Тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие»
Тематическое планирование образовательной области «Речевое развитие»
Месяц № недели Тема недели Тема занятия Содержание Учебная нагрузка
Сентябрь 1 «Здравствуй, детский сад!»
(диагностика) «Что такое «ранняя осень?»» Развивать умение детей описывать раннюю осень, находить различия между летом и осенью; закреплять знание характерных особенностей, присущих этим временам года; воспитывать любовь к любым временам года. 1
2 «Осень, осень в гости просим!»
(диагностика) Составление описательного рассказа «Осенняя пора…» Развивать умение детей рассказывать о характерных признаках осени, подробно описывая все изменения, высказывать свою точку зрения; развивать логическое мышление, внимание, воображение; воспитывать любовь к осени. 1
3 «Игрушки» Составление описательных мини – рассказов «Наши любимые игрушки!» Закреплять названия игрушек, обобщающее слово; развивать умение составлять описательные мини – рассказы о любимой игрушке (описать размер, цвет, материал); определять и называть местоположение предмета, правильно употреблять форму мн. ч; развивать мышление, внимание, память. 1
4 «Овощи и фрукты» Беседа «Что, где растёт?» Совершенствовать умение детей называть овощи и фрукты, классифицировать их по месту произрастания; развивать умение описывать фрукт или овощ проговаривая цвет, форму, величину; закреплять умение называть ед.ч. и мн.ч. существительного, называть прилагательные. 1
Октябрь 1 «Грибы и ягоды» Беседа «Съедобные и ядовитые» Познакомить с внешним видом и особенностями съедобных и ядовитых грибов и ягод; обсудить с детьми информацию о явлениях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения; развивать умение употреблять существительные во мн. ч.; воспитывать бережное отношение к природе и не только к съедобным грибам, но и ядовитым. 1
2 «Продукты» «Загадки о продуктах сейчас мы отгадаем» Развивать умение детей слушать внимательно загадки, соотносить загаданное описание с некоторыми продуктами; выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета; помогать логично и понятно высказывать свои суждения; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любовь к художественному слову. 1
3 «Посуда» Составление описательного рассказа по предметным картинкам «Я расскажу о …». Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; развивать умение употреблять в речи названия предметов посуды, их частей, материалов, из которых они изготовлены; развивать артикуляционный аппарат; развивать умение использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. 1
4 «Мебель» Чтение рассказа «Переезд» (Новая квартира) Совершенствовать умение детей внимательно слушать рассказы; поддерживать внимание и интерес к слову и литературному произведению; зачитывать по просьбе детей понравившийся отрывок, помогая становлению личностного отношения к произведению. 1
5 «Бытовая техника» Составление описательного рассказа по предметным картинкам Развивать связную речь, развивать умение употреблять сложноподчинённые предложения, описывая бытовую технику, передавать характерные особенности внешнего строения и правила безопасного использования; развивать артикуляционный аппарат, пополнять активный словарь детей; воспитывать интерес к данному виду деятельности. 1
Ноябрь 1 «Осинины»
(осенние каникулы) Чтение РНС «Лисичка – сестричка и волк», обр. М. Булатова, «Лиса и козёл», обр. О. КапицыСовершенствовать диалогическую речь: развивать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их; развивать умение пересказывать наиболее выразительные, динамичные и наиболее понравившиеся детям отрывки из сказки. 1
2 «Наземный, подземный транспорт» «Путешествие по городским улицам»
Чтение стихотворения С. Маршака «Багаж» Развивать умение детей сравнивать виды наземного и подземного транспорта и описывать их; закреплять названия транспорта; развивать артикуляционный аппарат, пополнять активный словарь детей; совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи; познакомить с новым произведением, заучивать наизусть понравившийся отрывок. 1
3 «Воздушный, водный транспорт» Составление описательных мини - рассказов по предметным картинкам Развивать связную речь, активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены; продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков. 1
4 «Безопасность» Чтение РНС «Петушок и бобовое зёрнышко», обр. О. КапицыПополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении; совершенствовать диалогическую речь: развивать умение участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их; побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых предложений; закреплять умение использовать ошибки сказочных героев для коррекции своего поведения. 1
Декабрь 1 «Волшебница Зима» Составление рассказа по картинке «Снег на деревьях»
Развивать связную речь, развивать умение употреблять сложноподчинённые предложения, описывать изменения в природе зимой, передавать характерные особенности внешнего строения деревьев; развивать артикуляционный аппарат, пополнять активный словарь детей. 1
2 «Зимующие птицы» Чтение сказки М. Горького «Воробьишко» Развивать умение детей слушать сказку, помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок, помогая становлению личностного отношения к произведению; поддерживать внимание и интерес к слову. 1
3 «Зимние развлечения, зимние виды спорта» Составление рассказов из личного опыта детей «Зимой мама, папа и я…» Развивать умение детей составлять рассказы по личным впечатлениям о проведении свободного времени в зимний период; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих и шипящих звуков; совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний. 1
4 «Зимние традиции, праздники» Чтение и заучивание стихотворения З. Александровой «Ёлочка» Продолжать работу по формированию интереса к книге; совершенствовать умение детей слушать стихотворение и запоминать наизусть; поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении; воспитывать бережное отношение к книге. 1
Январь 2 «Народное творчество» Чтение и заучивание русских народных песенок, потешек, закличек. Чтение РНС «Лиса – лапотница», обр. В. Даля Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором; совершенствовать умение запоминать небольшие и простые по содержанию песенки, потешки, заклички; закреплять умение слушать сказку, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям, зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки. 1
3 «Дикие и домашние животные» Составление описательного рассказа «Я расскажу о …». Чтение сказки «Зимовье», обр. И. Соколова – Микитова Закреплять умение детей употреблять сущ. с обобщающим значением (животные: дикие, домашние); развивать умение образовывать форму мн. ч. сущ., обозначающих детёнышей животных (по аналогии), употреблять эти сущ. в именительном и винительном падежах (лисята-лисят, волчата-волчат); развивать артикуляционный аппарат. 1
4 «Дикие и домашние птицы» Составление описательных мини - рассказов по предметным картинкам «Как птицы голос подают?» Развивать умение детей называть диких и домашних птиц и их детёнышей, сравнивать их, передавать характерные черты птиц при составлении описательного рассказа; развивать умение употреблять сущ. во мн. ч.; воспитывать любовь и бережное отношение к птицам. 1
Февраль 1 «Животные севера и жарких стран» «Загадки о животных сейчас мы отгадаем» Развивать умение детей слушать внимательно загадки, соотносить загаданное описание с характерными особенностями животных севера и жарких стран; выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие их особенность; помогать логично и понятно высказывать свои суждения; развивать речь, мышление, память, внимание; воспитывать любовь к художественному слову. 1
2 «Профессии» Составление рассказов по предметным картинкам. Заучивание стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» Вводить в словарь детей сущ., обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия; развивать умение детей рассказывать о любых профессиях, об их важности; совершенствовать умение внимательно слушать других детей; развивать умение задавать вопросы и уметь отвечать на них; развивать речь, мышление, память, внимание. 1
3 «Моя малая Родина» «Мой двор и мой дом» Формировать знания детей о своей родине – России; совершенствовать умение рассказывать о своей малой Родине – республике, городе; развивать умение называть свой домашний адрес; совершенствовать умение рассказывать о любимом уголке города, о том, что, бы тебе хотелось добавить к общей городской красоте; развивать воображение, творческую инициативу; воспитывать любовь к своей стране, республике, городу. 1
4 «Наша армия родная» Составление коллективного рассказа «23 февраля – День Защитника Отечества!» Расширять знания детей о нашей армии, знакомить с профессиями людей, служащих в армии; развивать умение детей называть их, описывать, при составлении рассказа о них; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к Российской Армии и желание служить в будущем. 1
Март 1 «Праздник мам!» Составление рассказов из личного опыта детей «Моя мама» Развивать связную речь, формировать представления о родственных отношениях, развивать умение составлять рассказы из личного опыта; развивать знания о празднике 8 марта, пополнять активный словарь детей; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке и сестре. 1
2 «Одежда, обувь, головные уборы» Составление описательных мини - рассказов «Одеваемся на прогулку» Развивать умение детей описывать предметы одежды, подбирать одежду по сезону; закреплять названия предметов верхней одежды; развивать артикуляционный аппарат, пополнять активный словарь детей, мышление, внимание; воспитывать бережное отношение к любой одежде. 1
3 «Семья» Чтение РНС «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого Закреплять умение детей слушать новую сказку, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок из сказки, помогая становлению личностного отношения к произведению; поддерживать внимание и интерес к слову. 1
4 «Весенняя капель» Беседа «Ранняя весна» Формировать знания о временах года, знакомить с названиями весенних месяцев, с понятием «ранняя весна»; развивать умение детей описывать весну, используя её характерные признаки; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; воспитывать любовь к весне и её изменчивой погоде. 1
5 «Театральная неделя» (весенние каникулы) Постановка сказки «Теремок», обр. Е. ЧарушинаРазвивать умение детей обыгрывать сказку, выбрать для себя понравившуюся роль, выучить слова; совершенствовать интонационную выразительность, эмоциональность реплик; развивать творчество, актёрские качества, умение держаться на сцене. 1
Апрель 1 «Космос» Составление рассказов «Зачем люди летают в космос?» Развивать связную речь, формировать представления о космосе и космическом пространстве; развивать умение составлять рассказы о полётах людей в космос; развивать знания о космических летательных аппаратах; пополнять активный словарь детей; воспитывать желание узнавать загадки космоса. 1
2 «Водный мир» Составление описательного рассказа «Рыбка». Чтение рассказа Л. Пантелеева «На море» Формировать знания о различных водоёмах (озеро, река, море, океан), знакомить с названиями рыб (речных, морских); развивать умение детей описывать любую рыбу, используя её характерные признаки; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; воспитывать уважение к природе и любым её природным богатствам. 1
3 «Деревья и кустарники» «Опиши дерево». Чтение сказки В. Бианки «Первая охота» Развивать умение детей сравнивать и описывать деревья, передавать характерные особенности внешнего строения разных видов деревьев; развивать умение употреблять существительные во множественном числе; воспитывать бережное отношение к природе, деревьям и кустарникам. 1
4 «Мир цветов» Чтение рассказа С. Вангели «Подснежники» Развивать умение детей слушать рассказ, помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; зачитывать по просьбе ребёнка понравившийся отрывок, помогая становлению личностного отношения к произведению; поддерживать внимание и интерес к слову. 1
Май 1 «День Победы» Чтение произведений о войне Продолжать работу по формированию интереса к книге; совершенствовать умение детей слушать произведения о войне, понимая, что это действительно происходило, только в прошлом; поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении; воспитывать бережное отношение к книге. 1
2 «Насекомые» Составление описательных мини - рассказов о насекомых. Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост» Знакомить с названиями насекомых, их особенностями; развивать умение детей описывать насекомых, передавать характерные черты их строения; совершенствовать умение употреблять существительные множественного числа; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность; воспитывать уважение к природе, бережное отношение к насекомым. 1
3 «Летние развлечения, летние виды спорта»
(диагностика) Составление рассказов из личного опыта детей «Летом мама, папа и я…» Развивать умение детей составлять рассказы по личным впечатлениям о проведении свободного времени в летний период; совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих и шипящих звуков; совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний. 1
4 «Здравствуй, лето!»
(диагностика) Составление рассказов фантазийного характера «Я купаюсь, загораю, летом отдыхаю» Расширять представления о событиях, которые только будут происходить с детьми в ближайшем будущем, развивать умение представлять эти события и уметь описывать их составляя рассказы; развивать фонематический слух: уметь различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук; совершенствовать интонационную выразительность речи; поощрять детей к словотворчеству. 1