Рабочая программа Обучение грамоте по Букварю, 1 класс, УМК Планета знаний
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Ижевска
Рассмотрена на заседании ШМО
Протокол № 1 от 30 августа 2016 г.
Руководитель ШМО ___________ Е.Г. Мерзлякова
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы по русскому языку для образовательных учреждений
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от 30 августа 2016 г.
Авторы: Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина
Согласовано
Заместитель директора
по УВР ________________ О.Г. Кедрова
Утверждена
Директор школы № 91 _______________Л. А. Сурнина
Приказ № 170 от 30 августа 2016 г.
Рабочая программа
Обучение грамоте, 1 класс
4 часа в неделю, 92 часа в год
Составитель: Мерзлякова Екатерина Геннадьевна,
·учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных отношениях в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год»
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование:
а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);
б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 610 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
2) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения к языку своего народа, пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Главные цели курса «Обучение грамоте и развитие речи» заключаются в том, чтобы:
- помочь учащимся овладеть механизмом чтения;
- обеспечить речевое развитие детей;
- дать первичные сведения о языке и литературе, которые предоставят ребенку возможность постепенного осознания языка как средства общения и познания окружающего мира, заложат необходимый фундамент для последующего успешного изучения как русского, так и иностранных языков.
Поставленные цели определены с учетом психических и физиологических особенностей детей 6-7-летнего возраста и реализуются на доступном для учащихся уровне при решении следующих задач:
1.Выработка навыка осознанного, правильного и выразительного чтения.
Обучение чтению строится на аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе, который заключается в умении ученика ориентироваться
при чтении на букву гласного звука, идущего в слове за буквой согласного звука.
В литературном чтении выделяются два основных периода: подготовительный (добуквенный) и основной ( букварный).
Содержание курса и формы работы предоставляют широкие возможности для успешного формирования навыка чтения, которые обеспечиваются:
- специальным отбором учебного материала, представленного на страницах букваря и рабочей тетради;
- организацией работы с детьми разного уровня подготовленности.
В период выработки первоначального навыка чтения является работа по развитию фонематического слуха детей, которая обеспечивается использованием в учебных пособиях разнообразных заданий по звуковому анализу и моделированию речи.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
В течение всего периода обучения грамоте объектом внимания детей выступает слово. Наблюдение за словом проводится с разных позиций и на разных уровнях. Эти наблюдения помогают развитию у детей языкового чутья и орфографической зоркости, способствуют формированию у учащихся ведущих приемов как изменение и сравнение. Предусмотрено практическое знакомство учащихся с однозначными и многозначными словами, с синонимами и антонимами, с прямым и переносным значением слов.
3. Формирование азов культуры речевого общения как неотъемлемой части общей культуры человека.
Содержание курса позволяет организовать целенаправленную работу по развитию всех видов речевой деятельности учащихся (слушания, восприятия, понимания, говорения, чтения).
Одним из основных средств формирования речевых умений выступает диалог (учителя и ученика; учащихся при работе в паре, диалоги, заключенные в букварных текстах).
Рассматривая речь как средство общения, необходимо отметить взаимообусловленность речевых навыков учащихся и их умения работать в паре. Одним из условий успешной работы детей в паре являются коммуникативные навыки. Работая в паре, учащиеся на практике совершенствуют навыки общения.
4. Воспитание любви к чтению, развитие познавательного интереса к детской книге, начало формирования читательской деятельности, расширение общего кругозора первоклассников на основе разнообразного содержания используемых литературных произведений.
Уроки обучения грамоте являются начальной ступенью литературного образования учащихся. На доступном учебном материале дети учатся:
- понимать содержание и главную мысль произведения;
- понимать поступки и мотивы поведения героев, выражать своё отношение к ним;
Почувствовать красоту, самобытность и выразительность родного языка помогает знакомство учащихся с классическими произведениями русских поэтов и писателей, а также с удивительным миром русского фольклора: народными сказками, песнями, пословицами, поговорками, загадками, скороговорками, загадками, скороговорками, путаницами и считалками.
На уроках обучения грамоте учащиеся систематически знакомятся с разнообразными произведениями детской художественной литературы, входящей в круг чтения младшего школьника.
Содержание курса предполагает включение учебных материалов, воспитывающих у ребенка способность сопереживать, уважать историю своей страны, бережно и ответственно относится к родному языку.
Отличительные особенности программы
При отборе содержания курса «Обучения грамоте и развитие речи» учитывались не только устоявшиеся в дидактике принципы, но и новые: специфический принцип коммуникативной направленности в обучении языку, а также принципы развития и вариативности, отражённые в Концепции содержания непрерывного образования.
Учебный материал, отобранный в соответствии с принципом коммуникативной направленности, обеспечивает развитие соответствующих умений во всех видах речевой деятельности. Коммуникативная направленность обеспечивает взаимосвязь теоретических знаний с практическим речевым опытом детей, т.к. именно в речи реализуется коммуникативная функция языка – сообщение и общение.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания курса на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества в различных видах деятельности учащихся.
Принцип вариативности обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума образования и вариативной части. Данное разделение нашло отражение как в отборе содержания курса, так и в структуре учебных пособий.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания на его первичное закрепление. Она обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального образования и требований к уровню подготовки учащихся по русскому языку к концу обучения в начальной школе.
Вариативная часть включает задания на расширение знаний по теме, на их дополнительное закрепление, на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих способностей. Эти задания требуют от учащихся определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления. Вариативная часть предусматривает организацию как индивидуальной, так и коллективной проектной деятельности учащихся, которая предполагает по завершению каждого их двух периодов обучения грамоте. Все задания вариативной части выполняются по желанию и выбору учащихся. Важное место в вариативной части занимают задания, для выполнения которых необходима работа детей с источниками информации. В начальный период обучения грамоте дети учатся получать нужную информацию при общении со сверстниками, родителями, учителями.
В ходе выполнения разнообразных заданий дети учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий инвариантной и вариативной части предусматривает работу детей в парах постоянного и сменного составов. Выполняя эти задания, дети усваивают новые формы общения, учатся разрешать конфликтные ситуации.
В данной программе выделены основные требования к уровню знаний и умений учащихся. Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть учащиеся к концу периода обучения грамоте. В программе определены знания и умения, которыми учащиеся могут овладеть за счёт более полного усвоения содержания программы благодаря своим способностям и любознательности.
Особенности классов:
Учебный курс будет реализован в классах разного уровня подготовленности обучающихся. Для всех учащихся немаловажное значение на уроке имеет создание условий, где дети смогут наблюдать, играть, экспериментировать, высказывать свои предположения, осуществлять их проверку, обсуждать результаты деятельности и делать выводы. Реализация данного курса позволяет создать такие условия на уроке через работу в паре, группе, выполнение творческих работ, информационного поиска. Наличие в содержании курса инвариантного минимума образования и вариативной части дает возможность каждому ребенку класса эффективно развиваться относительно своего собственного уровня и подготовить прочную базу для дальнейшего обучения.
Описание изменений:
Целью этого курса является: помочь ребенку построить содержательный образ настоящего школьника. В календарно-тематическое планирование курса «Обучение грамоте и развитие речи» внесены уроки, связанные с контролем усвоения материала. Основная цель таких уроков: проверка усвоения детьми изученного материала, что позволяет сформировать у учащихся учебную мотивацию, отслеживать уровень усвоения предметных и метапредметных результатов, формировать адекватную самооценку.
В рабочую программу включены проектные работы по изученным темам. На этих уроках дети учатся самостоятельно ставить цель и задачи проектной работы, умению выполнять проект, следуя определенному алгоритму, умению представлять свою работу и адекватно ее оценивать.
Формулировка отдельных тем скорректирована в связи с необходимостью более конкретного описания содержания урока, например,
«Слоги - Деление слов на слоги.», « Внеклассная деятельность учащихся - Защита проектов по разделу « Наша речь», « Закрепление изученного.- Звук [а]. Буквы А, а. Звук [у]. Буквы У, у.» и др..
С целью успешной адаптации обучающихся 1 класса в рабочую программу был включен курс «Введение в школьную жизнь», который рассчитан на 4 учебных часа: Инструктаж по ОТ и ТБ. «Умение выражать свои мысли, эмоции»; «Школьные правила вежливости»;
«Введение знаков «поднятая рука», «вопрос», «мы готовы»; «Учимся спорить».
В связи с тем, что в программе курса «Обучение грамоте и развитие речи» предусмотрено 4 часа резервных уроков.
Количество часов на отдельные разделы курса изменено. Количество часов за год не изменилось.
Название раздела
Количество часов по программе
Изменения
Обоснования
Введение в школьную жизнь
0 часов
4 часа
Наша речь
14 часов
15 часов
Алфавит
78 часов
73 часа
Итого за год:
92 часа
92 часа
Характерные формы организации деятельности обучающихся:
Для учебного курса «Обучения грамоте и развитие речи» характерны следующие формы организации деятельности обучающихся:
индивидуальная, парная, групповая, игровая деятельность;
самостоятельная или совместная деятельность;
проектная деятельность.
Организация деятельности обучающихся на уроке строится на основе системно-деятельностного подхода. Вводится специальный программный материал, создаются учебные ситуации с использованием мотивационных заданий учебника. Выстраивание системы заданий осуществляется с учетом любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.
Основные типы уроков в контексте ФГОС:
Урок изучения нового.
Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Урок закрепления знаний.
Цель: выработка умений по применению знаний.
Урок комплексного применения знаний.
Цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Цель: обобщение единичных знаний в систему.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Цель: определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Курс «Введение в школьную жизнь» реализуется через комплексные занятия, где первоклассники в игровой форме знакомятся друг с другом, с учителем, со школой, правилами поведения на уроке, с правилами работы в паре, группе, знаками «+», «-», «Хор», «Поднятая рука».
При изучении курса прослеживаются следующие межпредметные связи:
Связь с русским языком прослеживается при изучении следующих тем: «Предложение». «Знаки препинания». «Слог». «Звуки и буквы». «Ударные и безударные гласные». «Большая буква в именах и кличках животных, в географических названиях». «Использование слов он, она, оно». «Слова: в, на, за, под, к, с и другие». «Слова с противоположным значением». «Две роли мягкого знака в русском языке». «Разделительный мягкий знак». «Разделительный твердый знак». «Алфавит» Связь с математикой осуществляется при отгадывании и составлении ребусов, а также при изучении тем: «Число 1. Цифра 1», «Часть и целое, соотношение между ними. Отношения выше – ниже», «Сложение и вычитание в пределах 5», «Свойства величин», «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд». Связь с окружающим миром, ОБЖ прослеживается при изучении тем: «Дорожные знаки. Специальные знаки». «Виды транспорта». «Профессии людей». «Правила вежливости». Осуществляется связь с названиями растений, животных, грибов, природными явлениями.
2. Общая характеристика учебного предмета.
В курсе «Обучение грамоте и развитие речи» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слов на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения ( буквосочетания жи- ши, чу- щу, ча- ща, безударные гласные).дети учатся произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого- звуковой и звуко- буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Происходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем , что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях ( без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной информацией. В ходе чтения текстов «Букварь» идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ 2009г. На изучение курса «Обучение грамоте и развитие речи » в первом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 92 часа (23 учебные недели). Затем реализуется программа курса «Литературное чтение».
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов литературного чтения является осмысление интериоризация ( присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра - осознание себя как части мира , в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни ( будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили так).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе- это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно- популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности , самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества- осознание себя не только гражданином России, но и частью мирного сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
5. Результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
производить слогоударный и звукобуквенный анализы слов простой конструкции;
Обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
различать слова–названия предметов, слова–признаки предметов и слова–действия предметов;
различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
находить родственные слова в группе предложенных слов.
С целью диагностики предметных результатов в 1 классе планируются следующие виды работ:
Вид контроля
Вид работы
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4четверть
Итого
Промежуточный
контроль
Чтение наизусть
5 (об гр)
5(об гр)+6 (л.ч)
3(л.ч)
19
Пересказ
2(об гр)
5(об гр)
7(л.ч)
14
Диагностическая работа
Защита творческого проекта по разделу
1(об гр)
1(об гр)
2(л.ч)
4
Итоговый контроль
Проверка сформированности навыка чтения
1(об гр)
1(об гр)
1(л.ч)
3
Комплексная работа
1(об гр)
1(л.ч)
2
Диагностические работы по теме «Звуковая схема слова» выполняются на основе рабочей тетради к Букварю для 1 класса Т.М. Андриановой.
В результате освоения программы курса «Обучение грамоте и развитие речи» в 1 классе планируется достижение обучающимися следующих личностных и метапредметных результатов, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Обучение грамоте и развития речи»
Обучающиеся научатся:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
.
Обучающиеся получат возможность научиться:
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному;
осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи;
понимания здоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми)
Метапредметные результаты освоения курса «Обучение грамоте и развитие речи»
В области регулятивных УУД обучающиеся научатся:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Обучающиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий,
оценивать правильность выполнения задания;
в сотрудничестве с учителем ставить ко конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известнои усвоено, и того, что ещё неизвестно.
В области познавательных УУД обучающиеся научатся:
ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
В области коммуникативных УУД обучающиеся научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Обучающиеся получат возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
С целью диагностики метапредметных результатов в 1 классе планируются следующие виды работ:
Вид контроля
Вид работы
1
четверть
2
четверть
3
четверть
4
четверть
Год
Промежуточный
Коммуникативные УУД
«Рукавички» (методика Г.А,Цукерман и др.)
1
1
Итоговый
Комплексные работы
1
1( лит чт)
2
Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс.
Сроки проведения диагностических, проверочных работ могут варьироваться учителем в зависимости от возможных
изменений, происходящих в педагогическом процессе.
6. Содержание учебного предмета «Обучение грамоте и развитие речи»
Введение в школьную жизнь - 4 часа
Инструктаж по ОТ и ТБ. Умение выражать свои мысли, эмоции. -1ч
Школьные правила вежливости. -1ч
Введение знаков «поднятая рука», «вопрос», «мы готовы».-1ч
Учимся спорить.-1ч
Подготовительный (добуквенный) период - 15часов
Речь. Предложение. Слово. Речь способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы). Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания. Слова названия предметов, явлений окружающего
мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета. Слогоделение. Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Основной (букварный) период.-73ч
Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (з
·амокзам
·ок). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й,] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ. Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Понимание функции небуквенных графических средстви использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные). Различение слова и предложения. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).
Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике: обозначение гласных после шипящих (жиши, чаща, чущу); раздельное написание слов; перенос слов по слогам без стечения согласных; большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.
7. Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература
Для ученика
Для учителя
1.Андрианова Т.М. Букварь для 1 кл. четырёхл. нач. шк. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
2.Андрианова Т.М. Рабочая тетрадь к «Букварю» для 1 кл. четырёхл. нач. шк. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
3.Андрианова Т.М. Спутник Букваря: уч. пособ. для читающих детей: 1 кл. четырёхл. нач. шк. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
1.Андрианова Т.М. Букварь для 1 кл. четырёхл. нач. шк. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
2.Андрианова Т.М. Рабочая тетрадь к «Букварю» для 1 кл. четырёхл. нач. шк. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
3. Андрианова Т.М. Спутник Букваря: уч. пособ. для читающих детей: 1 кл. четырёхл. нач. шк. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
4.Андрианова Т.М. Обучение грамоте в 1 классе по «Букварю» Т.М. Андриановой и «Прописям» В.А. Илюхиной: методич. рекомендации, поурочные разработки.- М.: АСТ: Астрель, 2011.
Дополнительная литература
1.Толковый словарь С. И. Ожегова.
2.Словари: синонимов; фразеологизмов; пословиц и поговорок.
3.Детские художественные произведения для дополнительного чтения.
1.Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Часть 1, М.: Просвещение, 2010.
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2011. – (Станд. 2 - го поколен.).
3.Программа курса «Обучение грамоте и развитию речи», Т.М.
Андрианова – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
Интернет-ресурсы
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: 13 LINK 14http://school-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]15
Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронные образовательные ресурсы
1.Записи звуков природы
2. Тематические презентации по окружающему миру
Технические средства обучения:
Телевизор
Компьютер с учебно-программным обеспечением
Интерактивная доска
8. Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Тип урока
Содержание урока, основные виды учебной деятельности
Планируемые результаты
Формы контроля
Предметные
Личностные
метапредметные
Введение в школьную жизнь (5 часов)
1
Инструктаж по ОТ и ТБ.
Умение выражать свои мысли, эмоции.
комплексное
занятие
Выражать свои мысли, эмоции
Обучающиеся научатся:
выполнять школьные правила;
Обучающиеся получат возможность научиться: формировать умение вести дискуссию, умению выражать свои мысли, эмоции; пользоваться введёнными знаками.
Личностные
Будет сформировано: Формировать положительное отношение к школе. Познакомиться с учителем и одноклассниками. Понимание важности нового социального статуса « ученика».
Получат возможность для формирования: Познавательной мотивации
Регулятивные:
Обучающие научатся: Организовывать своё рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.
Получат возможность научиться:
Понимать цель выполняемых действий. Оценивать правильность выполнения задания.
Познавательные:
Обучающие научатся:
Понимать информацию, представленную в виде рисунков, схем.
Получат возможность научиться:
Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Коммуникативные:
Обучающие научатся:
Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного. Выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Получат возможность научиться:
Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению. Выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
Текущий
2
Школьные правила вежливости.
комплексное
занятие
Познакомиться со школьными правилами вежливости
Текущий
3
Введение знаков «поднятая рука», «вопрос», «мы готовы»
комплексное
занятие
Познакомиться с обозначением знаков «поднятая рука», вопрос», «мы готовы»
Текущий
4
Учимся спорить
комплексное
занятие
Познакомиться с алгоритмом ведения дискуссии
Текущий
Наша речь (15 часов)
5
Здравствуй, школа!
урок
изучения
нового
Познакомиться с первой учебной книгой- букварём и с рабочей тетрадью
с.3, р.т. с.3
Обучающиеся научатся:
Ориентироваться в букваре и в рабочей тетради
Обучающиеся получат возможность научиться: строить речевое высказывание. Определять смысл условных знаков в учебной книге.
Личностные
Будет сформировано:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту); адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
Получат возможность научиться:
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России; осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи; познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному; осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи.
Регулятивные:
Обучающие научатся:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий,
оценивать правильность выполнения задания;
в сотрудничестве с учителем ставить ко конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные:
Обучающие научатся:
ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Получат возможность научиться:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника.
Коммуникативные:
Обучающие научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Получат возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Текущий
6
Мы теперь не просто дети, мы теперь - ученики.
урок изучения нового
Познакомиться с социальным статусом детей – ученик
с.4-5
Обучающиеся научатся:
понимать важность социального статуса - ученик.Обучающиеся получат возможность научиться: обсуждать свою новую социальную роль школьника
Текущий
7
Мы живём в России. Наш общий язык - русский.
урок
изучения
нового
Дать представление о речи как о процессе общения между людьми
с.6-8,р.т. с.4
Обучающиеся научатся:
представлять речь как процесс общения между людьми.
Обучающиеся получат возможность научиться: определять последовательность учебных тем ( с опорой на маршруты)
Текущий
8
Как мы общаемся. Язык мимики и жестов.
урок
изучения
нового
Познакомиться с неязыковыми средствами устного общения: жестом, мимикой, движением, позой
с.9, р.т. с.4
Обучающиеся научатся:
пользоваться неязыковыми средствами устного общения.
Обучающиеся получат возможность научиться: использовать- жест, мимику, движение , позу при общении.
Текущий
9
Как зарождалась речь.
урок
изучения
нового
Дать первоначальное представление о том, как зарождалась речь
с.10
Обучающиеся научатся:
Рассказывать о том, как зарождалась речь.
Обучающиеся получат возможность научиться: комментировать последовательность иллюстраций в букваре.
Текущий
10
Устная и письменная речь.
урок
изучения
нового
Познакомиться с понятиями «устная речь», «письменная речь»
с.11, р.т. с.5
Обучающиеся научатся:
различать «устную» и «письменную» речь.
Обучающиеся получат возможность научиться: составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Текущий
11
Предложение.
урок
изучения нового
Познакомиться с графической моделью предложения.
с.12, р.т.5
Обучающиеся научатся:
пользоваться графической моделью предложения.
Обучающиеся получат возможность научиться: самостоятельно составлять схемы простых предложений.
Текущий
12
Знаки препинания.
урок
изучения
нового
Познакомиться с понятием «интонация» и со знаками препинания в конце предложения
с.13,р.т.6
Проверить сформированность навыков чтения
Обучающиеся научатся:
правильно ставить знак препинания в конце предложения.
Обучающиеся получат возможность научиться: по интонации определять знак в конце предложения.
Проверка сформированности навыка чтения
13
Предмет и слово.
урок
изучения
нового
Познакомиться со звуковыми схемами слов
с.14,р.т.с.7
Обучающиеся научатся:
различать предмет и слово; работать со звуковыми схемами слов.
Обучающиеся получат возможность научиться: соотносить название изображённого предмета со схемой слова, обозначающей этот предмет.
Текущий
14
Деление слов на слоги.
урок
изучения
нового
Дать представление о слоге как минимальной произносительной единице речи
с.15, р.т.с.8
Обучающиеся научатся:
определять количество слогов в словах и моделировать слоговой состав слова.
Обучающиеся получат возможность научиться: работать со слоговыми схемами слов.
Текущий
15
Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
урок
изучения
нового
Учить различать гласные и согласные звуки
с.16-17, р.т.с.9
Обучающиеся научатся:
различать гласные и согласные звуки.
Обучающиеся получат возможность научиться: соотносить названия предмета с его звуковой схемой.
Текущий
16
Звуки речи. Твёрдые и мягкие согласные звуки.
урок
изучения
нового
Учить различать твёрдые и мягкие согласные звуки
с.16-17, р.т.10
Обучающиеся научатся:
различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
Обучающиеся получат возможность научиться: моделировать звуковой состав слова.
Текущий
17
Ударение. Ударный слог.
урок
изучения
нового
Познакомиться с ударением и ударным слогом
с.18, р.т. с.11
Обучающиеся научатся:
определять место ударе-ния в слове и ударный слог.
Обучающиеся получат возможность научиться: определять на схеме место ударения в слове.
Текущий
18
Звуки и буквы.
урок
изучения
нового
Учить различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме
с.19, р.т.с.12
Обучающиеся научатся:
различать звуки речи и буквы, обозначающие эти звуки на письме
Обучающиеся получат возможность научиться: различать звуки и буквы.
Текущий
19
Защита проектов по разделу «Наша речь».
урок комплексного применения знаний
Выбирать тему для участия в проектной деятельности
с.20-21
Обучающиеся научатся:
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Обучающиеся получат возможность научиться: выполнять проектные работы.
Защита проектов
Алфавит-73часа
20
Звук [а].
Буквы А, а.
урок
изучения
нового
Познакомиться с маршрутным листом по теме «Алфавит», гласным звуком [ а ] и буквами А и а, обозначающими этот звук на письме
с.24,р.т. с.13
Обучающиеся научатся:
называть все буквы русского алфавита; распознавать звук [ а ] в словах.
Обучающиеся получат возможность научиться: определять последовательность учебных тем (с опорой на маршруты), рассматривать «А» как букву, слог и слово.
Личностные
Будет сформировано:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту); адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
Получат возможность научиться:
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, культуры России; осознания своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи; познавательной мотивации, интереса к русскому языку как к родному; осознания слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке; внимания к мелодичности народной звучащей речи.
Регулятивные:
Обучающие научатся:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий,
оценивать правильность выполнения задания;
в сотрудничестве с учителем ставить ко конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные:
Обучающие научатся:
ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Получат возможность научиться:
самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
Коммуникативные:
Обучающие научатся:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Получат возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Текущий
21
Звук [ у ].
Буквы У, у.
урок
изучения
нового
Познакомиться с гласным звуком [ у ] и буквами У и у , обозначающими этот звук на письме
с.25, р.т. с.13
Обучающиеся научатся:
распознавать звук [у] в словах.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать предложения со словами «А» и «У».
22
Звук [а]. Буквы А, а. Звук [у].
Буквы У, у.
урок закрепления знаний
Закрепить навыки работы со звуковыми моделями слов. Читать двузвучные слова
с.26, р.т. с.14
Обучающиеся научатся:
работать со звуковыми моделями слов
Обучающиеся получат возможность научиться: читать двузвучные слова.
Текущий
23
Обычные буквы - специальные знаки.
урок
изучения
нового
Познакомиться со специфичным использованием букв А и У
с.27
Обучающиеся научатся:
расшифровывать значение букв «А» и «У», используемых на транспорте.
Обучающиеся получат возможность научиться: отгадывать ребусы.
Текущий
24
Звуки [м], [м’]. Буквы М, м.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными ( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [м] ,[м’] и буквами М и м, обозначающими эти звуки на письме
с.28, р.т. с.15
Обучающиеся научатся:
читать двусложные слова, определять наличие в звучащем слове твёрдого [м] или мягкого [м,].
Обучающиеся получат возможность научиться: читать слоги и двусложные слова.
Текущий
25
Звуки [н], [н’]. Буквы Н, н.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [н], [н] и буквами Н, н, обозначающими эти звуки на письме
с.29, р.т. с.15
Обучающиеся научатся:
различать согласные по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: подбирать к звуковым моделям соответствующие слова.
Текущий
26
Большая буква в именах людей и кличках животных.
урок
изучения
нового
Использовать знания о большой букве в написании имён людей и кличек животных.
с.30
Обучающиеся научатся:
использовать правило употребления большой буквы в именах людей и кличках животных.
Обучающиеся получат возможность научиться: выделять среди слов имена людей и клички животных.
Текущий
27
Звуки [м], [м]. Буквы М.м. Звуки [н], [н]. Буквы Н, н .
урок закрепления знаний
Читать слоги и слова с изученными буквами
с.31,р.т. с.16
Обучающиеся научатся:
дополнять слоги до слов.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать слоги и слова с изученными буквами.
Текущий
28
Звук [о].
Буквы О. о.
урок
изучения
нового
Познакомиться с гласным звуком [о] и буквами О, о, обозначающими этот звук на письме
с.32, р.т. с.17
Обучающиеся научатся:
распознавать звук [ о] в словах.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать предложения, при записи которых использованы слова и рисунки; соотносить названия предметов со звуковой буквенной схемами.
Текущий
29
Звук [э].
буквы Э, э.
урок
изучения
нового
Познакомиться с гласным звуком [э] и буквами Э, э, обозначающими этот звук на письме
с.33, р.т. с.17
Обучающиеся научатся:
распознавать звук [ э] в словах.
Обучающиеся получат возможность научиться: наблюдать за делением слов на слоги и постановкой в словах ударения.
Текущий
30
Использование слов он, она, оно.
урок
изучения
нового
Использовать в своей речи слова он, она, оно
с.34
Обучающиеся научатся:
использовать в своей речи слова он, она, оно.
Обучающиеся получат возможность научиться: соотносить изображённые предметы с соответствующими словами он, она, оно.
Текущий
31
Звук [о]. Буквы О, о. Звук [э].
Буквы Э, э .
урок закреп-ления знаний
Читать слоги и слова
(с использованием материалов «Читального зала №1»
с.35,46-47, р.т. с.18
Обучающиеся научатся:
читать слова, записанные нестандартным способом.
Обучающиеся получат возможность научиться: тренироваться в чтении слогов и слов.
Текущий
32
Звуки [р], [р]. Буквы Р, р.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
(по твёрдости - мягкости) согласны ми звуками [р], [р] и буквами Р и р, обозначающими эти звуки на письме
с.36, р.т.с. 19
Обучающиеся научатся:
различать согласные по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: выделять в скороговорке наиболее часто повторяющиеся звуки.
Текущий
33
Звуки [л], [л]. Буквы Л, л.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [л], [л] и буквами Л, л, обозначающими эти звуки на письме
с.37,р.т. с.19
Обучающиеся научатся:
различать согласные по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: составлять рассказ по заданной теме (из 3-4 предложений)
сочинять чистоговорку со слогами ла-лу
Текущий
34
Звуки [р], [р]. Буквы Р, р. Звуки [л], [л]. Буквы Л, л.
урок закрепления знаний
Выполнять звуко-буквенный анализ слов
с.38, р.т.с.20
Обучающиеся научатся:
проводить звуко-буквенный анализ слов.
Обучающиеся получат возможность научиться: анализировать звуковой и буквенный составы слов, сочинять чистоговорку со слогами ра-ру
Текущий
35
Звуки [л], [л]. Буквы Л, л.Звуки [р], [р]. Буквы Р, р.
урок комплексного применения знаний
Тренироваться в чтении слов с пропущенными буквами
с.39, р.т. с.20
Обучающиеся научатся:
восстанавливать и читать слова с пропущенными буквами, слова- палиндромы.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать чистоговорки и находить в них схожие по звучанию слоги и слова.
Текущий
36
Звук [ы]. Буква ы.
урок
изучения
нового
Познакомиться с гласным звуком [ы] и буквой ы, обозначающей этот звук на письме
с.40, р.т. с.21
Обучающиеся научатся:
распознавать звук [ ы] в словах.
Обучающиеся получат возможность научиться: выявлять характерные особенности буквы ы (печатная буква состоит из двух отдельных элементов; отсутствуют слова, начинающиеся с буквы ы).
Текущий
37
Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой и.
урок
изучения
нового
Познакомиться с гласным звуком [и] и буквой И, и, обозначающими эти звуки на письме.
с.41, р.т. с.21
Обучающиеся научатся:
распознавать звук [ и] в словах.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать слова с мягкими согласными звуками.
Текущий
38
Звук [ы]. Буква ы. Звук [и]. Буквы И, и.
урок закрепления знаний
Тренироваться в словообразовании, в чтении слогов и слов ( с использованием материалов «Читального зала
№ 1»
с.42,46-47, р.т. с.22
Обучающиеся научатся:
образовывать слова из данных с помощью приставок (без использования термина).
Обучающиеся получат возможность научиться: читать слоги и слова с использованием материалов «Читального зала №1».
Текущий
39
Слова с противоположным значением.
урок
изучения
нового
Тренироваться в подборе слов с противоположным значением
с.43
Обучающиеся научатся:
подбирать слова с противоположным значением.
Обучающиеся получат возможность научиться: наблюдать за изменением слов по числам (один – много).
Текущий
40
Звук [й’]. Буквы Й, й.
урок
изучения
нового
Познакомиться с непарным мягким согласным звуком [й’] обозначающими эти звуки на письме.
с.44, р.т. с.23
Обучающиеся научатся:
определять на слух наличие в словах звука [й,].
Обучающиеся получат возможность научиться: правильно произносить и читать слова со звуком [й,] и буквой й.
Текущий
41
Звук [й’]. Буквы Й, й. Слова с противоположным значением.
урок закрепления знаний
Читать слова с буквой й. Познакомиться со словами с противоположным значением.
С 45, р.т 24
Обучающиеся научатся:
читать слова с буквой й. подбирать слова с противоположным значением
Обучающиеся получат возможность научиться: правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите, разыгрывать ситуации с опорой на иллюстрацию
Текущий
42
Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [б], [б’] и буквами Б, б, обозначающими эти звуки на письме
с.48, р.т.с .24
Обучающиеся научатся:
читать слова с буквой б, различать парные согласные по твердости и мягкости; выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи
Обучающиеся получат возможность научиться: правильно называть изученные буквы и находить их в алфавите.
Текущий
43
Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [п], [п’] и буквами П, п, обозначающими эти звуки на письме
с.49, р.т.с.24
Обучающиеся научатся:
различать парные согласные по твердости и мягкости; выбирать способ озвучивания некоторых предложений без использования речи.
Обучающиеся получат возможность научиться: составлять слово из первых букв названий предметов.
Текущий
44
Звуки [б], [б’]. Буквы Б, б. Звуки [п], [п’]. Буквы П, п.
урок закрепления знаний
Читать слоги и слова со стечением согласных звуков
с.50, р.т. с.25
Обучающиеся научатся:
различать парные согласные по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: овладевать плавным слоговым чтением или более совершенным способом чтения; находить слова одинаковые по написанию, но разные по значению.
Заучивание наизусть
45
Парные звонкие и глухие согласные звуки: [б]- [п], [б’]-[п’].
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по звонкости- глухости) согласными звуками : [б]- [п], [б’]-[п].
с.51, р.т.с. 25
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по звонкости и глухости; сопоставлять парные звуки по твёрдости-мягкости [б] - [б,] и [п] - [п,] и парные звуки по звонкости-глухости [б] - [п], [б,] - [п,].
Обучающиеся получат возможность научиться: подбирать антонимы к многозначным словам (с опорой на иллюстрации в букваре).
Текущий
46
Звуки [в], [в’]. Буквы В, в
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [в], [в’] и буквами В, в обозначающими эти звуки на письме
с.52, р.т.с. 26
Обучающиеся научатся:
Различать согласные звуки по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать слова с переносом на другую строку; находить «слово в слове», не меняя букв местами.
Текущий
47
Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [ф], [ф’] и буквами Ф, ф, обозначающими эти звуки на письме
с.53, р.т.с .26
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по твердости и мягкости.
Ученики получат возможность научиться: правильно называть изученные буквы.
Заучивание наизусть
48
Парные согласные звуки [в] - [ф] и [в’]- [ф’].
урок закрепления знаний
Чтение слов, различающихся одной буквой ( с использованием материалов) «Читального зала № 2»
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по звонкости и глухости.
Обучающиеся получат возможность научиться: наблюдать за сильной и слабой позициями звука [в] в предложенных словах.
Текущий
49
Звуки [в], [в’]. Буквы В, в. Звуки [ф], [ф’]. Буквы Ф, ф.
урок закрепления знаний
Познакомиться с парными
( по звонкости- глухости) согласными звуками :[в], [ф] ,[в’], [ф’]
с.55, р.т. с.27
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по звонкости и глухости.
Обучающиеся получат возможность научиться: наблюдать за сильной и слабой позициями звука [в] в предложенных словах.
Текущий
50
Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающими эти звуки на письме
с.58, р.т.28
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по звонкости и глухости.
Обучающиеся получат возможность научиться: находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать её.
Текущий
51
Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [к], [к’] и буквами К, к, обозначающими эти звуки на письме
с.59, р.т. с.28
Обучающиеся научатся:
читать слова со стечением согласных звуков
Обучающиеся получат возможность научиться: находить в словах общую часть.
Текущий
52
Звуки [г], [г’]. Буквы Г, г. Звуки [к], [к’]. Буквы К, к.
урок закрепления знаний
Познакомиться об участии буквы к в словообразовании ( рыба- рыбка)
с.60, р.т.с.29
Обучающиеся научатся:
объяснять специфику образования слов с помощью буквы к (образование уменьшительно-ласкательных слов, исключая имена).
Обучающиеся получат возможность научиться: читать слова и предложения с полученными новыми словами.
Текущий
53
Диагностика уровня достижения планируемых результатов по итогам года. Комплексная работа.
урок
контроля
оценки и коррекции
знаний
Обобщить знания по изученным темам.
Обучающиеся научатся:
Списывать текст, выполнять грамматические задания.
Обучающиеся получат возможность научиться: Контролировать и корректировать свою работу.
Комплексная работа
54
Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [д], [д’] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме
с.62,р.т.с.30
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: находить в тексте слово, используемое в разных значениях.
Заучивание наизусть
55
Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [т], [т’] и буквами Т, т, обозначающими эти звуки на письме
с.63,р.т.с.30
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по твёрдости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: выбирать наиболее точное название текста из нескольких предложенных.
Пересказ
56
Звуки [д], [д’]. Буквы Д, д. Звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.
урок закрепления знаний
Тренироваться в осмысленном и выразительном чтении
( с использованием материалов) «Читального зала
№ 3»
с.64,74-75,р.т.31
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: находить в тексте слово, используемое в разных значениях.
Проверка сформированности навыка чтения
57
Большая буква в географических названиях.
урок
изучения
нового
Рассмотреть правописание названий стран, населённых пунктов и рек.
с.65
Обучающиеся научатся:
узнавать географические названия среди других слов, правописанию с заглавной буквы названий стран, населенных пунктов и рек.
Обучающиеся получат возможность научиться: наблюдать за слабой и сильной позициями звука [д] в предложенных словах.
Текущий
58
Звук [ж]. Буквы Ж, ж.
урок
изучения
нового
Познакомиться с непарным твёрдым согласным звуком [ж], и буквами Ж, ж, обозначающими этот звук на письме
с.66, р.т.с.32
Обучающиеся научатся:
различать непарный твердый согласный звуком [ж], и буквы Ж, ж.
Обучающиеся получат возможность научиться: различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
Текущий
59
Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
урок
изучения
нового
Познакомиться с непарным твёрдым согласным звуком [ш], и буквами Ш, ш обозначающими этот звук на письме
с.67, р.т.с.32
Обучающиеся научатся:
различать непарный твердый согласный звук [ш], и буквы Ш, ш.
Обучающиеся получат возможность научиться: различать слова-названия предметов и слова-действия предметов.
Заучивание наизусть
60
Сочетание букв жи-ши.
урок
изучения
нового
Читать слова, содержащие сочетания букв жи-ши. с.68
Обучающиеся научатся:
читать слова, содержащие сочетания букв жи-ши.
Обучающиеся получат возможность научиться: использовать правило написания сочетаний жи-ши.
Текущий
61
Звук [ж]. Буквы Ж, ж. Звук [ш]. Буквы Ш, ш.
урок закрепления знаний
Познакомиться с парными
( по звонкости- глухости) согласными звуками [ж], [ш]
с.69, р.т.с.33
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по звонкости и глухости; наблюдать за слабой и сильной позициями звука [ж] в предложенных словах.
Обучающиеся получат возможность научиться: группировать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».
Заучивание наизусть
62
Звуки [з], [з’]. Буквы З, з.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [з], [з’] и буквами З, з, обозначающими эти звуки на письме
с.70, р.т.с.34
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: подбирать синонимы к названиям предметов; классифицировать слова-названия предметов, слова-признаки и слова-действия.
Пересказ
63
Звуки [с], [с’]. Буквы С, с.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [с], [с’] и буквами С, с, обозначающими эти звуки на письме
с. 71,р.т.с.34
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: подбирать синонимы к названиям предметов; классифицировать слова-названия предметов, слова-признаки и слова-действия.
Текущий
64
Звуки [з], [з’]. Буквы З, з. Звуки [с], [с’]. Буквы С, с.
урок закрепления знаний
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [с], [с’] и буквами С, с, обозначающими эти звуки на письме
с.72,р.т.с.35
Проверить сформированность навыков
чтения
Обучающиеся научатся:
подбирать слова антонимы к разным частям речи
Обучающиеся получат возможность научиться: объяснять использование букв в спортивной символике
Текущий
65
Слова: в, на, за, над, под, к, с и др.
урок
изучения
нового
Познакомиться со словами: в, на, за, над, под, к, с и др., служащих для связи слов в предложении
с.73
Обучающиеся научатся:
Использовать в речи слова: в, на, за, над, под, к, с и др., служащих для связи слов в предложении.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать слова и предложения с использованием предлогов.
Текущий
66
Сочетание звуков [й’э], [й’о]. Буквы Е, е и Ё, ё.
урок
изучения
нового
Познакомиться с буквами Е, е и Ё, ё, обозначающими на письме сочетания звуков [й’э], [й’о].
с.76,р.т.с.36
Обучающиеся научатся:
сравнивать слова, содержащие буквы е и ё
в начале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться: выявлять общий признак у изображённых предметов
Пересказ
67
Буквы е, ё- показатели мягкости предшествующих согласных звуков.
урок
изучения
нового
Познакомиться с использованием букв е, ё для обозначения мягкости предшествующих согласных звуков на письме
с.77, р.т.с.37
Обучающиеся научатся:
использовать буквы е,ё для обозначения мяг-кости предшествующих согласных звуков на письме.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать слова и предложения.
Заучивание наизусть
68
Диалог. Речевой этикет.
урок
изучения
нового
Познакомиться с правилами речевого этикета при ведении диалога. с. 80
Обучающиеся научатся:
правилам речевого этикета при ведении диалога.
Обучающиеся получат возможность научиться: использовать правила речевого этикета.
Текущий
69
Буквы Е, е и Ё, ё.
урок закрепления знаний
Выполнять звуко- буквенный анализ слов, содержащих буквы е, ё.
с.81, р.т.с.37
Обучающиеся научатся:
проводить звуко- буквенный анализа слов, содержащих буквы е, ё.
Обучающиеся получат возможность научиться: определять на слух наличие в словах звука [й,].
Пересказ
70
Сочетание звуков [й’у]. Буквы Ю. ю.
урок
изучения
нового
Познакомиться с буквами Ю. ю, обозначающими на письме сочетания звуков [й’у].
с.82,р.т.с.38
Обучающиеся научатся:
проводить звуко- буквенный анализа слов, содержащих букву ю.
Обучающиеся получат возможность научиться: выделять первую букву и первый звук в предложенных словах
Текущий
71
Сочетание звуков [й’а]. Буквы Я. я.
урок
изучения
нового
Познакомиться с буквами Я. я, обозначающими на письме сочетания звуков [й’а].
с.83, р.т. с.38
Обучающиеся научатся:
проводить звуко- буквен-ный анализ слов, содержащих букву я.
Обучающиеся получат возможность научиться: определять на слух наличие в словах звука [й,].
Текущий
72
Устное народное творчество.
урок
изучения
нового
Расширять и углублять знания о русских народных песнях и сказках с. 84
Обучающиеся научатся:
расширять и углублять знания о русских на-родных песнях и сказках.
Обучающиеся получат возможность научиться: рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к русским народным песням и сказкам.
Текущий
73
Буква ь. Мягкий знак - показатель мягкости предшествующего согласного звука.
урок
изучения
нового
Познакомиться с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука.
с.86,р.т.с.40
Обучающиеся научатся:
Определять букву ь как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающиеся получат возможность научиться: сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы.
Текущий
74
Мягкий знак- показатель мягкости предшествующего согласного звука.
урок комплексного применения знаний
Выполнять звуко- буквенный анализ слов, содержащих мягкий знак
с.87,р.т.с.40
Обучающиеся научатся:
читать, проводить звуко- буквенного анализа слов, содержащих мягкий знак.
Обучающиеся получат возможность научиться: подбирать к звуковым моделям соответствующие слова.
Текущий
75
Разделительный мягкий знак.
урок
изучения
нового
Читать слова с с разделительным мягким знаком
с.88,р.т.с.41
Обучающиеся научатся:
читать слова с
разделительным мягким знаком.
Обучающиеся получат возможность научиться: сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком.
Пересказ
76
Две роли мягкого знака в русском языке.
урок
изучения
нового
Различать мягкий знак в русском языке: показателя мягкости и разделительного
с.89,р.т.с.41
Обучающиеся научатся:
различать мягкий знак: показатель мягкости и разделительный мягкий знак.
Обучающиеся получат возможность научиться: устанавливать различие в словах с разделительным мягким знаком и в словах с мягким знаком – показателем мягкости.
Заучивание наизусть
77
Буква ъ. Разделительный твёрдый знак.
урок
изучения
нового
Познакомиться с разделительным твёрдым знаком
с.90 р.т.с.42
Обучающиеся научатся:
сравнивать написание и произношение слов с разделительным твёрдым знаком.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать слова с разделительным твердым знаком.
Текущий
78
Разделительный твёрдый знак.
урок закрепления знаний
Читать слова с разделительным твёрдым знаком
с.91,р.т.с.42
Обучающиеся научатся:
читать слова с разделительным твердым знаком.
Обучающиеся получат возможность научиться: дополнять словосочетания соответствующими словами с разделительным твёрдым знаком (с опорой на иллюстрации в букваре).
Заучивание наизусть
79
Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х.
урок
изучения
нового
Познакомиться с парными
( по твёрдости- мягкости) согласными звуками [х], [х’] и буквами Х, х, обозначающими эти звуки на письме
с.92,р.т.с.43
Обучающиеся научатся:
различать согласные звуки по твердости и мягкости.
Обучающиеся получат возможность научиться: находить сходство и различие в представленных парах слов.
Текущий
80
Звук [ц]. Буквы Ц, ц.
урок
изучения
нового
Познакомиться с непарным твёрдым согласным звуком [ц], и буквами Ц, ц обозначающими этот звук на письме
с.93,р.т.с.43
Обучающиеся научатся:
определять непарный твёрдый согласный звук [ц], и буквы Ц, ц .
Обучающиеся получат возможность научиться: находить сходство и различие в представленных парах слов.
Текущий
81
Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х. Звук [ц]. Буквы Ц, ц..
урок закрепления знаний
Правильно осмысленно читать с.94,р.т.с.44
Обучающиеся научатся:
правильно осмысленно читать.
Обучающиеся получат возможность научиться: находить в тексте ответы на поставленные вопросы.
Заучивание наизусть
82
Весёлые путаницы. Буквы Х, х. Буквы Ц, ц.
урок закрепления знаний
Расширять и углублять знания о путаницах (авторских и фольклорных)
с.95,р.т.с.44
Обучающиеся научатся:
сравнивать написание и произношение слов с гласными е, ы, и, стоящими после ц; непарных твёрдых согласных звуках ж, ш, ц;
Обучающиеся получат возможность научиться: придумывать различные варианты путаницы.
Текущий
83
Звук [ч’]. Буквы Ч, ч. Прямое и переносное значение слов.
урок
изучения
нового
Познакомиться с непарным мягким согласным звуком[ч’] и буквами Ч, ч обозначающими этот звук на письме
с.96,р.т.с.45
Обучающиеся научатся:
сравнивать написание и произношение слов с гласными е, ы, и, стоящими после ц; непарных твёрдых согласных звуках ж, ш, ц;
Обучающиеся получат возможность научиться: придумывать различные варианты путаницы.
Пересказ
84
Звук [щ’]. Буквы Щ, щ. Сочетание букв ча- ща и чу-щу.
урок
изучения
нового
Познакомиться с непарным мягким согласным звуком[щ’] и буквами Щ, щ обозначающими этот звук на письме и буквосочетаниями ча- ща и чу-щу.
с.97,р.т.с.45
Обучающиеся научатся:
определять непарный мягкий согласный звук [щ’] и буквы Щ, щ обозначающими этот звук на письме ; правильному написанию буквосочетаний ча- ща и чу-щу.
Обучающиеся получат возможность научиться: наблюдать за написанием и произношением слов с буквой щ.
Текущий
85
Шипящие согласные звуки.
урок
изучения
нового
Выразительно читать, находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию).
с.98-99,р.т.с.46
Обучающиеся научатся:
выразительному чтению текста.
Обучающиеся получат возможность научиться: находить в тексте слова с шипящими ж, ш, ч, щ (по конкретному заданию).
Наизусть
86
Алфавит.
урок комплексного применения знаний
Обобщать знания об изученных буквах и об алфавите.
Знакомство с различными авторскими стихотворениями азбуки. с.100
Обучающиеся научатся:
обобщать знания об алфавите и об изученных буквах.
Обучающиеся получат возможность научиться: находить место букв в алфавите.
Текущий
87
Необычные азбуки.
урок
изучения
нового
Познакомиться с различными авторскими стихотворениями азбуки. с.101
Обучающиеся научатся:
наблюдать за сходством различных стихотворных азбук.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать азбуки различных авторов.
Текущий
88
Из истории букварей.
урок
изучения
нового
Выражать полученные знания и свои достижения в обучении грамоте
с.102-103
Обучающиеся научатся:
сравнивать страницы старых букварей со страницами данного букваря.
Обучающиеся получат возможность научиться: совершенствовать навыки чтения и пересказа
Пересказ
89
Сказки - диалоги о животных.
урок
изучения
нового
Совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок.с.106-107
Обучающиеся научатся:
выразительно читать диалоги о животных.
Обучающиеся получат возможность научиться: совершенствовать навыки чтения и инсценирования сказок.
Текущий
90
Ребятам о сказках.
урок
изучения
нового
Расширять знаний о повадках лесных животных.
с.108-109
Обучающиеся научатся:
узнавать лесных животных по их повадкам.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать тексты - описания.
Текущий
91
Сказки в сказке.
урок обобщения и систематизации
Обобщать знания о сказках.с.110
Обучающиеся научатся:
использовать знания о сказках в учебной деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться: читать сказку по ролям.
Текущий
92
Защита проектов по разделу «Алфавит»
урок комплексного применения знаний
Выбирать тему для участия в проектной деятельности, выполнение проекта и защита проекта
с.104-105
Обучающиеся научатся:
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Обучающиеся получат возможность научиться: выполнять проектные работы
Защита проектов
Приложение 1
Текст для проверки сформированности навыков чтения на начало учебного года
Приложение 2
Текст для проверки сформированности навыков чтения на начало учебного года
Приложение 3
Коммуникативные УУД. «Рукавички» (методика Г.А. Цукерман и др).)
Цель диагностики: изучить уровень учебного сотрудничества первоклассников.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результатов.
Диагностика направлена на:
формирование деловых межличностных отношений первоклассников;
формирование у первоклассников умения принимать общую цель;
умение разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели;
умение соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности;
возможность учителю оценивать степень развития навыков сотрудничества.
Форма проведения: парная.
Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т.е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать.
Каждая пара получает изображение рукавичек в виде силуэта( на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
- умение детей договариваться, приходит к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
- взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
- взаимопомощь по ходу рисования;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное
( работают с удовольствием и интересом), нейтральное( взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное ( игнорируют друг друга, ссорятся).
Уровни оценивания:
Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем.
Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки( цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
°д
·
·А~
·
·
·
·
·
·ч15