Описание опыта работы Детское экспериментирование — как основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
44450005334000
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
на тему:
«Детское экспериментирование – как основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
195072014859000
Выполнила:
Яцевич Анна Викторовна
воспитатель, первая кв. категория
МБДОУ г. Фокино «Детский сад ''Тополёк''
Любознательность, активность, самостоятельность – качества, которые присущи всем детям. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений, исследований и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Исследования предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 , исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии.
Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательно-исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Н.Н. Поддъяков говорил: «Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность, позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.
Актуальность выбранной мной темы на современном этапе очевидна, так как именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС дошкольного образования, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность и активность.
Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников.
Преимуществом метода экспериментирования является использование его в совместной и в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
Свою работу с детьми веду с 2008 г. по четырем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
1. Живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы.
2. Неживая природа - почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твердое); небесные тела.
3. Физические явления – магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет, и др.
4. Рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я начала свою работу через наблюдения в природе.
В уголке природы и на прогулках мы проводим наблюдения за объектами природы, позволяющие детям овладеть конкретными знаниями об этих объектах и правилами ухода за ними. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей.
Для экспериментирования в уголке природы я использую алгоритмы для работы в уголке природы и алгоритмы для работы в лаборатории, которые помогают мне объяснить детям сложные явления в доступной для детей форме, обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также развивать у детей память, внимание, образное мышление, мелкую моторику рук. Моделирование «маленькими человечками» помогают мне объяснить детям физическую суть различных явлений и агрегатных состояний предметов.
Провожу непосредственно образовательную деятельность по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы, где эксперимент - часть НОД. Провожу занятия-эксперименты. На таких занятиях дети учатся сравнивать, делать выводы и умозаключения, анализировать и зарисовывать увиденное.
Использую в своей работе с детьми такой прием - эксперименты как ответы на детские вопросы. К проведению таких опытов я привлекаю либо того ребенка, который задал вопрос, либо его товарищей.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их включаю как в образовательную деятельность, так и применяю в свободной самостоятельной и совместной с детьми деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – ребята стараются всё проделывать сами. Самые интересные эксперименты — это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Со старшими дошкольниками я использую метод решения экспериментальных задач. Данный вид деятельности представляет собой задатки настоящего экспериментирования. Провожу с детьми мысленные эксперименты - это эксперименты, которые можно делать только в уме.
В своей работе с детьми по познавательно – исследовательской деятельности я придаю большое значение играм: дидактическим, словесным, игры с песком и водой. Планирую и провожу развлечения (досуги, праздники).
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет моим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а мне, как педагогу, сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новый информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Познавательно-исследовательская работа позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
На основе проводимой мной экспериментальной работы с детьми, я постаралась выработать рекомендации по использованию опыта педагогическими работниками. По данной теме разработала консультации, рекомендации, памятки для воспитателей.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленный материал поможет более быстрому внедрению метода детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений, будет способствовать развитию, познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей детей дошкольного возраста, а также сформировать исследовательские умения, умения самостоятельного поиска.