Элективный курс Практическое обществознание


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семилукская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
Семилукского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла
протокол №___1____
от «24» августа 2015г.
Принята педагогическим советом


протокол №__1__
от «25» августа 2015г.
«Утверждаю»_________
Директор школы
С.И.Тычинин
приказ № 213
от «1 » сентября 2015г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Практическое обществознание»
в 9 классе
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель: учитель истории и обществознания
Антонкина Екатерина Евгеньевна
г. Семилуки
2015 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, программой основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2011)
Учебный план разработан на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013 №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области от 18.08.2004 № 547. Элективный курс «Практическое обществознание» для 9 класса основной школы направлен на реализацию нового содержания обществоведческого образования. Курс является интегративным, т. е. включает знания различных общественных наук (социологии, экономической теории, политологии, правоведения, психологии, этики) в адаптированной для учеников 9 класса педагогически целесообразной форме. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере правовых отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о политике и праве, необходимых для понимания российского общества, государства. Содержание курса направлено на гражданское воспитание, развитие познавательных интересов школьников, формирование у них универсальных учебных действий.
Цель курса: сформировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса: - способствовать улучшению усвоения и углублению знаний учащимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в форме тестирования, собеседования, защиты реферата. - стимулировать познавательную активность и интерес учеников к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения; - отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера; - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.
Содержание курса, прежде всего, ориентировано на темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание. 6-9классы» При этом большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.
Формы организации учебного процесса:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий:
Лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Тесты
Средства контроля
Составление схем, таблиц, словариков по конкретным темам курса.
Решение проблемных заданий в группе и индивидуально.
Понятийный диктант.
Написание мини-сочинений (эссе).
Дифференцированный опрос.
Создание мини-проектов.
Тематическое тестирование.
Задания в формате ЕГЭ.
Работа с дополнительными материалами
Урочные (нетрадиционные): кроссворды, брейн - ринги, диспуты, дискуссии.

Уровень и направленность рабочей программы:
Основная общеобразовательная программа, базовый.
Учебно-тематический план

№ Наименование
раздела Количество
часов Формы обучения и контроля
Лекция Практикум Семинар Работа с источниками
1 Введение. Знакомство с целями и задачами курса 1 1 2 Глава I. Современное общество 4 2 2 3 Глава II.Человек среди людей 2 1 1 4 Глава III. Личность и межличностные отношения 6 3 3 5 Глава IV.Экономическая сфера жизни общества 9 5 4 6 Глава V.Политика и право
9 5 4 7 Глава VI. Духовная жизнь общества 2 1 1 8 Итоговое повторение 1 1 Итого 34 18 16

Содержание тем учебного курса
34 часа
Введение(1 ч.).
Тема 1. Современное общество (4ч.) Общество – динамичная саморазвивающаяся система. На пути к современной цивилизации. Глобальные проблемы современности. Социальные конфликты и пути их решения.
Тема 2. Человек среди людей (2ч.) Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение.
Тема 3. Личность и межличностные отношения(6ч) Семья как малая группа. Особенности подросткового возраста. Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Мышление и речь. Межличностные конфликты, их конструктивное решение.
Тема 4. Экономическая сфера жизни общества (9ч.) Экономика и её роль в жизни общества. Экономические системы. Разбор ситуаций. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Предпринимательство. Рынок и рыночный механизм. Экономические цели и функции государства. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Тема 5. Политика и право (9ч). Основы Конституционного строя Российской федерации. Принципы конституционного устройства РФ. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура граждан. Политический режим. Демократия. Правовое государство и гражданское общество. Власть. Роль политики в жизни общества. Органы государственной власти Российской федерации. Правоохранительные органы в Российской федерации. Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних.
Тема 6. Духовная жизнь общества (2ч.). Формы и разновидности культуры. Образование и самообразование.
Итоговое повторение (1ч).
Требования к уровню подготовки учащихся
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ – основной закон страны;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
Уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями.
Информационно- поисковой;
Учебно-познавательной;
Коммуникативной;
Рефлексивной;
Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Учебно – методическое обеспечение
1.Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – М., АСТ:Астрель, 2009
2. ГИА 2013 (в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2013.
3. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина. – М., 2002.
4. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2004г.
5. Мухаев Р. Т. Политология. И – М.,2000
6. Обществознание 8 кл./ Под ред. А. Ф. Боголюбова
7. Обществознание 9 кл./под ред. Боголюбова Л.Н., Матвеева А.И. – М.: Просвещение 2010 8. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ГИА 9 кл./ Баранов П.А. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ,2011.
9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2009.
10. Сборник кодексов РФ. – М.,2002 11. Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита –Пресс, 2002 г.
Дополнительная литература
1.Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М. : Дрофа, 2008.
2.Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. – Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. – М. : Новый учебник, 2004.
3.Гордеева, В. В. Правовое воспитание: 9–11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. – Волгоград : Учитель, 2007.
4.Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. – М. : Школа-Пресс, 2000.
5.Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8–11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. – Волгоград : Учитель, 2009.
6.Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. – М.: Экстремум, 2007.
7.Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. – М.: Новая школа, 1996.
8.Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
9.Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. – М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
10.Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М. : Просвещение, 1996.
11.Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. – М. : издательство деловой и учебной литературы, 2006.
12.Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8–9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. – Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. – М. : Новый учебник, 2007.
13.Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. – М.: Дрофа, 2008.
14.Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5–9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
15.Правовое воспитание школьников: 5–9 классы: конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. – Волгоград: Учитель, 2006.
16.Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля : элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. – Волгоград. : Учитель, 2007.
17.Обществознание. Право. Экономика: сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 123с.

Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение.
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа, общество.
Рыночная экономика.
Развитие общества.
Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Право.
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Культура и духовная жизнь.
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. 8–11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (В помощь учащимся). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Методики. Материалы к урокам). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. – Волгоград : Учитель, 2010. – (Сетевой тестовый контроль). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. – М. : Книжный мир, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. 9–11 кл. – М. : Новый диск, 2006. – (Экспресс-подготовка к экзамену). – 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Технические средства обучения.
Магнитофон.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пНазвания тем, уроков Количество
часов Дата проведения
Материалы и оборудование
1 Введение 1 тетрадь
Тема 1. Современное общество 4 2 Общество – динамичная саморазвивающаяся система 1 тетрадь
3 На пути к современной цивилизации 1 Тетрадь, тесты
4 Глобальные проблемы современности 1 Тетрадь, тесты
5 Социальные конфликты и пути их решения. 1 Тетрадь, учебник
Тема 2. Человек среди людей 2 6 Биологическое и социальное в человеке. 1 тетрадь
7 Человек и его ближайшее окружение. 1 тетрадь
Тема 3. Личность и межличностные отношения 6 8 Семья как малая группа 1 тетрадь
9 Особенности подросткового возраста. 1 тетрадь
10 Социальная структура. Неравенство и социальная дифференциация. Страты и классы. 1 тетрадь
11 Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. 1 Тетрадь, учебник
12 Мышление и речь 1 тетрадь
13 Межличностные конфликты, их конструктивное решение. 1 тетрадь
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества 9 14 Экономика и её роль в жизни общества 1 тетрадь
15 Экономические системы. Разбор ситуаций 1 тетрадь
16 Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. 1 тетрадь
17 Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. 1 тетрадь
18 Предпринимательство. 1 тетрадь
19 Рынок и рыночный механизм. 1 тетрадь
20 Экономические цели и функции государства. 1 тетрадь
21 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. 1 тетрадь
22 Налоги, уплачиваемые гражданами. 1 тетрадь
Тема 4. Политика и право 9 23 Основы Конституционного строя Российской федерации.
Принципы конституционного устройства РФ. 1 тетрадь, Конституция РФ
24 Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право.
Политическая и правовая культура граждан 2 тетрадь
25 Политический режим. Демократия. 1 тетрадь
26 Правовое государство и гражданское общество 1 тетрадь
27 Власть. Роль политики в жизни общества. 1 тетрадь
28 Органы государственной власти Российской федерации. 1 тетрадь
29 Правоохранительные органы в Российской федерации. 1 тетрадь
30 Административное и уголовное законодательство о несовершеннолетних. 1 тетрадь
Тема 5. Духовная жизнь общества 2 31 Формы и разновидности культуры 1 тетрадь
32 Образование и самообразование 1 тетрадь
33 Итоговое повторение
1