Классный час для учащихся 1 касса на тему: «Государственные символы России».
МКОУ Сторожевская СОШ
Классный час для учащихся 1 класса на тему:
«Государственные символы России».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Негодяева А.В.
С. Сторожевое 1-е
Задачи: воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России – флагу, гербу, гимну; воспитание любви к родине.
Оборудование: государственные символы России – флаг, герб, гимн; фотографии Кремля и Красной площади; карта Российской Федерации, репродукции картин русских художников, записи песен народной музыки.
Тихо звучит мелодия народной песни.
Учитель. Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашей стране, побываем на станциях, где узнаем много нового о государственных символах России.
Первая станция – «Символическая». С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это условное обозначение какого – либо понятия.
К примеру, проходя мимо дома, на котором изображен красный крест, мы сразу понимаем, что это больница. На светофоре загорелся световой сигнал – зеленый человек, это означает, что путь для пешеходов свободен. Все это – символы.
Свои собственные символы (флаг, герб, гимн) могут иметь различные организации, учебные заведения, спортивные общества.
Задание: придумать и нарисовать символы, которыми можно обозначать понятия – остановка автобуса, железнодорожный переезд, книжный магазин; лесная зона (индивидуально).
Ученик 1. Флаг, герб, гимн – официальные государственные символы, обозначающие суверенитет (независимость) государства.
Задание: соединить стрелочками названия государственного символа и его определение.
Прикрепленное к древку полотнище определенного размера
ГИМН
Официальная эмблема государства
ФЛАГ
Торжественная песня
ГЕРБ
Учитель. Мы прибываем на следующую станцию «Наша Родина – Россия».
Россия это страна, в которой мы живем. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей: русские, татары, украинцы, чуваши, хакасы и другие. (Рассматривание карты Российской Федерации).
Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас тут родное. А матушкой – потому, что она вскормила, вырастила выучила родному языку и, как мать, защищает и бережет нас.
Звучит мелодия народной песни.
Учитель. Следующая станция – «Герб России».
Ученик 2. В прошлом у каждого российского города был свой герб. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, о его внешнем облике, об обычаях его жителей. Рассказ велся на языках символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука – геральдика.
Учитель. Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства.
Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизирует единство Российской Федерации и независимость ее от других государств.
Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке – серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея – дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Вопросы и задания:
Кто изображен на гербе России?
Очертания какого старинного доспеха напоминают герб?
Что вы можете рассказать о гербе?
Назовите цвета герба.
Звучит народная музыка.
Учитель. Мы прибыли на станцию «Флаг России».
Ученик 3. Флаг, как и герб, - отличительный знак, символ государства. Наличие флага указывает на полную независимость государства от других государств, на его самостоятельность.
Учитель. Кремль – место работы Президента Российской Федерации. Над зданием Большого Кремлевского дворца поднят государственный флаг России. Флаг состоит из трех полос одинаковый ширины. Верхняя полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная.
В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.
Бело-синий-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – мир физический (природный), красный; выше – небесный, голубой; еще выше – мир божественный, белый.
Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси все самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.)
Задание: раскрасить флаг России; объяснить, что обозначают цвета флага, зачем нужен флаг, где его можно увидеть.
Звучит музыка. Станция «Гимн России».
Ученик 4. Гимн – это торжественная песня, славящая кого-либо. При исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Государственный гимн исполняется в особых торжественных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнованиях.
Чтение текста государственного гимна Российской Федерации(включение его записи).
Вопросы и задания:
1. Назвать авторов стихов и музыки гимна России.
2. В каких случаях исполняется гимн России?
3. Какие слова гимна выражают чувства гордости за Родину?
4. Какие поэтические слова нашел автор, чтобы изобразить величие и бескрайность нашей Родины?
Подведение итогов.