Старшекласснику об Универсальной истории


«Уральский государственный педагогический университет» кафедра Всеобщей истории  Старшекласснику об Универсальной истории Выполнил: Брызгалов О.В. группа МВ-11zЕкатеринбург 2016 ОБЪЕКТ: Универсальная история ( Уи, BigHistory, Die universelle Geschichte)ПРЕДМЕТ: некоторые аспекты современного представления будущего развития планетыЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление об Уи и её основных положениях о развитии мира Универсальная история (BigHistory) представляет собой интегральную модель эволюции Вселенной, которая связывает развитие общества, живой и неживой природы как последовательный взаимообусловленный процесс. Она оформилась в последние десятилетия ХХ века, поскольку стало ясно, что изменения в мире на протяжении 13–15 млрд. лет обнаруживают векторную последовательность, причем направленность эмпирически прослеживаемых векторов заметно противоречит выводам классического естествознания. В современной науке наблюдаются серьезные разногласия по поводу причин столь «странного» направления универсальных процессов.Универсальная (Большая) история: версии и подходы. Универсальная история (Уи) – междисциплинарное направление, включающее в единый контекст эволюцию Вселенной (Метагалактики), Земли, биосферы, человека, культуры и мышления. В 1970–90-е годы оно развивалось учеными разных специальностей, работавшими независимо в Северной и Южной Америке, Австралии, Западной Европе и России, и к концу ХХ века приобрело известное влияние в университетских кругах. Стратегическая цель – формирование целостной картины эволюции – включает две подчиненные задачи; в переводе на привычный для российского преподавателя язык это естественно-научное образование гуманитариев и гуманитаризация естественно-научного образования. В ноябре 2005 года в Дубне состоялся международный симпозиум «Процессы самоорганизации в УИ» с широчайшим географическим и дисциплинарным представительством; его согласованный лозунг звучал: «Призрак Универсальной истории бродит по планете». Материалы симпозиума подробно представлены в российской и зарубежной печати. Средневековые историки и летописцы оставались, по выражению Ж. Ле Гоффа (1992), «великими провинциалами». Каждый описывал известные ему события как центральные процессы мировой истории и не имел основания задумываться о различии между историями отдельных «цивилизаций» и историей человечества.Географические открытия и колониальные завоевания, находки геологов и археологов, а главное, изменившееся мировосприятие – все это существенно расширило пространственно-временные горизонты европейцев. Формирование же наций, национальных государств и идеологий побудило к выделению и сопоставлению локальных историй. В XVIII–XIX веках параллельно с национальными историями сформировалась концепция всемирной истории, опиравшаяся на идею поступательного развития человечества. В нынешней российской традиции она условно подразделяется на историю первобытного общества (палеолит и неолит), древнейшую историю (от образования первых городов-государств до распространения железных орудий), историю древнего мира (до падения Западно-Римской империи), историю Средневековья (до эпохи Возрождения, в другом варианте – до буржуазных революций), Новую (до ХХ века) и Новейшую историю. В первой половине ХХ века было установлено глубокое взаимовлияние геологических, биотических и социальных процессов; в результате оформилось новое направление междисциплинарных исследований эволюции – глобальная история (от лат. globus – шар). Основоположниками глобальной истории стали советский геохимик В. И. Вернадский, французские антрополог П. Тейяр де Шарден и философ Э. Леруа, доказавшие, что история человечества представляет собой фазу эволюции земного шара, которая завершается созданием ноосферы. Такой подход остается влиятельным и в современной науке (Голубев 1992; Snooks 1996; Wood 2004).Более того, Вернадский не обошел вопроса о возможности дальнейшего распространения эволюционной ретроспективы за пределы Земли и Солнечной системы, но ответил на него отрицательно. И до Вернадского над согласованием прогрессистской философии с естественно-научными представлениями бились выдающиеся умы – от Ж. Кондорсе до Ф. Энгельса. И приходили к столь же обескураживающему результату: немыслима бесконечная перспектива при конечной судьбе Земли и Солнца. Только самые безоглядные «космисты» – Г. Фихте, А. Гумбольдт, Н. Ф. Федоров и К. Э. Циолковский, – рискуя выглядеть посмешищем в глазах образованных современников, доказывали, что разум выведет человека за пределы планеты-колыбели. Предпосылками для конструирования УИ как цельной картины эволюционных процессов от Большого взрыва до современного общества послужили два ключевых достижения в науке ХХ века. Во-первых, релятивистские модели эволюционной космологии были математически выведены, получили косвенные подтверждения (эффект красного смещения, реликтовое излучение и т. д.) и широкое признание. Идея историзма глубоко проникла в физику и химию: все объекты материального мира, от нуклонов до галактик, стали рассматриваться как временные продукты определенной эволюционной стадии, имеющие свою историю, предысторию и конечную перспективу. Во-вторых, был выявлен ряд механизмов, посредством которых открытые физические системы способны спонтанно удаляться от равновесия с внешней средой и, используя ее ресурсы, стабилизировать неравновесное состояние. Модели самоорганизации сделались предметом интереса едва ли не во всех научных дисциплинах.В итоге обнаружилось, что социальная (в том числе духовная), биологическая, геологическая и космофизическая истории представляют собой стадии единого эволюционного процесса, пронизанного «сквозными» векторами, или мегатенденциями. При этом, хотя универсальные тенденции реализовались без нарушения физических законов необратимости (прежде всего второго начала термодинамики), их направление не укладывается в парадигму классического естествознания. Дополнительный штрих в картину векторного развития внесло исследование московского физика А. Д. Панова (2005, 2007). Сопоставив временные интервалы между качественными скачками в эволюции природы и общества, он показал, что на протяжении миллиардов лет эти интервалы последовательно сокращались в соответствии со сравнительно простой логарифмической формулой. Результат расчетов, доложенный автором на семинаре в Государственном астрономическом институте им. П. К. Штернберга (ноябрь 2003 года), был оценен оппонентами как научное открытие. Оно лишний раз демонстрирует единство Универсальной истории. Правда, параллельно сужался конус развития. По современным данным, бóльшая часть метагалактической материи (так называемое темное вещество) избежала эволюционных преобразований: в ней не сформировались атомы и молекулы. Мизерная доля атомно-молекулярных структур консолидировалась в органические молекулы. Живое вещество, вероятно, образовалось в очень редких и ограниченных локусах космического пространства. Многоклеточные организмы составляют лишь небольшую часть живого вещества, и только одно из миллионов биологических семейств Земли вышло на социальную стадию развития. Становление же ноосферы означает, что на некоторой стадии универсального развития начался обратный процесс расширения конуса: сфера влияния разума увеличивалась, и нет веских оснований принципиально ограничивать потенциальную возможность ее дальнейшего расширения (Дойч 2001; Назаретян 2004; 2008). В современной космологии ярким примером телеологического построения стал «сильный вариант» антропного принципа. Поразительное сочетание универсальных физических констант, сделавшее возможным образование живой клетки (а соответственно, и человека), объясняется искусственной подгонкой исходных параметров в гигантской лаборатории, каковую и представляет собой Метагалактика. В биологии изоморфные этому построению модели представлены теориями номогенеза и ортогенеза. К. Э. Бэр: «Конечной целью всего животного мира является человек».Тезис «анатомия человека есть ключ к анатомии обезьяны» (К. Маркс) еще глубже проник в социологию. Почти все «прогрессистские» теории XVIII–XX веков строились на убеждении, что исторический процесс представляет собой восхождение к некоему социальному образцу, и их более или менее закамуфлированный телеологизм вызывал самую ожесточенную критику. Вспоминается убийственный аргумент Н. А. Бердяева (1990): идея прогресса безнравственна, поскольку лишает все предыдущие поколения самоценности, представляя их только ступенями к конечной цели, а неведомое поколение счастливцев – вампирами, пирующими на могилах предков.Наиболее многообразны телеологические трактовки развития в философии. Ограничившись современной российской литературой, отметим работы «христианского анархиста» и подвижника В. В. Налимова (2000). Согласно его теории, в моменте Большого взрыва заложен весь сценарий космического, биологического, социального и духовного развития. «Развитие» при этом трактуется этимологически – как разворачивание свитка, где все тексты уже записаны. Во второй половине 90-х годов обозначились, помимо всеобщей истории, новые подходы и новое видение процесса истории. Всеобщая история создала единую понятную схему развития мирового исторического процесса, в центре которой стояла деятельность человеческого разума в государстве, обществе и экономике, и множество национальных сообществ людей выстроено в иерархию по степени прогрессивности, близости к идеалу наиболее полного воплощения творческой силы разума, эффективности производительной деятельности, справедливого общественного устройства. Глобальная история (от globus - шар) возникла в первую половину ХХ века, когда было открыто глубокое взаимовлияние геологических, биологических и социальных процессов. Основоположниками современного глобально-исторического подхода стали в начале ХХ века ученые В.И.Вернадский и П.Тейяр де Шарден.Выделившись из всеобщей истории, глобалистика как научное направление оформилась на рубеже 60-70-х годов. Ее появление связано с появлением новой науки о самоорганизации. В Германии ее назвали синергетикой (Г.Хакен), во франкоязычных странах - теорией диссипативных структур (бельгийский ученый И.Пригожин), в США - теорией динамического хаоса (М.Фейгенбаум). Предмет Универсальной (Большой) истории соотносится с предметами Глобальной и Всемирной истории. Всемирная история изучает прошлое человечества от палеолита до наших дней. Глобальная история изучает прошлое Земли и биосферы, включая становление человечества как геологического фактора. Предмет Универсальной истории - развитие Вселенной с последовательным образованием качественно новых реальностей, так что развитие живой природы и общества оказываются фазами единого поступательного процесса. Универсальная история позволяет ставить очень крупные проблемы, осмысливать прошлое в более объемном контексте, увидеть историю человечества в ее целостности.В противовес мысли Н.Данилевского об отсутствии общезначимых вех человечества, Большая история выявляет универсальные векторы и механизмы исторических трансформаций. Таким образом, с решением основного методологического вопроса УИ в пользу апостериорной модели на передний план выдвигается отношение к последней составляющей в триаде «вещество – энергия – информация». Собственно, вопрос состоит в том, является ли информационный параметр значимым фактором эволюционных процессов или для их описания необходимы и достаточны две фундаментальные категории – энергия и вещество.