Классный час ко дню конституции Государственные символы России (3 класс)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Шаттинская средняя общеобразовательная школа»
«Государственные символы России»
Подготовила
Учитель начальных классов
Цандыкова Т.И.
2013г.
Цель классного часа: познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном; воспитание патриотизма и гражданственности у детей путем популяризации государственных символов РФ; формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине расширять кругозор учащихся.
Задачи:
формировать у школьников представление о государственной символике и преемственности в ней;
развивать чувство гордости за родное Отечество;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
Основные понятия: герб, флаг, гимн Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, электронная презентация.ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
I. Организационный момент.II. Сообщение темы и цели мероприятия.
- Сегодняшняя наша встреча посвящена нашей стране, нашей Родине. Скажите, как называется наша Родина? (Россия). Правильно. Мы живём в самой красивой стране. Посмотрите на карту.
(Слайд №3)
- Почти вся территория нашей страны окрашена в зеленый и синий цвета. Ведь наша страна богата своими лесами, реками, озёрами и морями. На территории России расположено множество красивейших гор. Красоту нашей родины во все времена воспевали поэты и писатели, художники и композиторы.
Послушайте стихотворение
Ученик. Родина
-Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою страну и свою землю. А олицетворяют родную землю ее символы.
Сегодня мы с вами поговорим о символах.
Что такое символы? Давайте попробуем разобраться.
С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Я предлагаю вам отправиться на прогулку по Майкопу. Представьте себе, что мы идём по улице и видим дом с изображением вот такого символа
(Слайд №4- больничный крест)
И мы сразу понимаем, что это – больница. Переходим через дорогу, и на светофоре загорается вот такой символ
(Слайд №4- зелёный человечек)
- Как вы думаете, что обозначает этот символ?
(Это означает, что путь для пешехода свободен.)
-А теперь такой символ.
( Слайд №4- красный человечек)
- Что обозначает этот символ?
(Стой)
- Все это – символы. Так что же такое символы?
Давайте послушаем, мудрую сову.
(Слайд №5)
Обобщение учителя:
– Символ – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Свои собственные символы могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества и даже государство.
У нашей страны, как и у любого государства, есть свои символы, по которым наши друзья за рубежом скажут, что беседа, разговор идёт именно о России: Кремль, Красная площадь, матрёшка, Александр Пушкин, самовар, балалайка.
( Слайд №6)
Но это «народные», неофициальные символы нашей страны. Неофициальные, потому что их изображение нельзя поместить на документы, приказы, важные государственные здания и документы.
У России также как и у любого государства есть и официальные символы.
III. Символы государства
– Какие вы знаете символы нашей Родины? (Герб, гимн, флаг)
(Слайд №7)
Официальной эмблемой, символом государства является герб, государственный флаг и гимн. Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
IV. Российский флаг
– Первый символ, о котором пойдёт речь, вы, назовете сами, если отгадаете мою загадку и все вместе произнесёте ответ.
Гордо рею я на мачте корабля,И в бою солдаты берегут меня.Я России часть и знак –Бело-сине-красный ….... (флаг)!
С.Куприн
(Слайд №8)
– Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
25 декабря 2000 года, накануне нового века и нового тысячелетия, принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации». Он определяет правовое положение и правила использования флага России.День Государственного флага Российской Федерации — один из официально установленных праздников России; установлен в 1994 году указом президента Российской Федерации и отмечается 22 августа.Как вы думаете, зачем государству нужен флаг? (Флаг нужен, чтобы служить отличительным знаком, объединять людей.)
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много – много лет тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы или веток. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани. Чаще всего стяги были ярко – красного или тёмно – красного цвета. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них рисовали или вышивали изображения святых – «знамения». Так появилось слово «знамя».
– Где мы можем увидеть флаг нашей страны или его изображение?
(В праздничные дни на улице, на стадионе во время спортивных состязаний.)
– А теперь внимательно посмотрите на флаг России. Какие цвета мы видим? (Белый, синий, красный.)
– Знаете ли вы, что на нашем флаге каждый цвет имеет свое значение? Верхняя – белая полоса, символ чистоты намерений и благородства, означает, что у нашего государства нет злых намерений, оно честно и открыто относится ко всем странам. Синяя полоса в середине – символ миролюбия – говорит о том, что Россия против войны. Красная полоса – символ отваги – означает, что каждый гражданин России готов защищать свободу и честь Родины от врагов
И ещё цвета российского флага связаны с народными представлениями о красоте природы. А как бы вы объяснили цвета российского флага, вспомнив нашу необыкновенную природу?
( белый – белые берёзки, белая зима, летние облачка, белые ромашки; синий – синева неба, рек, озёр и морей; красный – цвет заката и рассвета, огонь.) Таков флаг России.И мы должны уважать государственный флаг.
V. Российский герб. Посмотрите на следующее изображение.
(Слайд №9)
Что перед вами?
(герб России)
Правильно. Что изображено на гербе?
(Орёл, у него две головы.Внутри орла прямоугольник с изображением всадника, убивающего дракона)
Послушайте как об этом говорится в стихотворении Владимира Степанова «Герб России»
Где можно увидеть герб России?
Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны.
Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты нашей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов. Кроме гербов стран, существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы – отличительные знаки.
История современного российского герба начинается в 15 веке во времена ИванаIII. На гербе России золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр, а в левой – держава. Скипетр и держава – это символы России. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и показывают единство Российской Федерации.
Если приглядеться то, можно увидеть, что крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. И это не случайно, т.к. русские люди с древних времён поклонялись солнцу. Почитали солнце, воспевали его в песнях. Золотой орёл напоминал людям солнце. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. Он почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. А ужасный чёрный змей – это символ зла. И он повержен героем. Верный конь героя воина топчет дракона копытами.
Президент РФ утвердил этот герб своим указом от 30 ноября 1993 года.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Какой же вывод можно сделать о том, какое значение имеют флаг и герб России, что они олицетворяют?
( Доброту, мир, красоту, чистоту, правду, отвагу)
Правильно. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом, величие нашей страны.
VI. Гимн России
– О каком символе мы еще не поговорили? (О гимне)
– Вы знаете, что такое гимн?
( Слайд № 10)
Гимн – это торжественное музыкальное произведение. Гимн современной России принят в 2000 году, музыку написал А.В.Александров, слова – поэт С.В. Михалков.
– Вспомните, когда звучит гимн?
(На международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, когда производятся парады, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях.)
– Что должны делать люди, когда исполняется гимн?
(Люди встают, мужчины должны снять головные уборы, нельзя разговаривать)
(Слайд №11) Чтение вслух детьми хором с учителем
– Какие слова непонятны?
Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.
(Слайд №11 – прослушивание, стоя)– Какое чувство охватывает вас во время звучания гимна?
VI. Закрепление
Викторина
(Слайды №12-16)
Как называются официальные отличительные признаки государства? (символы)
Назовите символы государства. ( Флаг, герб, гимн)
Как называли первые флаги? (Стяги)
Почему их называли стягами? ( «Стянуть к себе» воинов для защиты)
Как стали называть флаги потом? (Знамя, знамёна)
Что изображено на гербе России? (Двуглавый орёл, всадник, убивающий дракона)
Что держит в лапах орёл? (Скипетр и держава)
Что такое скипетр и держава? (Знаки царской власти, они символизируют единство России)
Какой святой изображён внутри орла? (Георгий Победоносец)
Что символизирует Георгий Победоносец? (Справедливость, победу добра над злом)
Что олицетворяют герб и флаг России? ( Доброту, справедливость, честь, отвагу, мир, красоту)
Назови порядок расположения цветов на флаге России.
Найди среди показанных флаг России.
Что означают цвета нашего флага?
VII. Подведение итогов занятия
Флаг и герб являются отличительными знаками государства. Они, построенные в соответствии с принятыми правилами, имеют строго определенные цвета и пропорции, символизируют единство и независимость страны. За время учебы в школе вы многое узнаете о родной стране, ее прошлом и настоящем.
– Какие высшие государственные символы России вы теперь можете назвать?
– Что нового о них вы узнали?
– Как вы считаете для чего нам нужно изучать историю наших государственных символов?
– Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
–Я надеюсь, что вы будете любить свою страну, гордиться ею, стараться сделать ее сильной и богатой.