Исследовательская работа Звуковые колебания (4 класс)
Введение
Звук является неотъемлемой частью нашей жизни. При помощи звуков мы общаемся, получаем информацию, учимся. Звук применяется во многих сферах деятельности (см. Приложение 1): в охране, в работе служб спасения, в быту. Также, широко используется ультразвук, не слышимый человеческим ухом: в эхолокации, медицине, дефектоскопии (обнаружении трещин в трубах, корпусах и т.п.).
Изучая литературу о звуке, мне стало интересно, а может ли звук двигать предметы? На основе данной проблемы были определены предмет и объект исследования.
Предмет – исследование звуковых колебаний.
Объект исследования – звуковые колебания.
Выбрав объектом исследования звуковые колебания и проведя ряд опытов, я попробую по - больше узнать о свойствах звука и доказать мою гипотезу.
Гипотеза: предположим, что звуковые колебания (волны) могут воздействовать на предметы перемещая их.
Целью моей работы является исследование свойств звука. Чем больше мы будем знать про звук, тем больше появится полезных и нужных людям изобретений, использующих в своей работе звуковые волны.
Задачи работы: 1. Исследование звуковых колебаний.
2. Преобразование звуковых колебаний в электрические и обратно.
3. Доказательство существования звуковых волн.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы:
- изучение литературы;
- проведение опытов;
- поиск информации в Интернете;
- собственные наблюдения.
Основная часть
Исторические факты
С древнейших времён люди использовали звуки для общения. Сначала, это были звуки означающие угрозу, призыв, предупреждение. С течением времени человечество придумало речь. Также, древние люди начали использовать инструменты для извлечения звуков. Например, барабан использовался как сигнальный инструмент, а также для сопровождения ритуальных танцев и религиозных обрядов (его звук напоминал звук грома), свистки (предшественники духовых инструментов) использовались для приманивания птиц и зверей во время охоты. Но постепенно человечество начало использовать музыкальные инструменты для создания музыки. Инструменты развивались. В 20 веке появились электрогитары, синтезаторы и другие музыкальные инструменты, преобразующие электрические сигналы в звуки.
Первые наблюдения по исследованию звука были проведены в VI веке до нашей эры. Пифагор установил связь между высотой тона и длиной струны или трубы издающей звук. В IV в. до н.э. Аристотель первый правильно представил, как распространяется звук в воздухе. Он сказал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи сформулировал принцип независимости звуковых волн от различных источников.
В 1660 году в опытах Роберта Бойля было доказано, что воздух является проводником звука.
В 1700 - 1707 гг. вышли вышли мемуары Жозефа Савёра по акустике, опубликованные Парижской Академией наук. В этих мемуарах Савёр рассматривает явление, хорошо известное конструкторам органов: если две трубы органа издают одновременно два звука, лишь немного отличающиеся по высоте, то слышны периодические усиления звука, подобные барабанной дроби. Савёр объяснил это явление периодическим совпадением колебаний обоих звуков. Если, например, один из двух звуков соответствует 32 колебаниям в секунду, а другой - 40 колебаниям, то конец четвёртого колебания первого звука совпадает с концом пятого колебания второго звука и, таким образом происходит усиление звука. От органных труб Савёр перешёл к исследованию колебаний струны, наблюдая узлы и пучности колебаний (эти названия, существующие и до сих пор в науке, введены им), а также заметил, что при возбуждении струны наряду с основной нотой звучат и другие ноты, длина волны которых составляет 1/2, 1/3, 1/4, ... от основной. Он назвал эти ноты высшими гармоническими тонами, и этому названию суждено было остаться в науке. Наконец, Савёр первый пытался определить границу восприятия колебаний как звуков: для низких звуков он указал границу в 25 колебаний в секунду, а для высоких - 12 800.
Ньютон, основываясь на экспериментальных работах Савёра, дал первый расчет длины волны звука и пришел к выводу, хорошо известному сейчас в физике, что для любой открытой трубы длина волны испускаемого звука равна удвоенной длине трубы. После экспериментальных исследований Савёра к математическому рассмотрению задачи о колеблющейся струне в 1715 г. приступил английский математик Брук Тейлор. Ему удалось рассчитать зависимость числа колебаний струны от её длины, веса, натяжения и местного значения ускорения силы тяжести.
Но наиболее существенный вклад внес Эйлер. Из теории Эйлера вытекало, что скорость распространения волны по струне не зависит от длины волны возбуждаемого звука. Эйлер производил также теоретические исследования колебаний стержней, колец, колоколов, но полученные результаты не совпали с результатами экспериментальной проверки, предпринятой немецким физиком Эрнестом Флоресом Фридрихом Хладни, которого считают отцом экспериментальной акустики. Хладни первым точно исследовал колебания камертона и в 1796 году установил законы колебаний стержней. Фактическое объяснение эха, явления довольно капризного, также принадлежит Хладни, по крайней мере в существенных частях. Ему мы обязаны и новым экспериментальным определением верхней границы слышимости звука, соответствующей 20 000 колебаний в секунду. Эти измерения, многократно повторяемые физиками до сих пор, весьма субъективны и зависят от интенсивности и характера звука. Но особенно известны опыты Хладни в 1787 году по исследованию колебаний пластин, при которых образуются красивые "акустические фигуры", носящие названия фигур Хладни и получающиеся, если посыпать колеблющуюся пластинку песком. Эти экспериментальные исследования поставили новую задачу математической физики - задачу о колебаниях мембраны. В XVIII веке было исследовано много других акустических явлений (скорость распространения звука в твердых телах и в газах, резонанс). Все они объяснялись движением частей колеблющегося тела и частиц среды, в которой распространяется звук. Иными словами, все акустические явления объяснялись как механические процессы.
В 1787 году Эрнест Хладни открыл продольные колебания струн, пластин, камертонов и колоколов. Он первый достаточно точно измерил скорость распространения звуковых волн в различных газах. Доказал, что в твёрдых телах звук распространяется не мгновенно, а с конечной скоростью, и в 1796 году определил скорость звуковых волн в твёрдых телах по отношению звука в воздухе. Он изобрёл ряд музыкальных инструментов.
В 1827 году Ж. Колладон и Я. Штурм провели опыт на Женевском озере по определению скорости звука в воде, получив значение 1435 м/с.
В 1880 году французские учёные братья Пьер и Поль Кюри сделали открытие, которое оказалось очень важным для акустики. Они обнаружили, что, если кристалл кварца сжать с двух сторон, то на гранях кристалла появляются электрические заряды. Это свойство - пьезоэлектрический эффект. И наоборот, Если к граням кристалла приложить переменное электрическое напряжение, то он начнёт колебаться, сжимаясь и разжимаясь.
Также, люди всегда стремились научиться передавать звуковые сообщения на расстояние. Телефон, запатентованный в США в 1876 году Александром Беллом, назывался «говорящий телеграф». Трубка Белла служила по очереди и для передачи, и для приёма человеческой речи. В телефоне А. Белла не было звонка, позже он был изобретён коллегой А. Белла — Т. Ватсоном (1878 год). Дальность действия этой линии не превышала 500 метров.
В 1878 году Томас Эдисон предложил использовать в телефонных микрофонах угольный порошок, то есть изобрёл угольный микрофон, который практически без изменений широко использовался до начала 1990-х годов, а в некоторых местах работает до сих пор.
В наше время, помимо проводных телефонов, для передачи речи на расстояние используется сотовая связь, радиостанции, Интернет.
С 19 века начала развиваться звукозапись. В 1857 году де Мартинвилль изобрёл фоноавтограф. Устройство состояло из акустического конуса и вибрирующей мембраны, соединённой с иглой. Игла соприкасалась с поверхностью вращаемого цилиндра, покрытого сажей. Звуковые колебания, проходя через конус, заставляли мембрану вибрировать, передавая колебания игле, которая прочерчивала в слое сажи форму звуковых колебаний. Однако назначение этого устройства было чисто экспериментальным — оно не могло воспроизводить сделанную запись.
В 1877 году Томас Эдисон изобрёл фонограф, который уже мог воспроизводить свою запись. Звук записывается на восковом валике в виде дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук.
«Граммофон» был изобретён в 1888 году Эмилем Берлинером. Вместо воскового валика использовалась грампластинка.
В 1927 году немецкий инженер Фриц Пфлеймер после ряда экспериментов с различными материалами сделал напыление порошком оксида железа на тонкую бумагу с помощью клея и продемонстрировал свой прибор магнитной записи с бумажной лентой публике. Магнитофонная запись применялась вплоть до конца 20 века и была вытеснена цифровой записью звука.
Теория звука
С точки зрения физики, звук - это механические колебания, которые распространяются в упругой среде: воздухе, воде, твёрдом теле. Способность человека воспринимать упругие колебания, слушать их отразились в названии учения о звуке - акустика (от греческого akustikos - слуховой, слышимый). Вообще человеческое ухо слышит звук только тогда, когда на слуховой аппарат уха действуют механические колебания с частотой не ниже 16 Гц но не выше 20 000 Гц (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания же с более низкими или с более высокими частотами для человеческого уха неслышимы. Вопросы, которыми занимается акустика, очень разнообразны. Некоторые из них связаны со свойствами и особенностями нашего слуха. Предметом физиологической акустики и является сам орган слуха, его устройство и действие. Архитектурная акустика изучает распространение звука в помещениях, влияние на звук размеров и формы помещений, свойств материалов, покрывающих стены и потолки, и т.д. При этом опять имеется в виду слуховое восприятие звука. Музыкальная акустика исследует музыкальные инструменты и условия их наилучшего звучания. Физическая акустика занимается изучением самих звуковых колебаний, а за последнее время охватила и колебания, лежащие за пределами слышимости (ультраакустика). Она широко использует разнообразные методы для превращения механических колебаний в электрические и обратно (электроакустика). Применительно к звуковым колебаниям в число задач физической акустики входит и выяснение физических явлений, обусловливающих те или иные качества звука, различаемые на слух.
Колебания упругой пластинки, зажатой в тисках, имеют тем более высокую частоту, чем короче свободный колеблющийся конец пластинки. Когда частота колебаний делается выше чем 16 колебаний в секунду (16 Гц), мы начинаем слышать колебания этой пластинки. Таким образом, звук обусловливается механическими колебаниями в упругих средах и телах (твёрдых, жидких и газообразных), но не в вакууме. При своих колебаниях тело попеременно то сжимает слой воздуха, прилегающий к его поверхности, то, наоборот, создаёт разрежение в этом слое. Таким образом, распространение звука в воздухе начинается с колебаний воздуха у поверхности колеблющегося тела.
При распространении звуковой волны происходит затухание звука, связанное с различными необратимыми процессами. Часть энергии, которая переносится звуковыми волнами, поглощается средой.
Звуковая волна, распространяясь в некоторой среде, когда-нибудь доходит до границы этой среды, за которой начинается другая среда, состоящая из других частиц, в которой и скорость звука другая. На такой границе происходит явление отражения звуковой волны. При этом сгущение частиц превращается в разрежение, а разрежение - в сгущение. Происходит это потому, что колебания, принесённые волной к границе, передаются частицами второй среды и они сами становятся источником новой звуковой волны. Эта вторичная волна распространяется не только во второй среде, но и в первой, откуда пришла первичная волна. Это и есть отраженная волна. На границе двух сред происходит частичное поглощение и прохождение звука в другую среду. Доля отражённой энергии звуковой волны зависит в основном от соотношения плотностей этих сред и состояния поверхности раздела. Отражение звука, распространяющегося в воздухе, от твёрдого тела или жидкой поверхности происходит практически полностью. Звук, распространяющийся в плотной среде, также практически полностью отражается на границе раздела с воздухом. В большом помещении после каждого звука возникает гул, который является результатом наложения звуковых волн, отраженных от различных преград в этом помещении. Например от стен, потолка, колонны. Это явление называется реверберацией. Если в помещении много отражающих поверхностей, особенно мягких, сильно поглощающих звук, то реверберация отсутствует. Явление реверберации учитывают в архитектуре, при проектировании больших залов, добиваясь определённой окраски звука, который приобретает мягкость и объёмность.
С явлением отражения звука связано такое известное явление, как эхо. Оно состоит в том, что звук от источника доходит до какого-то препятствия, которое и является границей двух сред, отражается от него, и возвращается к месту, где эта звуковая волна возникла. И если первичный звук и звук отражённый доходят до слушателя не одновременно, то он слышит звук дважды. Звук может испытать и несколько отражений. Тогда можно услышать звук много раз. Например, раскаты грома. При отражении звуковой волны от менее плотной среды, например лёгкие газы, звуковая волна, распространяющаяся в воздухе, проходит через неё, вовлекая частицы этой среды в волновое движение и частично отражаясь. Для звуковых волн выполняются законы отражения и преломления, аналогичные законам отражения и преломления света.
На явлении эхо основан метод определения расстояний до различных предметов и обнаружения их месторасположений. Покажем это на примере. Допустим, что каким-нибудь источником звука испущен звуковой сигнал и зафиксирован момент его испускания. Звук встретил какое-то препятствие, отразился от него, вернулся и был принят приёмником звука. Если при этом был измерен промежуток времени между моментами испускания и приёма, то легко найти и расстояние до препятствия. Но ведь надо ещё знать, где он находится, а также в каком направлении от источника сигнал встретил его. Между тем звук распространяется по всем направлениям, и отраженный сигнал мог прийти с разных сторон. Чтобы избежать этой трудности используют не обычный звук, а ультразвук. Главная особенность ультразвуковых волн состоит в том, что их можно сделать направленными, распространяющимися по определённому направлению от источника. Благодаря этому по отражению ультразвука можно не только найти расстояние, но и узнать, где находится тот предмет, который их отразил. Так можно, например, измерять глубину моря под кораблем. Звуколокаторы позволяют обнаруживать и определять местоположение различных повреждений в изделиях, например пустоты, трещины, постороннего включения. В медицине ультразвук используют для обнаружения различных аномалий в теле больного - опухолей, искажений формы органов или их частей.
Ощущение звука вызывается звуковыми волнами, достигающими органа слуха - уха. Важнейшая часть этого органа - барабанная перепонка. Пришедшая к ней звуковая волна вызывает вынужденные колебания барабанной перепонки с частотой колебаний в волне. Они воспринимаются мозгом как звук. Звуки бывают разные. Мы легко отличаем свист от дроби барабана, мужской голос от женского. Об одних звуках говорят, что они низкого тона, другие мы называем звуками высокого тона. Ухо их легко различает. Звук, создаваемый большим барабаном, это звук низкого тона, свист - звук высокого тона. Звуку высокого тона соответствует большая частота колебаний. Существуют особые источники звука, испускающие единственную частоту, так называемый чистый тон. Это камертоны различных размеров - простые устройства, представляющие собой изогнутые металлические стержни на ножках. Чем больше размеры камертона, тем ниже звук, который он испускает при ударе по нему. Если взять несколько камертонов разного размера, то не представит труда расположить их на слух в порядке возрастания высоты звука. Тем самым они окажутся расположенными и по размеру: самый большой камертон даёт низкий звук, а маленький - наиболее высокий.
Звуки даже одного тона могут быть разной громкости. Громкость звука связана с энергией колебаний в источнике и в волне. Интенсивности звука при слуховом восприятии соответствует ощущение громкости звука. При определенной минимальной интенсивности человеческое ухо не воспринимает звука. Эта минимальная интенсивность называется порогом слышимости. Порог слышимости имеет различные значения для различных частот. При больших интенсивностях ухо испытывает болевое ощущение. Простейшие наблюдения показывают, что громкость звука определяется амплитудой колебаний. Звук камертона после удара по нему постепенно затихает. Это происходит вместе с затуханием колебаний. Т. е. с уменьшением их амплитуды. Ударив камертон сильнее, сообщив колебаниям большую амплитуду, мы услышим более громкий звук, чем при слабом ударе. То же можно наблюдать и со струной, и вообще со всяким другим источником звука. К таким же заключениям можно прийти, пользуясь не камертонами, а упрощённой сиреной - вращающимся диском с отверстиями, через которые продувается струя воздуха. Повышая напор струи воздуха, мы усиливаем колебания плотности воздуха позади отверстий. При этом звук, сохраняя одну и ту же высоту, делается громче. Ускоряя вращение диска, мы уменьшаем период прерываний воздушной струи. Вместе с тем звук, не меняясь по громкости, повышается.
Звук имеет ещё одно качество, кроме высоты и громкости, а именно - специфический оттенок, называемый тембром. По различному тембру мы легко распознаём звук голоса, свист, звучание струны рояля, скрипичной струны, звук флейты, гармони, даже, если все эти звуки имели бы одну и ту же высоту и громкость. По тембру мы можем узнать голоса разных людей.
Как и всякая волна, звуковая волна характеризуется скоростью распространения колебаний в ней. Скорость распространения волны в веществе зависит от плотности этого вещества. В сухом воздухе скорость звука равна 331,5 м/с. В воде звук распространяется примерно в 4,25 раза быстрее, чем в воздухе, а в твёрдых телах - ещё быстрее.
Звуковые колебания, приносимые звуковой волной, могут служить вынуждающей, периодически изменяющейся силой для колебательных систем и вызывать в этих системах явление резонанса, заставить их звучать. Такой резонанс называется акустическим резонансом. Резонансные явления можно наблюдать на механических колебаниях любой частоты. Т.к. камертон сам по себе даёт очень слабый звук, потому, что площадь поверхности колеблющихся ветвей камертона, соприкасающихся с воздухом, очень мала и в колебательное движение приходит слишком мало частиц воздуха, то камертон обычно укрепляют на деревянном ящике, подобранном так чтобы частота его собственных колебаний была равна частоте звука, создаваемого камертоном. Ящики усиливают звук, вследствие резонанса между камертоном и столбом воздуха, заключённого в ящике. Этот ящик с камертоном называется резонатором или резонансным ящиком.
Частота звуковых колебаний, которые слышит неподвижный наблюдатель в случае, если источник звука приближается или удаляется от него, отлична от частоты звука, воспринимаемой наблюдателем, который движется вместе с этим источником звука, или и наблюдатель и источник звука стоят на месте. Изменение частоты звуковых колебаний (высоты звука), связанное с относительным движением источника и наблюдателя называется акустическим эффектом Доплера. Когда источник и приемник звука сближаются, то высота звука повышается, а если они удаляются. то высота звука понижается. Это связано с тем, что при движении источника звука, скорость такого движения складывается со скоростью распространения звука.
Например, если машина с включенной сиреной приближается, а затем, проехав мимо, удаляется, то сначала слышен звук высокого тона, а затем низкого.
Наложение большого количества колебаний беспорядочно смешанных одно относительно другого и произвольно изменяющих интенсивность во времени, приводят к сложной форме колебаний. Такие сложные колебания, состоящие из большого числа простых звуков различной тональности, называют шумами. Примерами могут служить шелест листьев в лесу, грохот водопада, шум на улице города. К шумам также можно отнести звуки, выражаемые согласными. Шумы могут отличаться распределением по силе звука, по частоте и продолжительности звучания во времени. Длительное время звучат шумы, создаваемые ветром, падающей воды, морским прибоем. Относительно кратковременны раскаты грома, рокот волн - это низкочастотные шумы. Механические шумы могут вызываться вибрацией твёрдых тел.
Не слышимые человеком звуковые волны с низкой частотой колебания называют инфразвуком, звуковые волны с высокой частотой колебания – ультразвуком. Ультразвуки и инфразвуки имеют очень важную роль и в живом мире. Так, например, рыбы и другие морские животные чутко улавливают инфразвуковые волны, создаваемые штормовыми волнениями. Таким образом, они заранее чувствуют приближение шторма или циклона, и уплывают в более безопасное место. Инфразвук - это составляющая звуков леса, моря, атмосферы. При движении рыб, создаются инфразвуковые колебания, распространяющиеся в воде. Эти колебания хорошо чувствуют акулы за много километров и плывут на встречу добыче. Ультразвуки могут издавать и воспринимать такие животные, как собаки, кошки, дельфины, муравьи, летучие мыши. Летучие мыши во время полёта издают короткие звуки высокого тона. В своём полёте они руководствуются отражениями этих звуков от предметов, встречающихся на пути; они могут даже ловить насекомых, руководствуясь только эхом от своей мелкой добычи. Кошки и собаки могут слышать очень высокие свистящие звуки (ультразвуки). Проведённые наблюдения показали, что муравьи так же издают ультразвуковые сигналы с разными частотами в разных ситуациях
Опыты со звуком.
Звук распространяется при соударении частиц вещества, например воздуха, с определенной скоростью. Это можно увидеть на примере молнии или салюта, когда мы сначала видим вспышку, и через некоторое время слышим раскат грома или взрыв салюта. Чем ближе частицы друг к другу, тем сильнее удар и больше мощность звука.
Например, чем больше расстояние между костяшками домино, тем слабее удар по следующей костяшке, а при определенном расстоянии они вообще не будут доставать друг до друга.
Я провел такой эксперимент (см. Приложение 2, пункт 1): поместил будильник в ведерко, установив его на губку, чтобы звук не передавался по стенкам ведерка, закрыл крышкой и послушал громкость звонка будильника. Затем при помощи пылесоса я откачал воздух через клапан в крышке ведерка. Звук будильника стал тише. Я сделал вывод, что в разреженном воздухе звуковые волны распространяются хуже. В вакууме (при отсутствии воздуха или другого газа) звук вообще не будет передаваться. Так что бои, которые показывают в фильме «Звездные войны» должны проходить в полной тишине. Звуки взрывов и выстрелов в космосе не распространяются.
В другом опыте я сделал рупор из плотной бумаги (см. Приложение 2, пункт 2). Звук через рупор передается громче и на большее расстояние. Это происходит из-за того, что звуковые волны отражаются от стенок рупора, частицы толкают друг друга в одном направлении, а не рассеиваются в разные стороны.
Если взять два стакана и соединить их ниткой (см. Приложение 2, пункт 3), то (при натяжении нити) получится телефон, по которому очень хорошо передается речь. Это доказывает, что звук распространяется и по твердым телам. Если приложить ухо к длинному железному забору, а по другому концу забора ударить палкой, то можно услышать два звука удара с небольшим интервалом времени, один - дошедший по воздуху, другой – по забору. Это доказывает, что по воздуху и по твердым телам звуковые волны распространяются с разной скоростью.
В следующем опыте (см. Приложение 3, пункт 1), я собрал схему, где при помощи микрофона происходит преобразование звуковых волн в электрические и, после их усиления, обратное преобразование через динамик. Чем громче звук (мощнее звуковые волны), тем мощнее электрические волны. Это видно по яркости светодиода.
В опыте с воздействием звука на предметы я использовал три источника звука различной мощности (см. Приложение 3, пункт 2). На самом слабом динамике кусок бумажки только дрожал, на более мощной колонке он даже подпрыгивал. А на самой мощной колонке, подключенной к усилителю, двигался даже кусочек пластмассы.
Заключение.
Таким образом, я решил все поставленные задачи. Я изучил приведенную в списке литературу, исследовав тем самым звуковые колебания. С помощью проведенных опытов я доказал, что звук распространяется при соударении частиц вещества. Звук имеет определенную скорость и может распространяться по твердым веществам. Это доказывает существование звуковых волн. Опытом с электросхемой я доказал, что возможно преобразование звуковых колебаний в электрические и обратно. Кроме того, в ходе своей работы я подтвердил выдвинутую мною гипотезу о том, что звуковые волны могут воздействовать на предметы, перемещая их.
Библиографический список
А. Н. Евсеевичева «Как это работает» изд. «ОЛМА Медиа Групп» Москва, 2014 г.
Б.В. Зубков, Чумаков С.В «Энциклопедический словарь юного техника» изд. «Педагогика» Москва, 1987 г.
Д. Кирквуд «Лаборатория научных экспериментов» изд. «Эксмо» Москва, 2012 г.
Л.Л. Мясников «Неслышимый звук» изд. «Наука» Москва, 1988 г.
М. Льоццы «История физики» изд. «Мир» Москва, 1970 г.
Р. А. Сворень «Электроника шаг за шагом» изд. «Детская литература» Москва, 1986 г.
Я.И. Перельман «Занимательная физика» изд. «Центрполиграф» Москва, 2014 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Области применения звука
Ультразвук
Звук
Эхолокация
Охранные сигнализации
Дверной звонок
Гудок в машине
Медицина
Будильник
Сирена
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Распространение звука в разреженном воздухе
Отражение звуковых волн
Распространение звуковых волн по твердым телам
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Преобразование звуковых колебаний в электрические и обратно
Микрофон Усилитель
Усилитель
Динамик
Светодиод
Воздействие звуковых волн на предметы