6) Обобщение по разделу . Внеклассное чтение. Литературные сказки (8ч.)
61.(1) Сравнение литературной и народной сказки. Д.Н.Мамин Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. Прогнозировать содержание раздела. Составлять рассказ об отличительных особенностях литературных и народных сказок на основе статьи учебника.
Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Определять отношение автора к написанному.
Характеризовать героев сказки с опорой на текст. Составлять план сказки, воспроизводить текст по плану Ауд. прил.37
62.(2) Д.Н.Мамин Сибиряк «Сказка про храброго зайца…». Нравственный смысл сказки. Ауд. прил.38
63.(3) В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Нравственный смысл сказки. 64.(4) В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница». Характеристика героев сказки. 65.(5) В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Чтение сказки. 66.(6) В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Герои сказки. 67.(7) Литературная викторина 68.(8) Обобщение по разделу «Литературные сказки». Были – небылицы (10 ч.)
69.(1) Знакомство с содержанием раздела «Были-небылицы». Прогнозирование содержания раздела. Прогнозировать содержание раздела. Составлять рассказ о жанрах произведений, включенных в раздел.
Различать вымышленные и реальные события. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.
Составлять план пересказа. Пересказывать сказку кратко и подробно. Находить средства художественной выразительности
Составлять план для краткого и полного пересказа. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.
Проверять себя и оценивать свои достижения. Работать в парах и группах 70.(2) М.Горький «Случай с Евсейкой».Прием сравнения- основной прием описания подводного царства. 71.(3) М.Горький «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжение сказки. 72.(4) К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. 73.(5) К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. Герои произведения. 74.(6) К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей». Творческий пересказ. 75.(7) А.И.Куприн «Слон». Определение жанра произведения. 76.(8) А.И.Куприн «Слон». Герои произведения. 77.(9) А.И.Куприн «Слон». Основные события произведения. Виды плана. Виды пересказа. 78.(10) Обобщение , оценка своих достижений. Поэтическая тетрадь (6 ч.)
79.(1) С.Черный «Что ты тискаешь утенка,,,». Средства художественной выразительности. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу над произведением, используя условные знаки. Определять настроение стихотворения. Читать стихотворение, отражая настроение.
Объяснять непонятные слова, используя толковый словарь. Составлять рассказ о снах. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Читать стихотворение наизусть, используя интонационный прием. Ауд. прил.39
80.(2) С Черный «Воробей», «Слон». Ритм стихотворений. Авторское отношение к изображаемому. Ауд. прил.40
81.(3) А.Блок «Ветхая избушка». Картины зимних забав. Настроение стихотворения. Ауд. прил.42
82.(4) А.Блок «Сны». Тема стихотворения. Ауд. прил.43
83.(5) А.Блок «Ворона». Эпитеты. Ауд. прил.44
84.(6) С.Есенин «Черемуха». Создание образа средствами художественной выразительности. Ауд. прил.45
Люби живое (16ч.)
85.(1) Знакомство с разделом «Люби всё живое». Прогнозирование содержания раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, используя условные обозначения.
Читать и воспринимать произведение на слух. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.
Определять основную мысль рассказа. Понимать нравственный смысл произведения. Составлять план рассказа. Пересказывать текст согласно плану. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие поступки и характер
Находить в тексте нужные эпизоды. Объяснять смысл непонятных слов с помощью толкового словаря. Учиться выражать свое мнение.
Проверять себя и оценивать свои достижения. Работать в парах и группах 86.(2) М.Пришвин «Моя родина». Заголовок – входная дверь в текст. Основная мысль текста. 87.(3) И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Определение жанра произведения. 88.(4) И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Главный герой произведения. 89.(5) В.Белов «Малька провинилась». Основная мысль рассказа. Главные герои произведения. 90.(6) В.Белов «Еще про Мальку». Озаглавливание рассказа. Герои произведения. 91.(7) В.Бианки «Мышонок Пик». «Как мышонок Пик попал в мореплаватели». Нравственный смысл произведения. 92.(8) В.Бианки «Мышонок Пик». «Кораблекрушение».Отношение автора к герою произведения. 93.(9) В Бианки «Мышонок Пик». «Страшная ночь». Выборочное чтение. 94.(10) В.Бианки «Мышонок Пик». «Хвост - цеплялка и шерстка -невидимка». «Соловей – разбойник». План пересказа. 95.(11) Б.Житков «Про обезьянку». Жанр произведения. Главная мысль рассказа. 96.(12) Б.Житков «Про обезьянку». Герои произведения. 97.(13) Б.Житков «Про обезьянку». План пересказа. Виды планов. 98.(14) В.Астафьев «Капалуха». Герои произведения. Ауд. прил.46
99.(15) В.Драгунский «Он живой и светится». Нравственный смысл рассказа. 100.(16) Обобщение, оценка достижений. Поэтическая тетрадь (8ч.)
101.(1) Знакомство с творчеством С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения.
Читать и воспринимать на слух стихотворения. Наблюдать за ритмом стихотворения. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Читать стихотворения, используя интонационный прием.
Высказывать свое мнение.
Работать в парах.
Выбирать тему проекта. Распределять роли. Писать сценарий презентации. Придумывать эпитеты, сравнения, олицетворения. Сочинять стихи на заданную тему.
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников 102.(2) С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…». Выразительное чтение. Ауд. прил.47-48
103.(3) А.Л.Барто «Разлука». Отношение к герою произведения. Ауд. прил.49
104.(4) А.Л.Барто «В театре». Отношение автора к героям. Ауд. прил.50
105.(5) С.В.Михалков «Если». Средства художественной выразительности. Ауд. прил.51
106.(6) Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок». Выразительное чтение. Ауд. прил.52-53
107.(7) Проект (на выбор). «О детях», «О природе», «О времени года». 108.(8) Представление проектов. Оценка достижений Собирай по ягодке -наберешь кузовок (12 ч.)
109.(1) Знакомство с разделом «Собирай по ягодке -наберешь кузовок». Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Осмысливать цели чтения. Подбирать книги, соответствующие разделу.
Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием. Объяснять смысл непонятных слов.
Придумывать свои вопросы к тексту.
Определять отношения между взрослыми и детьми. Наблюдать за отношением автора к героям произведения. Подбирать определения для характеристики героев. Наблюдать за особенностями речи героев. Читать рассказ в лицах. Рассказывать о герое. Работать в парах.
Самостоятельно характеризовать героев произведения. Рассказывать о героях с опорой на текст. 110.(2) Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».Соотнесение пословицы и названия произведения. 111.(3) А.Платонов «Цветок на земле». Чтение в лицах. 112.(4) А.Платонов «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. 113.(5) А Платонов «Еще мама». Основная мысль рассказа. 114.(6) А.Платонов «Еще мама». Герои произведения. 115.(7) М.Зощенко «Золотые слова». Смысл названия рассказа. 116.(8) М.Зощенко «Золотые слова». Герои произведения. 117.(9) М.Зощенко «Великие путешественники». Особенности юмористического рассказа. 118.(10) М.Зощенко «Великие путешественники». Главная мысль рассказа. Герои произведения. 119.(11) Н.Носов «Федина задача». Составление плана пересказа. 120.(12) Н.Носов «Телефон». Анализ заголовка. Работать в парах. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников. По страницам детских журналов (8ч.)
121.(1) «По страницам детских журналов». Вступительная статья к разделу. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке ( начало, конец, виды деятельности). Составлять рассказ по содержанию статьи.
Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке журнал по выбранной теме.
Оценивать свои достижения. 122.(2) «Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы . 123.(3) Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Главная мысль рассказа. 124.(4) Ю.Ермолаев «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. 125.(5) Ю.Ермолаев «Воспитатели». Постановка вопросов по содержанию. 126.(6) Г.Остер «Вредные советы». Создание собственного сборника добрых советов. 127.(7) Г.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. 128.(8) Р.Сеф. «Веселые стихи». Выразительное чтение. Оценка достижений. Зарубежная литература (8ч.)
129.(1) Знакомство с содержанием раздела «Зарубежная литература». Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке.
Читать текст выборочно, выделять эпизоды, характеризующие главных героев. Составлять рассказ о герое произведения. Развивать воображение.
Читать и воспринимать текст на слух. Объяснять нравственный смысл произведения ( с помощью учителя). Составлять рассказ о творчестве писателя-сказочника (с помощью учителя).
Выражать свое мнение.
Делить текст на смысловые части. Составлять план краткого пересказа. Пересказывать сказку друг другу. Работать в парах. Создавать иллюстрации к сказке. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки.
Проверять себя самостоятельно. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников. 130.(2) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Мифологические представления людей в древнегреческом мифе. Ауд. прил.54
131.(3) Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Герои мифологических произведений. 132.(4) Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок». Великий сказочник. Нравственный смысл сказки. 133.(5) Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок». Характеристика героев. 134.(6) Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок». Подготовка пересказа. 135.(7) Обобщение и оценка достижений. 136.(8) Урок-викторина по изученным произведениям. Всего часов:136