Экскурсия В гости к первоцветам. Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР.


ЭКСКУРСИЯ
«В ГОСТИ К ПЕРВОЦВЕТАМ»
Цель: расширять первичные естественнонаучные и экологические представления детей о весне и первоцветах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
познакомить детей с разнообразием первоцветов, встречающихся на территории посёлка Перово, Выборгского р – она, Л. О.;
продолжать обогащать представления детей о мире живой природы;
познакомить детей с первоцветами: как называются, где произрастают, как охраняются.
Коррекционно – развивающие:
развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис;
развивать творческое воображение;
развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.
Коррекционно – воспитательные:
формировать бережное отношение к природе;
формировать умение видеть красоту природы;
Оборудование: карточки - схемы с объектами живой и неживой природы, бинокли, фотоаппарат, экскурсионные лупы.
Место проведения экскурсии: смешанный лес на берегу залива.
Время проведения: начало мая
Возраст детей: 6-7 лет
Подготовка воспитателя к экскурсии:
Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью.
Приготовить карточки - схемы с объектами живой и неживой природы
Провести беседу об охране природы.
Познакомить детей с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
Беседа о ПДД.
Подготовка детей к экскурсии:
1. Побеседовать с детьми о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).
2. Подготовить детей к восприятию природы. Формировать умение правильно вести себя в лесу.
Повторение правил поведения в лесу
В: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию в весенний лес. Назовите, какие правила нужно соблюдать, придя в лес. (Дети отвечают)
Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.В: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь.
ХОД ЭКСКУРСИЯ
Введение в тему экскурсии (создание эмоционального настроя).
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, ни злись,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик-
Всё весною пахнет!»
А. Майков
В. - О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).
- Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Прилетели птицы).
- Какие признаки весны вы знаете? (Прилет птиц, освобождение рек ото льда, солнце находится выше над горизонтом, чем зимой, весной расцветают первоцветы, увеличился световой день).
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.
Основная часть 
1.  Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
В. - Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни становятся длиннее; становится теплее).
В. - Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).
В. - Какой весенний месяц самый холодный? (Март).
В.- Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае  тепло)
- Теперь посмотрите на небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое, по нему плывут белые легкие облака).
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)
- Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).
2. Весенние изменения в живой природе.
В. – Скажите мне, а какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.
В - Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).В - Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).
В - Назовите растения, которые зацветают самыми первыми? (подснежники).
- Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).
В. - Почему же подснежники зацветают так рано? 
В. - Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, мать и мачеха, сон – трава, фиалки.)
В. - Многие собирают весной букеты весенних растений. Это правильно? (Нет).
Опушка смешенного леса.
В. – Закройте глаза, послушайте внимательно, какие звуки леса вы слышите. (Дети перечисляют).
В. - Посмотрите, что находится, вокруг нас? (Деревья, трава, муравейники, речка, камни – валуны, птицы, цветы, насекомые).
В. - Как всё это можно назвать, одним словом? (Природа).
В. - Подойдите к объектам живой природы.
В. - Саша, ты к чему подошёл? (Берёза). - Почему к берёзе?
В. – Лена, ты к чему подошла? (Кустарник боярышника) – Почему?
- Чем кустарник отличается от дерева?
(Дети перечисляют объекты, к которым они подошли и причину.- Почему эти объекты называют живой природой?
Д./И «Живое - не живое» (по карточкам).
В. – Молодцы, теперь пройдём на цветочную поляну, какие цветы вы узнали? (дети перечисляют).
В. - Давайте рассмотрим ветреницу, что у неё есть? (стебель, листья, бутон, лепестки).
В. - Какой формы листья, на какой цветок похож сам бутончик?
В. - Какой, аромат у ветреницы? (Свежесть, весна, волшебство).
Загадка о первоцвете.
Первым вылез из землицы на проталинке,
Он мороза не боится, хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
В. - Подойдём и рассмотрим подснежник? (дети рассматривают цветы подснежника).
В. - Давайте сравним ветреницу и подснежник, чем похожи и чем отличаются эти первоцветы? (разная форма листьев, цвет бутонов, запах).
Загадка о следующем первоцвете
Ранней солнечной порой
На проталинке весной
Украшают бугорки,
В ярких желтеньких платочках
И зелененьких носочках.
Идет рассматривание и сравнения: мать и мачехи, одуванчика, медуницы, купальницы.
Д./И:
«Узнай по бутону»,
«Узнай по листьям»,
«Узнай по запаху»,
«Чей звук».
Координация речи с движением «Цветы».
Прошла зима холодная (хлопают в ладоши),
Настали дни весенние (гладят щечки),
Теплом растопит солнышко (плавные движения кистями рук)
Как воск, снега пушистые (отталкивающие движения пальцами рук).
Листочками зелеными (соединяют пальчики на двух руках)
Леса зазеленеют (рисуют в воздухе елку)
И вместе с травкой бархатной (захватывающие движения пальцев рук) .Взойдут цветы весенние (рисуют в воздухе цветок).
Заключительная беседа:
В. - Какие растения занесены в Красную книгу, и почему?В. - Из каких цветов можно делать букеты? (Из тех, которые, люди выращивают у себя на дачах, садовые цветы).
В. - Где мы сегодня побывали, что мы рассматривали?
В. - От чего зависит жизнь растений на земле?
В. - Какие цветы, из тех которые мы сегодня наблюдали, любят влажные места для жизни? (купальница, подснежники, ветреница).
В. - Какие первоцветы предпочитают, солнце и лесные опушки?
Фотографирование цветов, для альбома «Первоцветы».
В. –Теперь нам предстоит обратный путь в Детский сад.
В. - Вам понравилась наше путешествие. Кому, что понравилось.
В. - Д/з. Нарисовать иллюстрации о нашем путешествии.