ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ТЕМА: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУНИЦИТАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ У УЧРЕЖДЕНИЕ № 67 "ПОЛЯНОЧКА" г. КАЛУГИ СНП "ЖУРАВЛЁНОК"
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ТЕМА: "Экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Подготовила: воспитатель МБДОУ № 67
"Поляночка" г. Калуги
СНП "Журавлёнок"
Ирина Викторовна Семенова
Калуга, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. теоретические основы формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраст......................... 6
1.1. Понятие познавательного интереса......................................... 6
1.2. Формирование познавательного интереса в дошкольном
возрасте............................................................................................. 9
1.3. Средства развития у дошкольников познавательного
интереса............................................................................................. 14
ГЛАВА 2. Экспериментирование как средство развития
познавательного интереса детей старшего дошкольного
возраста........................................................................................... 20
2.1. Сущность детского экспериментирования.............................. 20
2.2. Этапы работы по формированию познавательного интереса в
процессе детского экспериментирования....................................... 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 32
ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................. 35
ВВЕДЕНИЕ
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. А это во многом зависит от самого педагога. Умственное воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование познавательных мотивов, развитие мыслительных операций, поэтому одной из его задач является воспитание любознательности, познавательных интересов.
Проблема формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста рассматривается мной в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года. В данном Стандарте в качестве одного из принципов дошкольного образования (п. 1.4) выделено формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Одним из требований Стандарта к организации образовательного пространства является обеспечение игровой, познавательной исследовательской и творческой активности всех воспитанников, экспериментирования с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой).
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Среди перечисленных в Стандарте целевых ориентиров – проявление ребенком любознательности, желания задавать вопросы взрослым и сверстникам, интерес к установлению причинно-следственных связей, попытки самостоятельного объяснения явлений природы, склонность наблюдать, экспериментировать.
Практика показывает, что неуспешность обучения в школе чаще всего связана с интеллектуальной пассивностью детей, с неразвитой познавательной активностью. Самостоятельная интеллектуальная задача, не связанная с игрой или практической ситуацией, не вызывает у этих детей интереса, усилия мысли. Они не привыкли думать и стремятся избегать активной интеллектуальной деятельности. Поэтому в школе у них появляется желание использовать различные обходные пути: заучивать материал без понимания, угадывать, пользоваться подсказкой.
Чтобы этого избежать, интерес к самостоятельному поиску знаний необходимо сформировать еще в дошкольном возрасте.
В связи с этим актуальной становится необходимость включения в содержание образования дошкольников деятельности, способствующей формированию познавательного интереса, активизации мышления, использования знаний и умений в новой для них ситуации, для решения новых проблем.
Проблеме формирования и поддержания у дошкольников познавательных интересов посвятили свои исследования С.Л. Рубинштейн, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Б.Г. Ананьев, А.П. Усова, О.Л. Князева, С.Л. Новоселова, Г.И. Щукина и др.
По мнению психологов, эффективным средством формирования у дошкольников познавательного интереса является поисково-исследовательская деятельность.
Н.Н. Поддьяковв качестве основного вида поисковой деятельностивыделяет экспериментирование. И неслучайно. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира [21, c. 13].
Цель данной работынаправлена на формирование познавательного интереса детей в процессе овладения навыками экспериментирования как основного вида поисково-исследовательской деятельности.
Реализовать поставленную цель можно через решение следующих задач:
Формировать такие навыки экспериментальной деятельности, как умение видеть проблему, ставить цель, выдвигать гипотезы, находить способы решения проблемы, делать выводы и элементарные умозаключения. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
Развивать логическое мышление, наблюдательность, творческий потенциал, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости;
Воспитывать инициативность, самостоятельность, желание и умение работать сообща, уважать мнение сверстников.
глава 1. теоретические основы формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Понятие познавательного интереса
Современный, достаточно сложный этап развития общества определяет направления совершенствования системы народного образования, предусматривает новые, более гуманные подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Одно из важных направлений этой области – развитие познавательной сферы у детей дошкольного возраста. Этому вопросу уделяли и уделяют достаточно много внимания и представители науки, и практические работники.
Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интереса. Интерес – это реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Интерес можно определить, как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Особый вид интереса – интерес к познанию или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение необходимыми способами, умениями и навыками, при помощи которых ребёнок получает знания [1, с. 65-66].
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
- избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т.Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).
Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед нами:
- как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
- как тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;
- как мощный побудитель активности личности;
- и как особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Н.Р. Морозова характеризует интерес, тремя обязательными моментами:
- положительной эмоцией по отношению к деятельности;
- наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания;
- наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает его заниматься, независимо от других мотивов.
Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно- субъективная сущность (характер, процесс, результат).
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
И.В. Метельский определяет познавательный интерес, как активную познавательную направленность, связанную с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, явления с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности [4, с. 27].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева, психологические процессы, включённые в познавательный интерес, – это не сумма слагаемых, а особые связи, своеобразные взаимоотношения. Интерес – это «сплав» многих психических процессов, создающих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление углубиться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [5, с. 79].
Познавательный интерес, будучи, включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе – познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру, которому способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).
Таким образом, анализ современных психолого-педагогических исследований позволяет определить познавательный интерес как ценное личностное образование, формирование и развитие которого необходимо начинать с раннего возраста, являющегося сензитивным периодом для данного процесса.
Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди, человечество – часть этого мира – открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира. Образ мира – это сложная целостная, незастывшая система знаний и представлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. В жизни каждого человека система эта постоянно меняется, наполняясь все новым содержанием.
Когда и как закладывается образ мира у каждого человека? Формируется он и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека с момента его рождения. Человек появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Постепенно (достаточно быстро) познавательная направленность переходит в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами (по А.Н. Леонтьеву) являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) [5, с. 80].
Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у воспитанников постоянно возникают вопросы, ответы на которые они сами должны найти. При этом поисковая деятельность дошкольника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъём, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего «действенного» экспериментирования с предметами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развить его познавательные интересы.
Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы/стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес [1, 2, 5]. И хотя их выделение считается в значительной степени условным, наиболее характерные признаки каждого из них являются общепризнанными.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание ребёнка. Необходимо отметить, что элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особого значения для развития познавательного интереса у дошкольников. На стадии любопытства ребёнок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Для этой стадии развития интереса характерны достаточно сильное проявление эмоций (удивление, радость познания, удовлетворённость деятельностью). В появлении загадок, их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда ребёнок отрешён от простой исполнительности и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.
Любознательность, как считает Г.Н. Морозова, близка к интересу, но она «диффузна, не сосредоточена на определённом предмете или деятельности» [3, с. 31].
Как ступень развития интереса, отражающую состояние избирательного отношения ребёнка к предмету познания и степень влияния его на личность, рассматривает любознательность Г.И. Щукина [2, с. 13].
Любознательность, согласно К.М. Рамоновой, – своеобразная форма активности, отличающаяся рядом особенностей. По её мнению, любознательность:
- это первоначальный этап формирования устойчивой познавательной направленности; она связана с ориентировочным рефлексом и ориентировочной деятельностью;
- является условием успешной умственной деятельности, которая проходит с наименьшим утомлением и затратной энергии.
Одновременно К.М. Рамонова подчёркивает, что развитие любознательности происходит при условии демонстрации ребёнку противоречивых фактов, побуждающих к поиску причин данных противоречий. [7, с. 14-16].
Наиболее полное определение любознательности даётся С.И. Кудиновым: «Любознательность — целостная структура мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к освоению новой информации. При этом мотивационно-смысловой аспект любознательности выражается через совокупность побуждений и смысловых значений. Инструментально-стилевые показатели отражают силу стремлений, разнообразие приёмов и способов реализации любознательного поведения, тип регуляции и эмоциональных переживаний субъекта, продуктивность, действенность их осуществления в различных сферах жизнедеятельности» [6, с. 58].
Важно отметить, что любознательность как стадия развития познавательного интереса представляет собой активное стремление познать окружающий мир, переживание и удовлетворение которого сопровождается положительными эмоциями. Развиваясь, любознательность включается в структуру личности, обеспечивает эффективность познавательной деятельности в дошкольном детстве.
Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных условиях. Стадия познавательного интереса обычно связывается со стремлением ребёнка к разрешению проблемного вопроса. В центре внимания дошкольника становится не сама по себе деятельность, а вопрос, проблема. Познавательный интерес, как особая направленность личности на познание окружающей действительности, характеризуется непрерывным поступательным движением, содействующим переходу дошкольника от незнания к знанию, от менее полного к более полному и глубокому проникновению в сущность явлений. Для познавательного интереса характерно напряжение мысли, усиление воли, проявление чувств, ведущие к преодолению трудностей в решении задач, к активным поискам ответа на проблемные вопросы.
Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, которая проявляется у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире
Теоретический интерес продиктован как стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и их использованием как инструмента познания. Это стадия активного воздействия человека на мир, на его переустройство, которая непосредственно связана с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки.
Теоретический интерес характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.
Таким образом, познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у дошкольника малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. В этом состоит важнейшая задача воспитателя учреждения дошкольного образования, развивающего у воспитанников познавательный интерес.
1.3. Средства развития у дошкольников познавательного интереса
Познавательный интерес психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает его как часть процесса воспитания и развития личности [2, 3]. Сегодня эта проблема всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности детей, что позволяет творчески работающим педагогам успешно формировать и развивать интересы дошкольников, обогащать личность, воспитывать активное отношение к жизни.
Анализ практики обучения детей на занятиях в детском саду показывает, что, к сожалению, далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей. Имеются данные, что до 70 % вопросов, с которыми воспитатели обращаются к детям, требуют от них лишь простого воспроизведения фактов. Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко при одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер: воспитатель показал, объяснил – ребенок добросовестно повторил. Дети почти не задают педагогу встречных вопросов. А если и задают, то не поддерживают их, считая, что они нарушают заданную логику занятия. В результате такого неконструктивного подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятия дошкольники не пытаются продолжать разговор с воспитателем на данную тему, не используют полученные знания и умения в практической деятельности [1, с. 41].
Как добиться активности дошкольников? Как сделать, чтобы их деятельность на занятиях стала интеллектуальной и эмоционально насыщенной?
Прежде всего необходимо уточнить, что является показателем активной мыслительной деятельности дошкольника на занятиях. Их несколько:
наличие интереса к учебной задаче и процессу ее решения;
умение проявлять самостоятельность в процессе поиска решения, производить при этом разнообразные мыслительные операции: анализировать, сравнивать, группировать и т.д.;
умение задавать вопросы по содержанию осваиваемой темы;
умение замечать ошибки у себя и у сверстников и исправлять их;
умение выдвигать новую познавательную задачу;
способность относительно долго проявлять интерес к проблеме, самостоятельно применять найденные способы ее решения в практической деятельности [1, с. 42].
Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя – вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений и навыков.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых педагогических технологий. Одной из современных педагогических технологий является технология проектной деятельности, которая основана на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
По мнению Д. Дьюи, обучение должно строится на «активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями». Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и значима прежде всего для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Педагог лишь направляет деятельность детей на самостоятельный поиск, подсказывает источник получения информации [4, с. 2].
Большинство современных педагогов стремятся донести до детей готовые знания, которыми владеют сами. В этом случае роль взрослых сводится к созданию условий для формирования у дошкольников интереса к предлагаемой теме. Используя же метод проектов, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.
Именно такой путь познания, по мнению Д. Дьюи, наиболее естествен для ребенка. Педагог не должен предлагать для изучения материал, не возбудивший познавательного интереса детей, он лишь помогает в исследовании того, что их заинтересовало. Ребенку необходимо открыть для себя свойства предметов и явлений в процессе самостоятельного изучения, которое должно проходить преимущественно в форме игры и труда.
В этих видах деятельности, как считал Д. Дьюи, развивается вкус детей к самообучению и самосовершенствованию, так как знания приобретаются в процессе делания на основе индуктивного метода познания: от частного – к общему [4, с. 3].
Также эффективным средством развития и поддержания у дошкольников познавательного интереса является проблемное обучение.
Интерес к занятию в большей мере связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому задача воспитателя состоит в том, чтобы заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью. Хорошо, когда в самой постановке цели занятия перед ребенком встает конкретная проблема, требующая разрешения. Например, не просто научиться измерять, а помочь строителям правильно определить ширину моста, чтобы по нему в разных направлениях двигались машины; не просто узнать об образе жизни животных, а помочь каждому из них правильно выбрать домик – среду обитания [1, с. 43].
Основная движущая пружинапроблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые ставятся перед детьми.
Воспитатель организует различные проблемные ситуации и предлагает детям найти решения. Развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбора правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии.
После таких проблемных обсуждений можно перейти к более сложным ситуациям, требующим активной мыслительной деятельности, типа «Расскажем о прошлом, настоящем и будущем этого предмета». В таких ситуациях ребенку нужно мобилизовать весь объем знаний о предмете, усвоить новые знания, рассуждать, задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свои предположения. Например: «Что было с этой книгой до того, как она попала в детский сад? Кто ее создал? О чем мечтали люди, создавшие эту книгу? Довольна ли книга сейчас своей жизнью? Требует ли книга ремонта? Какое у нее будущее?». В подобных ситуациях обсуждения близких детям предметов и явлений решаются задачи интеллектуального и социально-нравственного развития будущих школьников.
Замечено, что старших дошкольников привлекают вопросы, выходящие за пределы их непосредственного личного опыта. Они часто приносят в группу книги, картинки с изображением первобытных людей, древних воинов, рыцарей, незнакомых животных и птиц, фантастические картинки на космические темы. Неправильно поступают те воспитатели, которые отмахиваются от вопросов детей, считая их преждевременными. Наоборот, нужно поддерживать интерес таких детей, их желание узнать новое, направлять познавательную активность. Бывает, что целую группу на много дней охватывает «лихорадка познания», например, жизни древних людей. Дети рассматривают иллюстрации, узнают об обычаях, одежде, жилище первобытных людей, с увлечением играют в охоту на мамонтов, строительство пещер. Проходит время, и интересы детей меняются, но для некоторых ребят этот интерес остается ненасыщенным, он побуждает их задавать новые вопросы, строить новые предположения, вызывает желание самостоятельно прочитать те книги, которые читали им взрослые [1, с. 47].
Желание и умение думать, настойчиво искать решение развивают задачи-головоломки, задачи на преобразование, составление фигуры из частей. Это головоломки со спичками, палочками, игры «Пифагор», «Силуэт», «Танграм». Поиск решения подобных задач может осуществляться детьми чисто практически, или через сочетание практических и мыслительных действий, или только мысленно. Ребята выдвигают предположения о ходе и путях решения, проверяют или отвергают их нередко до начала практического осуществления задуманного. Все это говорит о целенаправленности поиска и умственной активности.
Среди возможных средств развития познавательного интереса, а также исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Педагоги все больше делают акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» [14, c. 5].
Таким образом, перечисленные средства формирования у дошкольников познавательного интереса относятся к поисковой деятельности, которая основывается на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов и является эффективным подходом к построению воспитательно-образовательного процесса. Решая познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.
ГЛАВА 2. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
2.1. Сущность детского экспериментирования
В работах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.
В дошкольной педагогике по-разному определяется понятие «экспериментирование».
«Экспериментирование» – деятельность, в которой проводится научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий» (М.А.Поваляева).
«Экспериментирование» – одна из форм организации детской деятельности, с одной стороны, и один из видов познавательной деятельности детей, с другой» (Н.Н.Поддъяков).
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л.С.Выготский.
В научной и методической литературе доказывается эффективность экспериментирования как метода познания окружающего мира. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную активность. По мнению академика Н.Н.Поддъякова, в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, выдвигать гипотезы, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности [12, c. 27].
Рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов: Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина, С.Н.Николаевой, Л.А.Венгера, Н.А.Ветлугиной, И.Д.Зверева и др. Ученые предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решения в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот активно помогать.
Из чего должен исходить взрослый? Что для него важно? В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска [19, c. 13].
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать.
Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду, а воду в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как заместить тесто? Как поймать воздух? Где живет воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? Что ест попугайчик? Как слышит кошка? Чем она нюхает? [11, c. 29].
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Педагог имеет возможность использовать экспериментирование не только в структуре занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой, но и в продуктивных видах деятельности; предполагает проблемные задачи, направленные на формирование потребности решать их опытным путем [19, c. 16].
Чтобы повысить интерес, педагог ставит вопросы, побуждающие детей сравнивать свойства материалов или предметов (глина и пластилин), устанавливать причинно-следственные связи (снег и лед), выдвигать предположения, делать выводы; совместно обсуждает предположения, помогает обобщать полученные результаты.
Таким образом, детское экспериментирование – это основной вид поисковой деятельности, имеющий принципиально иной подход к формированию познавательной активности дошкольников, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов.
2.2. Этапы работы по формированию познавательного интереса в процессе детского экспериментирования
1. На начальном этапе работы (сентябрь 2013 г.) мною было проведено диагностическое исследование уровня развития познавательного интереса детей подготовительной к школе группы. В исследовании принимали участие 14 детей.
С целью получения более объективных результатов диагностирование детей осуществлялось по двум критериям, таким какмотивационная вовлеченность ребенка в деятельность ипознавательная потребность. Мотивационная вовлеченность исследовалась с помощью ряда наблюдений, результаты которых фиксировались в таблице. Уровень познавательной потребности выявлялся на основе методикпредложенных В.С. Юркевич «Познавательная потребность» и Л.Н. Прохоровой «Древо желаний» (Приложение 1). Результаты исследования также были занесены в таблицу (Приложение 2),
Таким образом, при первичном диагностировании детей я выявила следующее. Высокий уровень (2,2 балла и выше) развития познавательного интереса показали 2 ребенка. На низком уровне (до 1,1 балла) – 3 человека. На средний уровень (1,2 – 2,1 балла) вышли 9 человек.
Средний балл группы детей, принимавших участие в исследовании, составил 1,67 (55,6%), что указывает на средний уровень развития познавательного интереса детей данной группы в целом.
На следующем этапе с целью повышения эффективности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста была проведена работа со всеми участниками педагогического процесса.
Для педагогов были подготовлены и проведены консультации на темы «Условия формирования познавательного интереса дошкольников» (Цель: расширение представлений педагогов о создании условий формирования у дошкольников познавательного интереса), «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» (Цель: формирование представлений педагогов об особенностях организации экспериментальной деятельности детей, «Содержание уголков экспериментальной деятельности» (Цель: формирование у педагогов представления об оформлении и оснащении группового уголка экспериментирования) (Приложение 3).
Также для педагогов был проведен открытый показ непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Знакомство со свойствами воздуха» (Цель: формирование у педагогов представления об осуществлении личностно-ориентированного подхода при организации экспериментальной деятельности детей)(Приложение 4).
Для работы с детьми мною был разработан перспективный план ознакомления детей с различными материалами, объектами и явлениями природы посредством опытно-экспериментальной деятельности. Перед разработкой перспективного плана я провела диагностику с целью выявления знаний детей об объектах неживой природы. Результаты диагностики определили уровень сложности планируемых опытов и экспериментов. Данный план предусматривал организацию опытов и экспериментов в форме непосредственной образовательной деятельности, а также наблюдения и эксперименты на прогулке (Приложение 5). В процессе экспериментирования я старалась выдерживать структуру экспериментальной деятельности: подводила детей к постановке цели и задач, совместному поиску способов решения обозначенной проблемы, планированию действий, сравнению предположений и результатов, самостоятельной формулировке выводов. Ход и результаты экспериментов мы фиксировали с помощью условных знаков, картинок, схем (Приложение 6).
Экспериментирование с воздухом давало детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий («Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Живая змейка», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка-флейта») и т.д.
Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды (Вода прозрачная, у воды нет вкуса, у воды нет запаха, лёд – твёрдая вода, пар – это тоже вода, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются, лёд легче воды, вода не имеет формы.)
В процессе экспериментирования с песком дети имели возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Чистая вода», «Можно ли услышать песок?», «Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки»).
Проведение экспериментов продолжалось на прогулках:
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
-рассматривание сосулек;
-замораживание воды;
-рисование на снегу цветной водой;
-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;
-определение направления ветра;
-наблюдение за срезом сугробов;
-изготовление цветных льдинок;
-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;
-наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;
-сравнение намокаемости тканей различной фактуры;
-рисование на сухом и мокром песке;
-что быстрее высохнет дерево или камень.
Помимо запланированных опытов и экспериментов в деятельности детей имели место и случайные эксперименты. Если у кого-то из детей возникал вопрос, на который можно найти ответ опытным путем, я не давала готовую информацию, а предлагала провести опыт или эксперимент, предоставляла детям возможность проявить инициативу.
Учитывая рекомендации С.Н. Николаевой, мы совместно с детьми и родителями в группе оборудовали уголок экспериментирования, который постоянно пополняется новыми материалами.
Также была собрана картотека разнообразных опытов и экспериментов (Приложение 7). Для организации самостоятельной детской деятельности разработаны карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Содержание уголка экспериментирования пополняется в соответствии с планом работы.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
доступность расположения
Основное оборудование уголка:
- приборы-помощники: увеличительные стёкла, магниты, микроскопы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, разнообразные семена, т.д.;
- утилизованный материал: проволока, пластмассы, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др;
- красители: гуашь, акварель, пищевые красители;
- медицинские материалы: пипетки, шприцы, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, воронки, сито и др.;
- картотека экспериментов.
В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, из-под мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываю детям возможность вторичного использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или нарисованы схемы – обозначения. Используются различные баночки с крышками и киндер – сюрпризы.
Работу по формированию у детей познавательного интереса я проводила в тесной взаимосвязи с родителями. Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. Мною было проведено анкетирование родителей, в результате которого я выявила отношение родителей к поддержанию познавательного интереса детей и экспериментальной деятельности. Родители заинтересованы в развитии познавательного интереса детей, они способствуют постоянному совершенствованию их умений и навыков. Нередко родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах). Также родители отметили, что необходимо использовать экспериментальную, исследовательскую деятельность в детском саду и пожелали продолжать развивать работу в этом направлении. Мною были предложены рекомендации родителям по формированию и поддержанию у детей познавательного интереса (Приложение 8).
С целью ознакомления родителей со средствами формирования познавательного интереса детей мною были проведены консультации на темы: «Как создать дома детскую лабораторию?», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома», «Система упражнений и проблемных ситуаций для организации самостоятельного и совместного с взрослым экспериментирования», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка» (Приложение 8).
Таким образом, на данном этапе работы мною были предприняты как теоретические, так и практические методы работы с педагогами и детьми с целью повышения эффективности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы на следующем этапе (апрель 2014 г.) – проверка эффективностипроведенной мною работы с целью формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели было проведено повторное диагностическое исследование уровня формирования познавательного интереса детей. В данном исследовании был использован тот же диагностический материал, что и на начальном этапе работы.
Результаты также были занесены в таблицу (Приложение 2), по данным которой средний балл формирования познавательного интереса детей составил 1,85 (61,6%).
Заключительный этап – подведение итогов.
Опираясь на полученные данные, можно сделать вывод о том, что у детей, принимавших участие в исследовании, прослеживается положительная динамика формирования познавательного интереса: высокий уровень выявился у 4 человек, на средний уровень вышли 10 человек, низкий уровень не показал ни один ребенок.
Средний балл формирования познавательного интереса детей повысился на 0,18, что составило 6%.
Уровни развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Группы Высокий уровень
(от 2,2 балла) Средний уровень
(от 1,2 до 2,1 балла) Низкий уровень
(до 1,1 балла)
Начало уч. года 2 человека (14%) 9 человек (64%) 3 человека (22%)
Конец уч. года 4 человека (29%) 10 человек (71%) -
Уровень развития познавательного интереса детей на начало учебного 2013 – 2014 года составил 55,6%, но конец учебного года – 61,6%, что говорит об эффективности проведенной мною работы по формированию познавательного интереса детей в процессе овладения ими навыками экспериментальной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что экспериментирование является эффективным средством развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проведя теоретический анализ проблемы, можно сделать следующие выводы. Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
И.В. Метельский определяет познавательный интерес, как активную познавательную направленность, связанную с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, явления с радостью познания, преодолением трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.
Развитие познавательного интереса осуществляется поэтапно. Учёные называют следующие этапы его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Таким образом, познавательный интерес может рассматриваться как один из важнейших мотивов учения, как устойчивая черта личности и как эффективное средство обучения. Педагоги должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у дошкольника малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. В этом состоит важнейшая задача воспитателя учреждения дошкольного образования, развивающего у воспитанников познавательный интерес.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых педагогических технологий. Наиболее эффективными являются технология проектной деятельности, метод проблемного обучения, метод экспериментов, которые основаны на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Перечисленные средства формирования у дошкольников познавательного интереса относятся к поисковой деятельности, которая основывается на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов и являются эффективным подходом к построению воспитательно-образовательного процесса.
Решая познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бабаева, Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
Баландина, Л.А. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка [Текст] // Методическое пособие / Л.А. Баландина / Под редакцией Е.А. Ничипорюк. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», – 2005. – 288 с.
Бутузова, В.В. Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности [Текст] / В.В. Бутузова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения – 2009.-№ 2. – С. 42-59.
Гладкова, Ю. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника [Текст] / Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду – 2008. - № 1. – С. 2-3.
Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание – 1998. - № 10. – С. 80-82.
Гризик, Т. Познаю мир [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание – 2002. - № 9. – С. 22-28.
Денисенкова, Н. Ваш ребенок познает мир [Текст] / Н. Денисенкова // Дошкольное воспитание – 2000. - № 1. – С. 100-106.
Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию [Текст] / Е. Евдокимова // Дошкольное воспитание – 2003. - № 3. – С. 20-24.
Йозова, О. Дети экспериментируют… [Текст] / О. Йозова // Дошкольное воспитание – 2009. - № 9. – С. 64-70.
Комлева, И. Дети экспериментируют? Да! [Текст] / И. Комлева // Дошкольное воспитание – 2004.- № 8. – С. 29-32.
Костюченко, М. Экспериментируем [Текст] / М. Костюченко // Дошкольное воспитание – 2006.- № 8. – С. 27-37.
Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе [Текст] / И.С. Пологрудова // Молодой ученый. – 2012.- №4. – С. 366-367.
Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольника [Текст] // Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2005. – 64 с.
Путляева, Л. О развитии мышления [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание – 2006. - № 5. – С. 35-38.
Ривина, Е. Особенности занятий по ознакомлению детей с окружающим миром [Текст] / Е. Ривина // Детский сад от А до Я – 2006. - № 2. – С. 27-33.
Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] // Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. – М.:Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, 2008. – 366 с.
Федулова, С., Чарушина О. Физика для самых маленьких [Текст] / С. Федулова, О. Чарушина // Дошкольное образование. Обучениедошкольников - № 4. – С. 31-36.
Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Тескт] / О. Чехонина // Дошкольное воспитание – 2007. - № 6 – С. 13-16.
Щербакова, Е., Голицын, В. К вопросу о развитии познавательной активности [Текст] / Е. Щербакова, В. Голицын // Дошкольное воспитание – 1991. - №10. – С. 56-58.
Щукина, Г.И. Проблема познавательногоинтересавпедагогике[Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 352 с.
Интернет ресурсы.