Конспект занятия с использованием сказкотерапии
Цель: создание условий для развития творческого мышления, воображения, фантазии, активизации лучших черт детей.
Задачи:
Развивать фантазию и образное мышление детей с помощью путешествия по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
формировать умение входить в определенный образ, представлять его ,передавать особенности характера героев;
активизировать умение понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки;
снять эмоциональное и телесное напряжение у детей;
воспитывать положительные нравственные качества у детей.
Материалы и оборудование: видеопроектор, мультфильм «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; атрибуты к сказочным персонажам; музыкальная запись; волшебный цветок; цветные капли; яблоки с изображением эмоций; оформление сказочной поляны.
Ход ОУД:
1.Круг приветствия «Біздің күлкіміз кѳңілді,
Жеткізсін жылу мен шаттықты.
Бѳліскен жақсы ғой ѳмірде,
Қуаныш, мейірім, бақытты.
2. Мотивация:
- ребята, посмотрите, что мне прислал мой старый друг Великий сказочник. Эта свеча не простая, ее огонек нас приведет прямо в волшебную страну сказок. Есть в той стране цветок, если к нему подходит добрый человек, то он передает часть своей волшебной силы этому человеку, и он может перевоплотиться в кого хочет. Вы хотите превратиться в сказочных героев? Тогда зажигаем свечи и отправляемся в сказку.
Зажигаю свечу и переходим вместе с детьми в музыкальный зал, который оформлен в виде лесной полянки, посередине стоит цветок.
- посмотрите, а вот и волшебный цветок. Протяните к нему свои руки и помечтайте, в кого вы хотели бы превратиться. А чтобы вам никто не мешал, я предлагаю вам закрыть глаза. (раскладываю атрибуты). Посмотрите, ваши желания стали реальными и вы можете стать тем, кого загадали. Выбирайте своего героя.
д/упр. «Перевоплощение»
- расскажите о себе: какой вы герой по характеру: добрый, злой, веселый, грустный, быстрый, глупый, коварный, хитрый, голодный, сердитый, трусливый, ласковый, справедливый, лживый, красивый, капризный, упрямый, непослушный, непоседливый и т.д.Дети рассказывают о своем сказочном герое.
- ребята, сказочный ветерок нашептал мне на ухо, что в этом лесу растет необычная яблоня – яблоня добрых поступков и цвет ее яблок означает различные желания и поступки:
Красный – радость
Желтый – жалость, сострадание
Зеленый – желание помочь.
Я предлагаю вам взять с собой эти волшебные яблоки, они нам обязательно пригодятся.
3.проблемно-поисковый:
- а скажите, в какую страну мы попали? Значит, в этой стране живут сказки? Какие вы знаете сказки? Вот моя тарелочка, кладу на нее волшебное яблочко.
Яблочко, крутись, крутись.
Сказка, нам ты покажись!
Включается видеопроектор и дети смотрят мультфильм «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки. Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.
- сестрица Аленушка, я пить хочу! – подожди. Братец, дойдем до колодца. Шли-шли – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.
1 упражнение: показать жажду
Стоит коровье копытце полно водицы.
- сестрица Аленушка, хлебну я из копытца! – Не пей, Иванушка, теленочком станешь!
Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
- сестрица Аленушка, я пить хочу! - не пей, Иванушка, жеребеночком станешь! вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы. Иванушка говорит:
- сестрица Аленушка, мочи нет, напьюсь из копытца! – Не пей, братец, козленочком станешь! Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца и стал козленочком…
2 упражнение «Непослушная подушка» - дети бьют подушку, выбивая из нее все непослушкиЗовет Аленушка братца, а вместо него бежит за ней маленький беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами, села на стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет.
3 упражнение: яблоки – показать нужное яблоко
Аленушка плачет –
Что хочется сделать для Аленушки? Как можно помочь?
В ту пору ехал мимо купец. – О чем, девушка, плачешь?
Рассказала ему Аленушка про свою беду. Купец ей и говорит: «Выходи за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами». Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стал они жить поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет из одной с Аленушкой чашки.
- какое яблочко покажем? Почему?
Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и ласково начала звать ее купаться на реку. Привела ведьма девушку на реку. Кинулась на нее, привязала Аленушке на шею камень и бросила ее в воду. А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся – и тот не распознал.
Одному козленочку было все ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет: -- Аленушка, сестрица моя! Выплыви на бережок…
- какое яблочко нам нужно показать героям сказки? Почему вы так решили?
Узнала об этом ведьма и стала просить купца – зарежь да зарежь козленка. Купцу жалко было козленочка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает – делать нечего, купец согласился. Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные. Козленочек проведал, что ему недолго жить осталось, и говорит названному отцу:
- перед смертью отпусти меня на речку сходить, водицы испить, - Ну, сходи.
- какое яблочко поможет нам понять состояние козленочка?
Побежал козленочек на речку, стал на берегу и жалобно зовет: «Аленушка, сестрица моя! Выплыви, выплыви на бережок. Костры горят высокие, котлы кипят чугунные. Ножи точат булатные. Хотят меня зарезать!» Аленушка из реки ему отвечает: «Ах, братец мой Иванушка, тяжел камень, на дно тянет, шелкова трава ноги опутала. Желты пески на грудь легли». А ведьма ищет козленочка, не может найти и посылает слугу: «Пойди. Найди козленка, приведи его ко мне». Пошел слуга на реку и видит: на берегу бегает козленочек и жалобно зовет: «Аленушка, сестрица моя! Выплыви, выплыви на бережок. Костры горят высокие, котлы кипят чугунные. Ножи точат булатные. Хотят меня зарезать!». А из реки ему отвечают: «Ах, братец мой Иванушка, тяжел камень, на дно тянет, шелкова трава ноги опутала. Желты пески на грудь легли». Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Аленушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала еще краше ,чем была. А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.
-покажите яблоко, которое поможет понять состояние всего народа?
Молодцы, ребята. А как вы думаете, кто в этой сказке отражает зло, а кто показывает добро? Почему вы так решили? Что же победило в этой сказке: добро или зло? А как вы думаете, какие цвета подходят для добра, зла?
5 упражнение: «цвет добра и зла» из предложенных цветов дети выбирают цвета для добра и зла.
- я хочу подарить вам волшебную чашу. Она всегда полна добром, и вы можете дарить это добро другим людям.
6 когнитивное упражнение: «чаша добра»
Представьте перед собой чашу с добром, передайте свое добро своему соседу, отлейте в его пустую чашу. Передавайте свое добро по кругу. Посмотрите в свою чашку, она пустая или полная? Добавьте в нее еще своей доброты . вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чаша всегда будет полная. Откройте глаза и уверено скажите: «Я добро свое отдал и еще добрее стал.
От душевного тепла стала комната светла».
4. рефлексия
- ну что, ребята огонек на свече напоминает мне, что нам пора возвращаться в детский сад. Давайте подарим волшебной стране сказок добрые слова на прощание.
Дети дарят стране добрые, ласковые слова-описания.
Возвращаются с воспитателем в детский сад.