Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе продуктивных видов деятельности

Гаврилова Н.П., учитель-логопед МБОУ СОШ №13 г. Белгород

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одним из немаловажных аспектов развития речи дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым, М.М. Кольцовой, Л.А. Кукуевым, Л.А. Новиковым, показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, обосновывают тот факт, что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции [1].
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях большое количество детей имеют различные нарушения в речевом развитии. Наиболее распространенное нарушение – общее недоразвитие речи, в структуру которого входит нарушение моторной сферы.
В категорию детей с общим недоразвитием речи входят дети, имеющие сложные речевые расстройства. Р.Е. Левина выделила три уровня с общим недоразвитием речи, и дополнительно Т.Б. Филичева выделяет четвертый уровень. I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемы «безречевые дети»). Переход ко II уровню речевого развития знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. III уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Особенности четвертого уровня заключаются в незначительном изменении всех компонентов языка, у детей нет ярких нарушений звукопроизношения, имеется лишь недостатки дифференциации звуков [3].
Занятия по рисованию, лепке, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием «Изобразительная деятельность» или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации, лепки. Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи.
Рисование, лепка и аппликация виды изобразительной деятельности, основное назначение которой образное отражение действительности. Изобразительная деятельность одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции [2].
Н.К. Крупская писала: «Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом» [2].
Учитывая актуальность указанной темы, нами была проведена экспериментальная работа по развитию речи дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе продуктивных видов деятельности. Эксперимент проводился на базе МДОУ комбинированного вида № 15 города Белгорода. В эксперименте участвовали дети пятилетнего возраста с логопедическим заключением общие недоразвитие речи, III уровень речевого развития. Работа состояла из трех видов продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация. Занятие с детьми проводилось в течение двух месяцев (сентябрь-октябрь) два раза в неделю, как индивидуально, так и в группе.
В ходе экспериментальной работы мы предлагали детям игры с пластилином, бумагой, природными материалами. В процессе изготовления продукта деятельности, мы задавали вопросы, обыгрывали ситуации, которые помогали нам выявить особенности речи детей. Например, мы просили ребенка слепить котенка и описать его, тем самым обследовали состояние его связной речи, а именно, насколько ребенок умеет составлять рассказ-описание. При обследовании фонематического представления, мы просили ребенка нарисовать животное, который начинается на заданный звук.
Во время рисования мы выстраивали диалогическое общение с ребенком. Например, спрашивали, что он нарисовал (ежик – какой он по форме, цвету, где он живет, чем питается и т. д.). Это способствует решению коррекционных задач: расширение представлений о предметах, явлениях и процессах, уточнение и расширение словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, активизация речевой деятельности детей, развитие диалогической речи, дыхания, мышления, конструктивного праксиса, тонкой, общей моторики.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведется непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Например, с ребенком мы играли в игру «Лепим тесто» – «Посмотри что это? Правильно это тесто.
- А какое оно? (потрогать вместе с ребенком тесто) – Мягкое. – А что можно испечь из теста? – Пирожки, булочки».
Во время аппликации хорошо развиваются представления о геометрических фигурах. Например, клеим домик. Вырезаем квадратик, треугольник, круг, прямоугольник. Происходит закрепления понятий о геометрических фигурах.
Таким образом, в процессе продуктивных видов деятельности логопед имеет возможность реализовывать такие направления развития речи дошкольников, как развитие словаря (как активного, так и пассивного), развитие коммуникативной, номинативной функции речи, формирование мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение), развитие связной речи.

Литература
Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия. – Москва, гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 – 678 с.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1989 – 223 с.
Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия»,2003 – 480 с.
Специальная педагогика под ред. Назаровой Н. М. – 3-е издание, исправленное, Москва, ACADEMIA, 2004 – 395 с.


15