Классный час на тему: Государственные символы Республики Мордовия







Классный час

Тема:














Разработала: ВАНДЫШЕВА Н.С.,
учитель начальных классов
МОУ «Ромодановская СОШ №1»







РОМОДАНОВО 2007




Цели: 1. Познакомить детей с государственной символикой Республики Мордовия.
2. Обратить внимание учащихся на произведения искусства мордовского народа.
3. Развивать творческие способности.
4. Привитие любви к родному краю, гордости за свой народ, знание и умение ценить традиции своего народа.

Оформление: 1. Выставка книг мордовских писателей.
2. Рисунки детей на тему: «Моя Мордовия».
3. Стенд «Символы Мордовии»
4. Слова Н. Языкова о родном крае.

Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, экран, слайдовая презентация.
2. Баян, мордовские музыкальные инструменты.
3. Магнитофон, запись гимна, запись мордовского танца.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит Гимн Мордовии

Приветственное слово (на мордовском и русском языке)

-Шумбратадо!
- Здравствуйте!
- Кеме шумбрачи тенк, вечкевикс инжеть. Кинярдтанок вастомс тынк минек тирень школасо!
- Доброго здоровья, вам гости дорогие. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы!

Никул Эркай Родимый край

Родимый край! Тобою я живу!
Я – в каждом колосе, в былинке каждой.
Где б ни был я – с неутолимой жаждой.
Родимый край, тобою я живу!

Мне без тебя на свете жизни нет.
Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье.
Ты – всех моих рассветов полыханье.
Мне без тебя на свете жизни нет.



Все отдаю, родимый край тебе:
Порыв души, полет счастливой строчки.
Все, от начала до последней точки.
Все отдаю, родимый край тебе.

Я раздаю по каплям кровь свою
Родным лесам, полям отчизны милой,
Чтоб все цвело и наливалось силой,
Я раздаю по каплям кровь свою.


Какое счастье – нужным быть земле,
Стать рушником для рук твоих усталых,
Сиять веселой лампочкою в залах
Какое счастье – нужным быть земле!

Вступительная беседа

- Сегодняшний наш классный час мы посвящаем нашему родному краю. Неслучайно прозвучало стихотворение нашего земляка, уроженца с. Курилово Ромодановского района.
- Как вы понимаете последнюю строчку стихотворения:

Какое счастье – нужным быть земле!

- А что мы называем родным краем?
- В какой республике мы живем?
- А в какой стране?
- Назовите главные города России и Мордовии.
- Как сказать иначе – главный город?


Сообщение учителя
- РМ имеет свою государственную символику, как и любая страна, любая республика. Мы с вами уже говорили о символах России, поэтому вы должны знать: что мы называем государственными символами?
- Что такое гимн? Где он может звучать?

Гимн РМ мы прослушали в начале урока. Это музыкальный символ государства. Он может звучать во время торжественных мероприятий государственного значения, на спортивных праздниках в честь победителя и в других важных случаях.
Автор музыки Нина Васильевна Кошелева, которая родилась и выросла в Мордовии, проживает в г. Саранске. Она является Членом Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Мордовии.
Стихи гимна написал Сергей Васильевич Кинякин, житель г. Саранска, Член Союза писателей России, заслуженный поэт Мордовии.
Гимн звучит на трех языках – эрзянском, мокшанском и русском, подчеркивая тем самым единство русского и мордовского народа.

Андрей Степанович Алешин является автором флага РМ, член Союза художников России, живет в г. Саранске.
Флаг – прямоугольное полотнище, состоит из трех горизонтальных полос: мареновая (темно-красная, красят корнем подмаренника), белая и темно-синяя. Аналогичные цвета использованы на цвете флага России. Это сходство неслучайно, ведь мордовский народ и русский народ уже 1000 лет вместе.
Мареновый цвет на флаге означает животворящее начало, темно-синий – напоенная влагой плодородная земля, белый – чистота и мудрость. Ширина полос – ј от ширины флага синяя и красная полосы. На широкой белой полосе располагается восьмиконечная розетка – символ солнца, тепла и доброты.
- Где в жизни мы можем увидеть флаг?

На гербе, автор которого Николай Дмитриевич Чикринев, педагог МГПИ, мы видим французскую форму щита. Щит часто используется в гербах, т.к. каждому народу приходилось отстаивать свою землю, свободу, независимость. На щите цветов флага еще один щиток с изображением древнего герба г. Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенных вертикально сверху вниз. На гербе мы видим гривну, женское украшение золотого цвета, как символ древнего происхождения, красоты и богатства мордовского края. 7 орнаментов – 7 городов РМ. Золотые колосья пшеницы – символ процветания и национального единства, т.к. на территории Мордовии дружно живут люди разных национальностей. Завершается герб солярным знаком.
- Скажите, что он означает?
- Где вы сталкивались с изображением герба?
- Назовите государственные символы.

Искусство Мордовии
- Поэты, музыканты, художники, народные умельцы и люди искусства в своих произведениях прославляют родной край, свою малую родину. О ней картины Федота Сычкова и Валентина Попкова, книги Якова Пинясова и стихи Никула Эркая, музыкальные произведения Яушева и Вдовина, всемирно известные скульптуры Степана Эрьзи. Этот список можно продолжать. Все они гордились тем, что родились и выросли в Мордовии.
(На фоне тихой мордовской музыки дети читают стихотворение, на экране демонстрируются картины художников Мордовии)

Петр Гайне Чачома край

Тонеть мораса те моронть
Чачома край келей ды валдо
Вечкса мон тоньть мазый тюсонь
Сон авань вановтсо сиялды.

Вечксынь паксят, виреть, лугат,
Шольниця ведеть домка лейсэ
Тон свал монь седейсэ гайгат
Морыця нармунень вайгельса.

Чачома край, тирень мастор
Эжди эйсэнь лембе седеть
Эльнить – кольнить, теке сазорт
Сурась ды Мокшась – валдо лееть.

Мокшо-эрзянь вечкевикс край!
Мон секс моросо шнан тонь эйсэ.
Што свал сыргостят валдо май
Гайтевстэ морыця седейсэнь.

Мордовская народная песня «Кафто терат»

- Мордовский народ – великий труженик. Знойными трудовыми днями некогда отдыхать. Но как вы знаете с песней и работа спориться, и на душе веселей.

Тест (слайды)

- А теперь настало время узнать, кто был самым внимательным и хорошо усвоил символы Республики Мордовии.

Кто автор музыки гимна?
Н. В. Кошелева
А. С. Алешин
Н. Д. Чикринев
- Уточните, что создали А. Алешин и Н. Чикринев.

Что означает на флаге темно-синий цвет?
Чистота и мудрость
Животворящее начало
Напоенная влагой плодородная земля
- Поясните, какие цвета означают варианты А и В.

Что означают 7 орнаментов на гербе?
7 районов
7 городов
7 крупных рек

4. На каком языке исполняется третий куплет гимна РМ?
Мокшанский
Эрзянский
Русский

5. Какой цвет не используется на гербе?
Темно-синий
Золотой
Оранжевый

Задания «Пазлы»

- На вас огромная ответственность – вам необходимо правильно воссоздать элементы флага РМ.

(У детей - белая, синяя и красная полосы и солярный знак)

- Из фрагментов составьте герб. Будьте предельно внимательны.

(У детей пазлы с фрагментами герба)

Итог. Подсчет жетонов.

- Большое количество жетонов свидетельствует о том, что вы неплохо усвоили государственную символику РМ. На память победителю и всем участникам вручаем карточки с изображением герба и флага РМ.

Мордовский танец

- На щеках озорной румянец,
Мы танцуем МОРДОВСКИЙ ТАНЕЦ








13PAGE 15


13PAGE 14215