Классный час на тему Они тоже приближали Победу!
Тема: Они тоже приближали победу
Учитель: Процевская Татьяна Сергеевна
Класс: 7
Цель: воспитание чувства гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне; патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной; воспитание любви к природе, гуманного отношения к животным.
Задачи:
формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
расширить знания детей о тех животных, которые помогали солдатам в годы Великой Отечественной войны
формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;
воспитывать уважение к старшему поколению;
способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;
способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;
формировать исследовательские навыки, умения самостоятельно добывать новую информацию.
Ход занятия
Организационный момент
Вступительное слова учителя
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И столько наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится что живы
(К. Симонов)
Учитель: Ребята, о чем, на ваш взгляд, мы будем говорить на нашем классном часе?
- Правильно. Мы поговорим о Великой Отечественной войне
- Тема нашего Кл. часа «Они тоже сражались за Победу». (слайд 1) А кто это «они», мы узнаем в ходе классного часа.
Учитель: Вы, конечно, знаете, сколько лет назад закончилась война? Да, в этом году мы празднуем 70-летие Великой Победы.
(показываю на стенд)
3. Основная часть (слайд 2)
Учитель: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.
1 Чтец :
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
(слайд 3)
Учитель. На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
2 чтец:
Июнь Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45- м, в мае.
3 чтец:
Казалось, было холодно цветам ,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам.
Обшарили немецкие бинокли.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной ,
Всего, каких – то 5 минут осталось.
(дети читают по очереди у доски)
(слайд 4) 1. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война! Помните!
(слайд 5) 2. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. (слайд 6) Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Помните!
(слайд 7) 3. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. (слайд 8) Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Помните!
(слайд 9) 4. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты. Помните!
(слайд 10) 5. Война От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
6. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. Помните!
Учитель: - Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах.
- Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают.)
Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
- Давайте посмотрим значение этого слово в словаре Ушакова.
(слайд 11) ПОДВИГ. Доблестный, героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. ДОБЛЕСТЬ. Храбрость, мужество.
Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
(слайд 12) Почти вся Западная Европа лежала под кованной пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов обрушила на наше государство. И нужно было быть очень сильным народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять врагу, побороть его несметные силы.
В Великой Отечественной войне приняли участие не только люди. Они тоже сражались за Победу. Подрывали вражеские танки, ходили в разведку, обнаруживали лазутчиков, были связистами, санитарами, разыскивали фугасы и мины.
- Как вы думаете, о ком пойдет речь? Кто это «они»?
Кроме людей, чрезвычайную смелость и преданность проявили и наши четвероногие друзья. Это и лошади, и верблюды, и кошки. Но мы подробнее поговорим о собаках. (слайд 13) На протяжении войны собаки выполняли самую разную работу. Например, были ездовые собаки (слайд 14), которые подвозили боеприпасы на тележках, а затем на них же увозили раненных бойцов, собаки-связисты (слайд 15), что доставляли важные сообщения зачастую в самый центр боевых действий, собаки-санитары (слайд 16) , которые отыскивали солдат, нуждающихся в медицинской помощи, и (слайд 17)собаки-миноискатели. Все собаки, участвовавшие в Великой Отечественной войне, так или иначе помогали людям, приближали победу.
(слайд 18)
У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.
А что это за «тигры» и «пантеры», о которых говорится в стихотворении?
-Это военная техника противника. Она представлена на слайде. (слайд 19)
Учитель: Вы дома готовили небольшие сообщения о собаках на войне и об истории применения собак в военных целях нам расскажет
История (слайд 20)
Решение о применении собак в военных целях было принято [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] СССР в 1924 году. В ноябре 1924 года приказом Реввоенсовета при высшей стрелково-тактической школе «Выстрел» в Москве был сформирован Центральный учебно-опытный питомник военных и спортивных собак Рабоче-крестьянской Красной армии «для целей разведки, связи, сторожевой и санитарной служб и окарауливания военных складов». Через несколько месяцев аналогичные питомники были созданы в Ульяновске, Смоленске, Ташкенте и Тбилиси.С началом войны московские областной и городской клубы служебного собаководства отправили на передовую около 14 тысяч своих питомцев.
В 1930 г. слушатель курсов военного собаководства Шошин предложил использовать собак против танков, а командир взвода 7-го полка связи Нитц дал предложению техническое обоснование. В 19311932 гг. в Ульяновской окружной школе служебного собаководства были проведены первые испытания.
Собаки-истребители танков были приняты на вооружение в 1935 году.
Учитель: Спасибо, присаживайся.
(слайд 21) Поздней осенью 1941 года, во время битвы под Москвой, произошло событие, которое не было отмечено в приказах Верховного Главнокомандующего, но заслужило право быть занесенным в военные хроники. Группа фашистских танков, пытавшихся атаковать советский рубеж, повернула назад, завидевмчавшихся на них собак! Впрочем, испуг гитлеровцев был вполне обоснован собаки взрывали неприятельские танки.В донесении командующего 30-й армией генерал-лейтенанта Дмитрия Лелюшенко сообщалось: «При наличии массированного применения противником танков собаки являются неотъемлемой частью противотанковой обороны. Противник боится собак-истребителей и специально охотится за ними».В оперативной сводке от 2 июля 1942 года говорилось: «На одном из фронтов 50 немецких танков попытались прорваться в расположение наших войск. Девять отважных четвероногих «бронебойщиков» из истребительного отряда подбили 7 вражеских танков».
- Как вы думаете, что заставляло собак бежать в сторону неприятельских танков, как проходило их обучение?
Дрессировка
Собаку не кормили несколько дней и приучали её, что еду можно найти под танком. Далее собаке прикрепляли макет взрывного устройства и дрессировали залезать под танки уже с ним. Наконец, учили не пугаться движущихся и стреляющих танков.
В боевых условиях собаку держали впроголодь, в нужный момент укрепляли на ней настоящее взрывное устройство (около 12 кг [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], непосредственно перед применением снимали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и выпускали собаку навстречу вражескому танку. Мина взрывалась под относительно тонким днищем танка. Собака погибала.
По данным советских источников, собаками было подбито до 300 танков противника[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
летом 1943 года в битве на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 12 немецких танков были уничтожены при помощи собак[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Собаки представляли проблему для немцев[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], поскольку танковый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] располагался достаточно высоко и с трудом попадал в быстро перемещающуюся у поверхности земли собаку. Немецкое командование обязало каждого солдата пристреливать любую собаку, появляющуюся в поле зрения.
Но о службе некоторых животных нельзя не сказать отдельно.
В дни обороны Ленинграда фашистское командование сообщало, что «русские выпустили на позиции бешеных собак». На самом деле это были вполне здоровые псы, обученные взрывать вражеские объекты. Незаурядные способности в этом проявила овчарка Дина, первая в Красной Армии собака-диверсант.
- О ней нам расскажет Кристина. (слайд 22)
В Центральной школе военного собаководства Дина прошла курс обучения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В батальоне собак-миноискателей Дина приобрела вторую специальность минера, а затем освоила третью профессию диверсанта
Овчарка Дина, принимая участие в «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], осенью 1943 года успешно выполнила боевую задачу: выскочила на рельсы перед приближающимся немецким воинским [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], сбросила вьюк с зарядом, зубами выдернула чеку капсюля-воспламенителя, скатилась с насыпи и умчалась в лес. Дина была уже рядом с минерами, когда прогремел взрыв, взорвавший эшелон. В краткой сводке говорилось:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
19 августа 1943 года на перегоне Полоцк – Дрисса подорван эшелон с живой силой противника. Уничтожены 10 вагонов, выведен из строя большой участок железной дороги, от взорвавшихся цистерн с горючим на всем участке распространился пожар. С нашей стороны потерь нет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Так успешно закончилась уникальная и пока единственная в боевой практике операция с применением собаки-диверсанта. За её подготовку лейтенант Дина была награждена [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В конце войны Дина ещё дважды отличалась при разминировании города [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где в одном из случаев нашла в кроватном матрасе в немецком госпитале мину-сюрприз.
Учитель: Спасибо за интересный рассказ, присаживайся.
- (слайд 23) В первые послевоенные годы на зданиях многих городов Украины можно было встретить надпись: «Проверено, мин нет!» и под ними фамилии сержантов и офицеров, чьи подразделения проводили разминирование. Оставлять подобные указатели было правилом для саперных частей.Таким же образом поступали и бойцы, работающие с собаками-миноискателями. И делали они это, надо сказать, с особой гордостью, будучи твердо уверенными, что те участки и объекты, которые были проверены собаками, гарантировали полную безопасность.Среди четвероногих миноискателей были и свои лидеры, чьи имена, то есть клички, вошли в историю. В Центральном архиве Министерства обороны хранятся документы, рассказывающие о боевом пути минно-разыскной собаки по кличке Джульбарс, служившей в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады.
Учитель: Небольшое сообщение о Джульбарсе нам подготовила Маша.
(слайд 24) Джульбарс сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов. Он участвовал в разминировании дворцов над [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], замков [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и соборов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Отменное чутьё неутомимого пса отмечали и сапёры, разминировавшие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за успешное выполнение боевого задания Джульбарс был награждён медалью «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
В конце войны Джульбарс был ранен и не смог самостоятельно участвовать в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Григорий Медведев доложил об этом командовавшему парадом маршалу [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], который поставил в известность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Сталин приказал нести этого пса по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на своём [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Поношенный китель без погон был доставлен в Центральную школу. Там соорудили нечто вроде лотка. И на Параде Победы вслед за коробкой солдат с собаками командир 37-го отдельного батальона разминирования майор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] строевым шагом пронёс боевого пса мимо трибуны с Верховным Главнокомандующим[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в колонне Центральной школы военного собаководства.
Учитель: Как вы думаете, почему собака была удостоена такой чести?
(размышления детей)
Учитель: А вот послушайте воспоминания участника Великой Отечественной войны тюменца Сергея Соловьева о подвигах четвероногих санитаров: (слайд 25) «Из-за плотного огня мы, санитары, не могли пробраться к тяжело раненным однополчанам. Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. Между жизнью и смертью оставались считанные минуты На помощь приходили собаки. Они по-пластунски подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому. Они безошибочно могли отличить живого человека от погибшего, ведь многие раненые находились в бессознательном состоянии. Такому бойцу четвероногий санитар лизал лицо до тех пор, пока он не придет в сознание. В Заполярье зимы суровые, не раз от лютых морозов раненых спасали собаки – они грели их своим дыханием. Вы мне можете не верить, но собаки плакали над умершими»
Учитель: А сейчас о такой собаке, спасшей свою хозяйку, я прочитаю вам стихотворение Ольги Мальцевой-Арзиани «Щенок младшего лейтенанта»
(слайд 26)
Девчонка-снайпер.Как же это страшно!Зачем идут девчонки на войну???Дождётся ли с войныСвою НаташуТопограф, обожающий жену?Очкастенький,Весь правильный и добрый,Молоденький, краснеющий порой...Не захотел Воспользоваться бронью.Пал смертью храбрых...На передовой...Девчонка-снайперТолько побледнела.Её учили терпеливой быть.Всю боль свою, и мужество, и смелостьСожмёт в кулак,Фашистам будет мстить.И день, и ночьОна сидит в засаде.Ни пить, ни есть, вздохнуть, и то нельзя. Её давноПредставили к награде.Но одиноко,Хоть вокруг - друзья.И вдруг - щенок.Лохматый, неуклюжий.Когда-то ей мечталось о таком!В разграбленной деревнеПьёт из лужи,Виляет ейНеистово хвостом!Откуда взялся?Камня нет на камне...Дома сгорели, нет души живой.А девочка вдругВспомнила о маме.И радость овладела Тут душой.Щенок пушистыйНаучился падатьИ замертво в засаде день лежать.Достаточно бывало Только взгляда,Чтоб от начальстваСкрылся под кровать.Щенок подрос,Никто уж не смеялся,Когда он зубы скалил и рычал.Теперь щенокНачальство не боялся.Уже все знали Про его оскал.
Охоту вёлЗа девочкою снайпер.Был выстрел метким. Но не наповал.Сбивая в кровьИзраненные лапыЩенок от пульС девчонкой уползал.Никто не верил, Что спасти сумеет,Сквозь ада грохот он хозяйку нёс.Уже и челюстьПросто онемелаНо не сдавалсяВерный, сильный пёс.Она лежалаГде-то в медсанбате,Девчонка-снайпер, младший лейтенант.Когда вошёл,Нет вполз в её палатуОгромный пёс,А вслед за ним - сержант.Щенок лизнулВ лицо свою девчонку,И даже доктор гладил нежно пса.Не полетитВ родной дом похоронка,Вернётся к мамеДевица-краса.В Москве гремел салютВ честь Дня Победы.Вмиг пёс Наташу под себя подмял...Военный пёс,Прошедший сквозь все бедыСвою хозяйку Снова защищал.Салют Победы,Радостные лица!Шумит, ликует празднично страна!Пусть никогдаВойна не повторится.Проклятая,Безумная война!
- Какое впечатление у вас осталось после прослушивания этого стихотворения.
4. Подведение итогов (слайд 27)Учитель: В годы войны на различных фронтах служило свыше 60 тысяч четвероногих бойцов. Собаки-диверсанты пустили под откос десятки вражеских эшелонов. Более 300 единиц бронетехники противника уничтожили собаки-истребители танков. Псы-связисты доставили около 200 тысяч боевых донесений. На санитарных упряжках четвероногие помощники вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых. С помощью собак-саперов было разминировано 303 города и населенных пункта, обследована площадь в 15 153 квадратных километра. При этом обнаружено и обезврежено свыше четырех миллионов единиц вражеских мин и фугасов.
- В благодарность за верность и преданность человечество воздвигло собакам памятники в разных городах нашей страны. Некоторые из низ представлены на слайде. (слайд 28, 29)
- Можем ли мы сказать, что собаки на войне совершали подвиг? А почему вы так считаете?
- Скажите, ребята, как мы должны относиться к собакам, зная, какой подвиг они совершили, и совершают по сей день, для человека? (слайд 30)
- А какую самую распространенную пословицу о собаке вы знаете?
Правильно. Собака - верный друг человека, который не посмеется и не предаст, поможет во всем, где может, поймет его настроение и попытается улучшить, несмотря на то, что он имеет четыре лапы и хвост и не умеет говорить. А взаимопонимание без слов еще более ценное. Поэтому стоит быть благодарным братьям нашим меньшим за их преданность и отвечать им тем же самым.
- На этом наш классный час окончен. Всем спасибо. (слайд 31)
Заголовок 2Заголовок 415