Использование куклотерапии для формирования звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Муниципальное бюджетное дошкольное образование
учреждение Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка» Чистопольского муниципального района






Использование куклотерапии для формирования звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи









Винокурова Екатерина Александровна,
учитель-логопед






г. Чистополь, 2016 г.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте особую сложность для коррекции представляет собой такое проявление речевой патологии, как нарушение звукослоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавление слогов и звуков). Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь. Нарушение звукослоговой структуры слова у дошкольников является предпосылкой к появлению дислалии и дисграфии у школьников.
Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Однако механизмы нарушений звукослоговой структуры у детей с разными формами речевой патологии еще недостаточно изучены. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно-обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.
С 2012-2013 учебного года моей темой самообразования является «Формирование звукослоговой структуры слова у детей с ОНР 5-7 лет».

Первым этапом работы стали игры и упражнения невербального уровня:

Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку.  Сколько раз ударили в барабан?).
Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).
Графические упражнения на переключение (продолжи строчку)
А для работы над вербальным материалом, в помощь к традиционным способам коррекции, я решила использовать элементы куклотерапии, а именно кукол бибабо.
Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить.
По определению Татаринцевой А.Ю., куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель, ребенок-педагог.
Бибабо  простейшая кукла, состоящая из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах, открывая в себе скрытые резервы.
Куклы бибабо помогают детям работать над:
развитием мелкой моторикой рук (кроме пальцев дети начинают активно работать кистью);
интонацией (кукла говорит вопросительно, утвердительно, с радостью, с удивлением и т. д.), тембром и высотой голоса;
звукопроизношением (учим кукол выговаривать трудные звуки);
слоговой структуры слова (играем с куклами и произносим слова правильно);
развитием связной речи (куклы отвечают на вопросы, рассказывают о себе, своей семье и т.д.).
Дети с удовольствием принимали участие в играх с куклами бибабо:
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.  Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звукослогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звукослоговым рядом мы играли в кукольный театр по русской народной сказке «Репка». Этот вид работы был предложен логопедом Э. В. Рыбиной. В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый последний, начало середина конец, между за перед после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).

На логопедических занятиях мы прорабатываем темы в соответствии с проблемами, которые подлежат коррекции:
Связная речь - составление рассказа от имени куклы (например: «Когда я был маленьким »; «Когда я буду взрослым »; «Моя кукла очень боялась »).
Диалогическая речь – ведение диалога взрослый-ребенок, ребенок-ребенок (разыгрывание потешек, стихотворений, небольших сказок или отрывков из литературных произведений).
Ситуация речевого общения усложняется использованием в игре куклы бибабо. Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают им рассмотреть. Дети постепенно овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.
Закрепление звукопроизношения – учим куклу правильно произносить тот или иной звук, вместе с ребенком автоматизируем поставленные звуки.
Закрепление грамматических категорий – (например: родовые грамматические категории «лиса рыжая, хитрая, красивая; заяц серенький, робкий, трусливый и т.д.).
Расширение лексического запаса – для логопедических занятий с элементами куклотерапии подбирается речевой материал, насыщенный, например, глагольной лексикой, так детям легче показать разнообразные движения персонажей. Кроме того, тексты выбираются таким образом, чтобы помочь детям поупражняться в ситуативной речи, активизировать словарь. Например, всем известный текст для зайца:
Зайчик скачет скок, скок, скок На зеленый на лужок. Щиплет травку, кушает, Осторожно слушает. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать.
После игры целесообразно задать детям вопросы:
Как выглядит зайчик? (Маленький, крошечный, пушистый, серый.)
 Что он умеет делать? (Прыгать, скакать, щипать травку, умываться.)
 Кого он боится? (Волка, лису.) 
Во время логопедических занятий используем разнообразные приемы, побуждающие ребёнка к вербальной и невербальной коммуникации в благоприятной атмосфере взаимного понимания и доверия.
Например: Придумать историю, которую кукла рассказала бы о себе.
Можно попросить других ребят помочь рассказать историю.
Дети заучивают стихи, прибаутки, потешки, тексты, и рассказывают их, представляя себя на месте куклы, что дает им большую уверенность при общении, выполнении задания.
Применение современных форм коррекционной работы способствует повышению мотивации к логопедическим занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в речь, развитию интереса к словообразованию, словоизменению и к различным действиям со звучащим словом.

Список литературы:

1. Агранович  З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 48 с.
2. Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». – 96 с.
3. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. – 320 с.
4. Курдвановская Н.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Логопедия в ДОУ).
5. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - Спб: Речь, 2006. - 102 с.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224. – (Библиотека логопеда-практика).
7. Цейтлин с. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДО, 2000. – 250 с.










13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 1 Заголовок 215