Урок литературного чтения в 3 классе Угрызение совести. Г. Остер
Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: Г. Остер «Угрызение совести»
Цель: познакомить учащихся с произведением Г. Остера «Угрызение совести».
Задачи:
- обобщить знания о творчестве Г. Остера, формировать навыки
составления грамматически правильных словосочетаний и предложений,
совершенствовать навыки пересказа и техники чтения;
- развивать память, связную речь, творческое воображение, умственные
действия анализа, сравнения, синтеза;
- воспитывать нравственность, любознательность.
Ход урока:
Организационный момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать,
А слушать, слышать, рассуждать,
Работать дружно, отвечать!
Речевая разминка.
За темными лесами,
Под ходящими облаками,
Под частыми звездами,
Под красным солнышком.
Облачается небесами,
Подпоясывается зорями,
Застегивается звездами.
- Прочитайте присказку медленно.
- Назовите имена существительные.
- Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
- Прочитайте выразительно
Проверка домашнего задания.
А).Чтение и пересказ произведения Т. Янсона «Дитя – неведимка».
Б). Беседа по прочитанному.
Фаза вызова интереса.
На доске объявление:
Пропала совесть!
Нашедшего просим вернуть
за вознаграждение
- Встречали ли вы когда – нибудь такое объявление?
- А что такое совесть?
Здесь не хватает особых примет.
- Какие особые приметы могут быть у совести? (Честная, чистая, и т. д.)
- Как вы думаете откликнется ли кто - нибудь на такое объявление?
- Почему?
Подготовка к восприятию.
Сегодня мы будем читать произведение Г. Остера «Угрызение совести»
- Объясните название произведения.
В словаре Ожегова написано:
«Совесть – это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими
·людьми»
«Угрызение» - беспокойное, мучительное состояние из – за чувства своей вины»
А. С. Пушкин писал: «Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце».
- Как вы понимаете это выражение?
Работа над произведением.
А). Первичное чтение учителем.
Б). Проверка восприятия.
- Вам понравился текст?
- Какое настроение сложилось у вас после прочтения этого текста?
- Какой вам представилась совесть?
В). Повторное чтение текста уч – ся.
Г). Анализ произведения.
- Какой природный дар открылся у девочки в раннем детстве?
- Какую странную находку принесла она домой?
- Почему все отказались признавать потерянную совесть своей?
- Какие картины вы нарисовали бы в своем воображении?
Д). Самостоятельная работа.
Выполнение задания, помеченного ключиком.
Е). Работа в группах.
- Объясните значение выражений:
Совесть совсем потерял.
Совесть без зубов, а загрызет.
Совесть спать не дает.
Волосом сед, а совести нет.
Люди с чистой совестью.
Ж). Работа с пословицами.
На доске записаны пословицы:
1. На лице твоем совесть и честность,
А в поступках твоих человечность. (Казахская пословица)
2. Совесть без зубов грызет. (Русская пословица)
- Какая из этих пословиц подходит к произведению Г. Остера?
- Почему вы так считаете?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Л. Н. Толстой писал: «Я знаю в жизни только два действительных несчастья: угрызение совести и болезнь».
- Я желаю вам, чтобы вы жили в делах со своей совестью, пусть ваше сердце будет открыто для всех людей.
Совесть нельзя в магазине купить,
В лесу невозможно найти.
С совестью просто нужно дружить,
Верить в добро и любить»
Домашнее задание.
Чтение и пересказ произведения, придумать продолжение истории о встрече совести со своим сбежавшим хозяином.
15