Статья Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников


Митрофанова Светлана Борисовна
ГККП ясли - сад № 121 г. Павлодар
Воспитатель
2 категория
Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольника.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать нан них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе.
Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил JI.C. Выготский.
При формировании основ естественно- научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяете неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.
1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.
2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.
3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.
4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. (Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Унт "МЭГУ Краснодар", 1997. 72 с.)Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции (А.И. Иванова, 1999).
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников — представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Примерная структура занятия- экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Упражнение на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия)
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Технологическая карта организованной учебной деятельности в
средней группе.
Образовательная область: Познание
Раздел: ОЭД
Тема: «Живая тень».
Цель: Определить свойство света «рассеивается».
Задачи:
-Формировать знания детей о том, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше;
- Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи.
-Расширять словарь детей.
-Воспитывать интерес к проведению опытов.
Словарная работа: Рассеивание
Билингвальный компонент: Көлеңке - тень
Оборудование:- зеркало, свеча (лампу), бумага, ножницы,настольная лампа, фонарик, игрушка (машина), фигура животного, вырезанная из картона ( собачка).
Этапы
деятельности Действия воспитателя Деятельность детей
Мотивационно-
побудительный
Дети  входят в группу, их встречает профессор Всезнайка.
- Добрый  вечер. Я очень рада видеть вас в своей лаборатории. Я профессор Всезнайка. А скажите, ребята, что такое лаборатория и что в лаборатории делают?
 - Правильно, и сегодня мы с вами тоже будем проводить опыты и эксперименты, только со светом.
Дети здороваются с профессором.
Отвечают на вопросы профессора.
В лаборатории проводят различные опыты и эксперименты над животными, растениями и т.д.
Внимательно слушают тему занятия.
Организационно – поисковый -Скажите, ребята, а какое у нас сейчас время суток?
- Правильно, день.
-А в какое время суток вы приходите в детский сад?
 -Что вы делаете ночью?
-Чем занимаетесь днем?
-А как вы думаете, почему день сменяется ночью, а когда проходит день, то наступает утро, а затем опять день?
-А какие источники света, кроме солнца, вы знаете?
-А теперь, давайте с вами поэкспериментируем и узнаем о новом свойстве света.
Ход опыта. Поставить фигуру собачки между экраном и источником света, попеременно приближать фигурку то к стене, то к свету. То же самое сделать с игрушкой- машиной.
Результат. Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень.
Вопросы:
- Что происходит с фигурой, если ее поставить между экраном и источником света?
- Форму чего приобретает тень?
- От чего зависит размер тени?
Вывод. Если какой-нибудь предмет преграждает путь световому лучу, за ним образуется тень. Лучи от источника расходятся веером. Поэтому, если предмет расположен близко к источнику света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой.
Дети называют время суток.
Говорят, что день.
Отвечают, что утром.
Дети отвечают на вопросы воспитателя:
-спят.
-играют в игры, занимаются, едят и т.д.
Дети размышляют и отвечают на вопросы воспитателя.
Дети отвечают, что это луна, звезды, лампа, фонарь, свеча, костер и т.д.Дети соглашаются участвовать в эксперименте.
Дети внимательно следят за действиями воспитателя, затем проводят опыт за своими местами.
Дети с интересом проводят опыт, анализируют действия , подводят итог.
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Дети анализируют, делают вывод.
Рефлексивно – корригирующий. - Ребята чем мы сегодня занимались?
- Вам понравилось занятие?
-Что нового вы узнали? Отвечают на вопросы воспитателя.
Ожидаемый результат:
Воспроизводит: знания о свойстве света «рассеиваться».
Понимает: устанавливают причинно - следственные связи.
Применяет: полученные знания.