Открытый урок по истории в 9 классе Экономическая политика красных и белых


Открытый урок по истории России в 9 классе на тему: «Экономическая политика красных и белых».
Цель урока: создать у учащихся мотивацию к изучению исторических источников, создать условия, при которых учащиеся смогут реализовать полученные ранее умения: ораторские, организаторские, коллективистские и другие.
В связи с этим определены:
а) Образовательные цели.
Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:
Усвоить конкретно – исторические факты;
Сформировать понимание связей в развитии событий прошлого;
Усвоить исторические понятия;
Овладеть навыками работы с историческими документами, схемами, таблицами;
Закрепить навыки сравнительного анализа исторических событий.
Б) Воспитательные цели.
Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:
Задуматься о роли государственной власти в решении экономических и политических вопросов страны, об ответственности государства и отдельных его граждан за всё, что происходит в стране и мире;
Выражать своё отношение к проблемам, поднимаемым в ходе урока;
Толерантно относиться к чужому мнению, умея отстаивать своё.
В) Развивающие цели.
Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:
Решать творческие задачи;
Работать с таблицами, памятками, историческими источниками;
Определять на их основе сходства и отличия, выделять линии сравнения;
Делать свои аргументированные выводы.
Урок является вторым уроком по данной теме. На предыдущем уроке ребята получили первое понятие о том, кто такие красные и белые, каковы их экономические программы. На данном этапе им предстоит провести сравнительный анализ двух позиций, найти ответ на вопрос: почему в этой борьбе победу одержали красные ( большевики).
Методы и приёмы, применяемые на данном уроке.
Приёмы:
А) работа в группах;
Б) работа с текстами учебника;
В) работа с глоссарием;
Г) работа с документами;
Д) составление таблицы;
Е) использование памятки как рабочего инструментария;
Ж) ролевая игра.
В подготовке урока использовались интерактивные стратегии преподавания.
Основной метод - кругового взаимодействия, при котором центральная роль принадлежит учащимся, а преподаватель - организатор и помощник. Учащимся раздаются «кейсы» (кейс - технология), которые содержат выдержки из документов; каждой группе предлагается воспользоваться памятками:1 и 2 группе – « Как работать с историческими источниками», «Как составить сравнительную характеристику событий», группе экспертов - «Памятка - алгоритм по требованию к качеству речи».
Ход урока:
Актуализация опорных знаний.
Беседа.
Кто такие «красные»? (предполагаемый ответ):
Это большевики, солдаты Красной Армии, матросы Красного Флота. Советские войска изначально именовались Красной гвардией. Затем — Рабоче-крестьянской красной армией. Присягали красноармейцы красному знамени. Государственному флагу. Почему флаг был выбран красный — объяснения давались разные. К примеру: это символ “крови борцов за свободу”. Но в любом случае название “красные” соответствовало цвету знамени).
Кто такие «белые»? (предполагаемый ответ):
В сентябре 1917 г. в Новочеркасск, столицу Всевеликого войска донского, прибыл бывший начальник штаба Верховного главнокомандования генерал М.В. Алексеев. Здесь он начал формировать Добровольческую армию. К началу зимы в Новочеркасск пробрались около 2 тыс. офицеров. Сюда же бежали известные политики и общественные деятели: П.Н. Милюков, П.В. Родзянко и другие. На совещании генералов и общественных деятелей были определены принципы создания армии и система её управления. Командующим Добровольческой армии был назначен бежавший из заключения Л.Г. Корнилов. Гражданская власть и внешняя политика переходили в ведение генерала Алексеева. Управление Донской областью оставалось за атаманом Калединым.
Так было положено начало белому движению. Белый цвет символизировал законность и порядок.)
3) Назовите основные положения экономической политики «красных».
(предполагаемый ответ): Политика военного коммунизма. С началом Гражданской войны усилился кризис в экономике. Как вы считаете, почему? Многие промышленные города оказались в руках белых. Большевики пришли к выводу, что экономику нужно подчинить потребностям войны. Социально-экономическая политика советской власти периода Гражданской войны получила название «военный коммунизм». Почему « военный»? (ответ): военный коммунизм – политика, вызванная чрезвычайными условиями Гражданской войны. Её цель - сконцентрировать все силы для победы с противником. Почему «коммунизм»?- серьёзное влияние оказывали воззрения большевиков, основой которых было строительство коммунизма.
А) В промышленности был взят курс на национализацию. Что такое национализация? (ответ): национализация - переход частных предприятий и отраслей экономики в собственность государства. Запишем в словарь.
Б) были введены трудовая повинность и трудовая мобилизация населения в возрасте от 16 до 50 лет.
В) 11 января 1919 г. был издан Декрет о развёрстке хлеба и фуража. Государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем распределяло (развёрстывало) его по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам.
4) В чём заключалась экономическая политика «белых»?
Предполагаемый ответ: Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам. Они выдвинули лозунг непредрешённости будущего общественного строя России, который должны были определить Учредительное собрание или Земский собор.
Признавая необходимость решения аграрного и рабочего вопросов, белые правительства пытались разрабатывать компромиссные законопроекты. Однако в целом им так и е удалось выработать чёткой позиции по этим и другим важнейшим проблемам.
Учитель: А теперь, ребята нам предстоит познакомиться с историческими документами, характеризующими то, о чём сейчас говорилось.
«Красные» и «белые» анализируют исторические документы. Учитель (или эксперт) обращает их внимание на памятку «Как работать с историческими документами».
Рекомендации по работе с историческими источниками:
1.Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).
2.Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.
3. Определите причины, побудившие автора написать работу(статью, указ).
4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясное, используя словари, справочную литературу.
5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.
6. Ещё раз просмотрите текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите записи в тетради.
Красные
Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920г.
В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.
Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности.
Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение? Белые
Эсер Б.В. Савинков о белом движении
Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу.
Согласны ли вы с мнением Савинкова? Какие особенности политики белых правительств, охарактеризованные ниже, оно отражает? О какой идее идёт речь, по вашему мнению?
Учитель обращает внимание учащихся на вторую памятку – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений
Проанализируйте событие или явление, выведите линии сравнения.
Определите черты сходства и различия.
Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
Сделайте необходимые выводы из произведённого сравнения.
Свои действия можешь оформить в таблицу.
Линии сравнения Общее
И красные, и белые понимали и признавали необходимость решения аграрного и рабочего вопросов Различия
Красные устроили передел земли декретом о земле, заменили комбеды продразвёрсткой,
Левые 1этап (и Колчак, и Деникин) откладывали решение аграрного вопроса до окончания Гражданской войны- Колчак, до полной победы над большевиками- Деникин.
2 этап- Врангель 1920г-Закон о земле. Отдавать землю трудящимся на ней хозяевам за плату хлебом.
Вывод: Таким образом, все белые правительства фактически аннулировали земельные приобретения крестьян, полученные на основе Декрета о земле. Поэтому белые очень быстро лишились симпатий крестьян, которые из двух зол – продразвёрстки и возвращения помещиков – выбрали первое.
Теперь мы подошли к нашему главному вопросу: почему в этом противостоянии победили красные?
Большевики в короткий срок смогли создать дисциплинированную армию.
Они сумели мобилизовать экономические и людские ресурсы на нужды фронта.
Крестьяне после неприятия и колебаний всё- таки поддержали Красную Армию. (из-за долее мягкой политики большевиков по отношению к среднему предпринимателю.
Белые были слабы и политически, и организационно.
Белые на деле провозглашали, хоть и не открыто, возврат к старым порядкам.
Подведение итогов. Прошу группу экспертов оценить работу красных и белых, высказать свои замечания, руководствуясь справочными материалами и памяткой.
Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение- рассуждение на тему: Так что же такое гражданская война - героическая страница нашей истории или величайшая трагедия? А на следующем уроке мы поработаем над тем, как писать ЭССЭ.
Памятка - алгоритм на сравнение исторических явлений и событий.
Проанализируйте событие или явление, выдели линии сравнения.
Определи черты сходства и различия.
Если возможно, выделите этапы в явлении, определи, что изменилось в них, а что осталось без изменений.
Сделайте все необходимые выводы из произведённого сравнения.
Свои действия можете оформить в текстовую таблицу.
-130873517335500-499109685800
Памятка – алгоритм по требованию к качеству речи.
Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение вопроса или темы.
Логичность, последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путём использования различных языковых средств, выбора точных слов, эпитетов и т. д.
Правильность и чистота речи.
Овладение стилем изложения, исторической терминологией.
-10325101125855 Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.
Из Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности. 29 января 1920г.
В порядке трудовой повинности осуществлять …привлечение трудящегося населения к единовременному или периодическому выполнению… различных видов трудовой повинности: топливной, сельскохозяйственной как для государственных, так в известных случаях и для крестьянских хозяйств, строительной, дорожной, продовольственной, снеговой, гужевой для борьбы с последствиями общественных бедствий и т.д.
Предоставлять губернским, городским и уездным комитетам предавать народному суду виновных: а) в уклонении от учёта и явки по трудовой повинности; б) в дезертирстве с работ, а равно в подстрекательстве к таковому; в) в использовании подложными документами, а равно в изготовлении таковых в целях содействия уклонению от трудовой повинности …
Что такое трудовая повинность? На какие виды работ она распространялась? Какие меры обеспечивали её выполнение?
Из письма Н. К. Крупской наркому внутренних дел Г. И. Петровскому.
«Комитеты бедноты» насильничают и безобразят. По составу – это не беднейшие крестьяне, а местные люди, забросившие хозяйство… Прикрывшись званием «Советского работника», восстанавливают против себя все и всех… Случаи расправы на местах с посмевшими пожаловаться на местный произвол Ленину не так- то редки… Эти «Комитеты бедноты» теперь особенно часто заставляют переживать горькие минуты, когда видишь, что вместо организации жизни в деревне создаётся ужасающий раскол…
-101346169215
Используя документ, объясните, почему пришлось принять решение о роспуске комитетов бедноты?
Эсер Б.В. Савинков о белом движении
Доблестные генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, и идею, не вычитанную из книг… а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу.
Согласны ли вы с мнением Савинкова? Какие особенности политики белых правительств, охарактеризованные ниже, оно отражает? О какой идее идёт речь, по вашему мнению?
-1013460145415
Из сообщения по земельному вопросу правительства П. Н. Врангеля.
Сущность земельной реформы… проста…земля - трудящимся на ней хозяевам…
Плата за отчуждённую землю должна вноситься новыми собственниками хлебом, который ежегодно ссыпается в государственный запас. Выручка государства от хлебных взносов новых собственников должна служить основным источником для вознаграждения за отчуждаемую землю прежних её владельцев, расчёт с которыми Правительство признаёт обязательным.
Каковы сущность и принципы аграрной реформы Врангеля? Чем она отличается от аграрных преобразований, проведённых большевиками?
-88011017716500
-9563111097915В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа I съезду Советов. Эсеровский принцип распределения земли на «уравнительно – трудовых началах». Собственником земли стало государство, которое наделяло ею крестьян по уравнительно-трудовой норме.
В.В. Шульгин о Гражданской войне
Те, кто за это взялся, других путей, кроме насилия сверху, кроме принуждения, власти, не знали.
-10229851082040Попытайтесь определить, к кому относятся слова одного из лидеров белого движения – к красным или белым? А, может быть, и к тем, и к другим? Мнение обоснуйте (с.107,113,126,129,131). Вернитесь к этому заданию на последнем уроке по изучению Гражданской войны.
Рекомендации по работе с историческими источниками:
1.Сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст).
2.Обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию.
3. Определите причины, побудившие автора написать работу(статью, указ).
4. Внимательно прочитайте текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясное, используя словари, справочную литературу.
5. Разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Обратите внимание на многообразие связей и отношений, в которые включается рассматриваемый автором вопрос. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода.
6. Ещё раз просмотрите текст. Установите логические связи между выделенными частями; составьте структурный план. На его основе подготовьте тезисы или конспект, оформите записи в тетради.