Образовательный проект Читаем вместе


«Шумашская основная школа» – филиал МБОУ «Варсковская средняя школа» муниципального образования Рязанский район Рязанской области»
Образовательный проект
«Читаем вместе»

Автор: Горемыкина Мария Викторовна,
учитель русского языка и литературы
Шумашь, 2016
Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное сознание, воля не растут сами по себе, их нужно пробудить и укрепить. Это и есть воспитание
( Л. И. Беляева)
Школа является тем социальным институтом, который обязан закладывать и развивать нравственные качества детей. В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». На занятиях по гуманитарным дисциплинам, таким как русский язык и литература, большое внимание уделяется духовным аспектам бытия. Учащиеся при чтении художественных произведений получают возможность осознать и осмыслить не теряющие актуальности нравственные противоречия, возникающие в обществе, посредством чужого опыта, взглянуть на них со стороны, попробовать выявить их причины, а также выработать собственные моральные принципы. Активное осмысление этих нравственных установок на уроках способствует более продуктивной воспитательной работе по духовному воспитанию в учебном процессе целиком. Этим обусловлена актуальность проекта.
Чтение является основой для формирования личностных качеств учащихся. Однако при подготовке к конкурсу я столкнулась с очень интересной мыслью: по мнению психологов, привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень и трудно и практически невозможно.
Это утверждением меня немного смутило, и я решила опытным путем его проверить. То есть принять это положение за антигипотезу. Попытка опровергнуть эту мысль – мой маленький внутренний эксперимент.
Я работаю с ребятами из 5,8 и 9 классов, их возраст значительно выше обозначенного психологами. Разработав целый ряд мероприятий, я планирую привить им любовь к чтению художественной литературы как основе для духовного воспитания гармоничной личности.
Цель проекта: формирование у детей потребности в чтении; становление и укрепление духовно-нравственных ориентиров для развития социально-активной личности каждого юного читателя; создание условий для разностороннего развития личности ребенка на основе понимания общечеловеческих ценностей.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребенка путем знакомства с лучшими произведениями классической и современной литературы;
создать условия для развития личности учащихся, побуждения к самоанализу, самовоспитанию на основе литературных произведений;
привить и укрепить нравственные основы отношения к окружающим и самому себе;
вовлечь в творческую деятельность для формирования эстетического вкуса;
сформировать уважительное отношение к истории и культуре своей страны;
познакомить детей с различными жанрами книг;
совершенствовать индивидуальные навыки чтения.
Целевая аудитория: 5, 8 и 9 классы.
Основные направления работы:
подготовить школьника к жизни через развитие его нравственных качеств;
привить любовь к чтению;
развить духовные потребности на основе добровольного выбора;
научить детей читать вдумчиво, сопереживать героям произведений.
Ожидания от проекта:
возникновение и поддержание у учащихся желания читать художественные тексты;
воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании;
принятие учащимися нравственных ценностей и обусловленных ими принципов поведения в систему собственных ценностей, знаний и убеждений;
сознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважение достоинства других людей;
практическое применение нравственных знаний и умений.
Сроки реализации: с сентября 2016 по май 2017
План реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Определение актуальности проекта.
Предварительное изучение литературы, интернет-ресурсов, подбор методического материала.
Диагностика детей с целью выявления имеющихся знаний, представлений о духовно-нравственных ценностях.
2. Основной этап
План мероприятий:
На уроках:
– применение современных технологий (предметно-ориентированные, личностно-ориентированные, диалоговые, игровые, информационно-коммуникационные, здоровье сберегающие и технологии эвристического обучения) позволяет проводить различные формы уроков (урок-диспут, урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок-экскурсия, урок-исследование, урок-игра);– работа над речью (речевые разминки и игры, например, поставить ящичек со скороговорками на стол, и каждый урок начинать с чтения ребенком одной из них);
– техника чтения (расширять запас слов учащихся, работать над интонациями, выразительностью речи);
– написание сочинений (размышлений над нравственными вопросами или отзывы на книги);
Внеурочная деятельность:
– организация диспутов по методу ролевых игр (например, Петр Гринев и Алексей Швабрин, выявление сильных и слабых сторон личности персонажей);
– игра «Литературный ринг» (противопоставление идей, например, тема «любовь», поиск аргументов для спора в различных литературных произведениях);
– литературный театр (постановка произведений или отрывков из них);
– просмотр фильмов с дальнейшим их обсуждением, сравнение с литературным произведением;
– проведение классных часов;
– деятельность клуба любителей книги.
Я предлагаю ребятам собираться раз в неделю после занятий и обсуждать какое-либо произведение. Первая книга послужит роль своеобразной «приманки», она должна быть интересная и современная, ее предложу я, например, «Гарри Поттер и философский камень». К первому заседанию необходимо будет прочитать 100 страниц, и их мы и будем обсуждать. После прочтения этой книги, предложу кому-нибудь из ребят поделиться своей любимой книгой, и мы будем читать и обсуждать ее. Скорее всего, посещать такой клуб будет сначала человека 2 или 3, но, если ребят получится заинтересовать, позже присоединятся другие. Главное правило клуба: книги читать до конца. Правило для всех и учителя (!): внимательно выслушивать каждого ребенка, ни в коем случае не критиковать.
3. Заключительный этап
Подготовка аналитического отчета.
Обобщение и распространение опыта: создание презентации проекта.
Ожидаемый результат:
усиление внимание книге, а также к человеку, его духовному развитию;
способность осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку тем или иным поступкам и событиям.