Презентация на тему Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельностиРазработала учитель биологии высшей квалификационнойкатегории МБОУ «СОШ№5»Матвеева Инна Михайловна Второе дыхание школы - Жизнь после уроков… Рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса, основывающийся на примерную или авторскую программу внеурочной деятельности. Цель рабочей программы – создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по определенному курсу внеурочной деятельности. Задачи программы: 1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения. 2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;формирование социально адекватных способов поведения. Задачи программы: 3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:воспитание целеустремленности и настойчивости;формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.4. Формирование умения решать творческие задачи.5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Функции рабочей программы: нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности; Функции рабочей программы: процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся. Организация внеурочной деятельности Разработка программы внеурочной деятельности должна начинаться с глубокого изучения интересов, запросов детей и родителей, возможностей образовательного учреждения, а также возможностей учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры, спорта. На родительских собраниях необходимо подробно объяснить, проиллюстрировать, какие формы будут использованы в работе с детьми, как внеурочные занятия отличаются от урочных, как изменится среда проведения этих занятий и т.д. Технология разработки рабочей программы Рабочая программа составляется учителем, педагогом дополнительного образования по определенному курсу на учебный год или сразу на 4 года (начальное образование). Примерные программы служат основанием для составления рабочих программ по внеурочной деятельности. Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы дополнительного образования. Технология разработки рабочей программы Разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.). Технология разработки рабочей программы Два способа разработки рабочей программы: Первый способ заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др. Технология разработки рабочей программы Два способа разработки рабочей программы: Второй способ — это создание рабочей программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности ребят. Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Титульный лист.Пояснительная запискаУчебно-тематическое планирование.Структура или содержание курсаИнформационно-методическое обеспечение.Предполагаемая результативность курса. Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Титульный лист Титульный лист - структурный элемент программы , который должен содержать следующую информацию:название ОУ;название программы;направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, общекультурное и т.д.);класс;составитель и его квалификационная категория;учебный год; Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Пояснительная записка Пояснительная записка должна раскрывать:нормативно-правовую базу;назначение программы;актуальность и перспективность курса; возрастную группу обучающихся, на которых ориентированы занятия;объём часов, отпущенных на занятия; продолжительность одного занятия; (в 1кл.-30 мин, в ост. -45 мин)цели и задачи реализации программы виды , формы , и методы работы Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Пояснительная записка Нормативная база организации внеурочной деятельностиЗакон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707); Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682); СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594; Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраныздоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676). Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Пояснительная записка Нормативная база организации внеурочной деятельностиФедеральные требования к образовательным учреждениям в части охраныздоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676). Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана на основе требований к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844) и на основе примерных программ по внеурочной деятельности 9 видов внеурочной деятельности Туристско-краеведческая деятельность. Познавательная деятельность; Игровая деятельность; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность; Художественное творчество; Социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность); Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Формы внеурочной деятельности Экскурсии Кружок Секция Круглые столы Конференции Диспуты Научные общества Олимпиады Соревнования Научные исследования Общественно-полезные практики Клуб Студия Мастерская Школа Ансамбль Театр Нетрадиционные формы внеурочной деятельности (носят событийный характер) «Снимаем фильм» (включает форму «Сценарий»)«Образовательная экспедиция», «Расписание каникул»«Коллективное творческое дело», «Музей класса», «Гость» (может включать форму «Интервью») «Стол находок» – ребёнок находит решение своих проблем, трудностей «Студия» – учащийся демонстрирует и учит тому, что может сам «Ритуал взросления» – традиция отмечать новый социальный опыт, приобретённый детьми «Образовательная встреча» – ученик пользуется своим правом получить консультативную помощь педагога или психолога Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Содержание курса Содержание курса включает: перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы; тематический план тематический план Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Содержание курса Содержание курса Количество часов Перечень универсальных действий обучающихся 1.ЛИЧНОСТНЫЕ2.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:-РЕГУЛЯТИВНЫЕ,-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ,-КОММУНИКАТИВНЫЕ3.ПРЕДМЕТНЫЕ Универсальные учебные действия: Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Содержание курса Планируемые результаты универсальных учебных действий Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Учебно-тематическое планирование. Раскрывается последовательность крупных тем курса (как правило в виде таблицы), указывается число часов на каждую тему, соотношение времени теоретических и практических занятий (при этом число теоретических занятий не должно превышать 50%). Если программа на 2 и более года, то представить по годам обучения. Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Учебно-тематическое планирование. Учебно-тематическое планирование должно содержать:разделы программы;темы занятий,даты;описание примерного содержания занятий со школьниками Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Информационно-методическое обеспечение дополнительная литература;цифровые образовательные ресурсы Перечень информационно-методического обеспеченияПечатные пособия:…Видео-, аудиоматериалы:…Цифровые ресурсы:…Оборудование:… Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Результативность курса: характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа (три уровня)выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);портфель достижений школьника. Уровни воспитательных результатов Первый уровеньПриобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.) Второй уровеньПолучение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровеньполучение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню воспитательного результата соответствует своя образовательная форма. Форсирование результатов недопустимо. Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Результативность курса: Структура портфолио школьника:I раздел «Мой портрет»II раздел «Портфолио документов» (дипломы, грамоты, результаты тестирования) Структура рабочей программы по внеурочной деятельности Оформление рабочей программы Рабочая программа должна быть оформлена аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом TimesNewRoman, размер шрифта12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата .Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. Наиболее типичные недочёты в рабочих программах Предлагаемые формы контроля результатов не соответствуют возрастным возможностям и в большинстве случаев являются формами контроля учебных достижений (тестирование, олимпиады). Составление информационно перегруженных программ, не соответствующих возрастным возможностям младших школьников; Большой объём аудиторной работы; Недостаточно конкретизированные планируемые воспитательные результаты; Планируемые воспитательные результаты не дифференцированы по уровням их достижения; Структура рабочих программ внеурочной деятельности не соответствует общим правилам разработки программ внеурочной деятельности; Большой объём аудиторной работы; Не все ученики должны быть «отличниками» в учебе Обогащение внеурочной жизни школьников: путь к успеху каждого Спасибо за внимание!