Методическая разработка Родительское собрание «Родители и дети на дороге»
Управление образования администрации г. Белгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Станция юных техников»
Автор: методист МБОУ ДОД
«Станция юных техников»
Воронова Татьяна
Михайловна
г. Белгород, 2014г.
Содержание
Введение___________________________________________________1
Вступительное слово_______________________________________ 3
Анкетирование и опрос родителей___________________________ 3
Выступление педагога психолога_____________________________6
Выступление преподавателя по физической культуре__________7
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] _______________8
Итог_____________________________________________________10
Список литературы ______________________________________11
Приложение
ВВЕДЕНИЕ.
Сохранить жизнь и здоровье детей – значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы наши дети, гибнут тысячи взрослых людей.
Каждый день на улицы нашего города выезжают тысячи автомобилей, автобусов, троллейбусов и трамваев. Родители выступают в роли водителей и в роли пешеходов. И даже самое незначительное нарушение правил дорожного движения может привести к беде. А это значит, что из-за невнимательности взрослых дети на длительное время могут попасть в больницу, отстать в учебе и, самое страшное, погибнуть или стать инвалидами на всю жизнь.
Ребенок, придя в школу, уже имеет опыт путешествий по улицам и дорогам. У него уже сложились определенные навыки «транспортного» поведения – и правильные, и неправильные. Последних, к сожалению, больше. Это и перебегание через дорогу, вместо того, чтобы переходить мерным шагом, наблюдая за движением справа и слева. Это и постоянный переход улицы по «кратчайшему» пути – наискосок, выбегание из-за стоящих машин и других препятствий, мешающих обзору.
Цель:
- Организация совместной деятельности учреждений дополнительного образования с семьёй по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
- побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей;
- расширить представление о проблемах безопасности дорожного движения;
- предоставить родителям информацию о том, как помочь детям избежать критических ситуаций на дороге;
- активизировать деятельность родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- систематизировать совместную работу педагога и родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
- убедить родителей создать в семье положительную мотивацию соблюдения Правил дорожного движения.
Оборудование:
- анкеты для родителей,
- презентация «Памятка родителям»,
- выставка детских рисунков «Зеленый огонек»,
- распечатанные «Памятки родителям».
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Так как, одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы и гибнут дети. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинение сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому - детская жизнь. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.
Новизна методической разработки родительского собрания «Родители и дети на дороге» заключается в том, что изучение Правил дорожного движения так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее. Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому предлагается не только заранее проанализировать свой жизненный опыт с помощью анкетирования и опроса, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Родительское собрание «Родители и дети на дороге»
Ход собрания
Вступительное слово
- Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме - воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города.
- Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если они все равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще они не ходят самостоятельно по улице и не пользуются самостоятельно городским транспортом? Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Итак, работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того чтобы, она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям, то их практическое применение целиком ложится на плечи родителей. Сегодня мы предлагаем вам выработать единую педагогическую позицию в решении этой проблемы.
- Единство требований к детям - это условие безопасности детей.
Анкетирование и опрос родителей
- Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.
Анкета
1. Ваш ребенок знает:
название города, в котором живет; свой домашний адрес; название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;
название улицы, номер дома, квартиры, телефона;
свой домашний адрес не полностью.
2. Вы с ребенком добираетесь домой из школы:
пешком;
на транспорте.
3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:
переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;
переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;
переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.
4. Кто научил ребенка соблюдать Правила?
педагог в школе;
сами родители;
бабушка, дедушка.
5. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного движения?
ежедневно;
иногда;
очень редко;
не говорим на эту тему;
другие ответы.
6. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?
да;
нет;
затрудняюсь ответить.
7. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?
мой ребенок спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность садится на свободное сиденье; не высовывается из окна;
не сорит в салоне;
мой ребенок бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта.
8. Соблюдаете ли Вы сами Правила движения?
всегда соблюдаю;
не всегда;
не соблюдаю.
9. Нарушаете ли Вы Правила, когда идете вместе с ребенком?
нет;
иногда бывает, когда спешим;
не обращаем внимания на светофор и на машины.
10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов образовательного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:
будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;
будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;
неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители.
Опрос для родителей
- Попробуйте ответить на вопросы.
1.Какие виды пешеходных переходов бывают? (Регулируемые и нерегулируемые, наземные, подземные и надземные пешеходные переходы.)
2.Как следует переходить улицу, если отсутствует пешеходный переход? (Разрешается переходить улицу под прямым углом к краю проезжей части, на участке где она хорошо просматривается в обе стороны. Выходить на проезжую часть пешеходам разрешается только после того, как они убедятся, что переход безопасен и они не создадут помех транспортным средствам.)
3.Как следует держать ребенка за руку при переходе улицы? (Крепко за запястье, чтобы ребенок не вырвал руку.)
4.Как взрослый с ребенком должен входить в автобус? (Ребенок входит первым, взрослый за ним.)
5.Как взрослый с ребенком должен выходить из автобуса? (Взрослый выходит первым и помогает выйти ребенку.)
6. Почему на автобусных остановках, особенно в сырую погоду, надо находиться на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом? (Если площадка остановки мокрая, можно поскользнуться и попасть под останавливающийся транспорт. При скользкой проезжей части транспортные средства может занести на площадку, тротуар; они могут обдать людей грязью.)
7. Где и как нужно ожидать автобус? (Ожидать автобус нужно только на специальных посадочных площадках, если их нет, то на тротуаре или на обочине. Детей нужно держать за руку так, чтобы они стояли дальше от проезжей части, чем взрослые.)
Заслушиваются ответы родителей. В ходе опроса ведется анализ ответов родителей, подводятся итоги информированности родителей и анализируются анкеты.
Выступление педагога-психолога
Педагог-психолог объясняет родителям, что для безопасного поведения на улицах города необходимо, прежде всего, сформировать произвольное внимание ребенка, его способность сосредоточиться на дорожной ситуации.
Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. В этом помогут специальные игры на развитие произвольного, активного внимания, подобные тем, что мы приводим.
Игра - упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет педагогу создать рабочий настрой в объединении, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники игры (от 5 до 8 человек) по кругу называют себя по имени и каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех игроков команды.
Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В которой стоит задача выявить связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
Выступление преподавателя по физической культуре
Преподаватель объясняет, что для безопасности детей на улице необходимо формирование у них специальных двигательных навыков. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом (свисток, переключение светофора и т. д.) или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов (рядом что-то упало, начало двигаться или остановилось, неожиданно появилось из-за угла, раздался непонятный звук и т.д.).
Для формирования таких двигательных навыков, детей нужно постоянно упражнять в определении расстояния (далеко - близко, дальше - ближе), скорости (быстрее - медленнее), размеров (больше-меньше), видимости (кого видно, кого не видно, заслонен ли транспорт).
Двигательные умения и двигательный навык являются последовательными ситуациями на пути формирования двигательного действия. В результате неоднократного повторения двигательное умение автоматизируется и превращается в двигательный навык.
В младшем школьном возрасте совмещаются разнообразные статичные и динамичные упражнения. Важно уделять особое внимание четкости выполнения всех упражнений, правильному приземлению после прыжка, умению вписываться в поворот при беге.
При выполнении упражнений на координацию движения задача ставится более сложная: присесть, повернуться в обратную сторону или вокруг своей оси, различные положения рук во время движения (в стороны, за голову, за спину, на поясе). Выполняя упражнения важно не заставлять ребенка делать одно и то же слишком долго - это утомляет. Положение рук лучше менять чаще, как, впрочем, и сами упражнения, их можно делать с ребёнком на игривой площадке во дворе, при этом организовав детей, гуляющих вместе с вашим ребёнком - это и полезно и интересно обеим сторонам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
При выходе из дома
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта.
Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару
Придерживайтесь правой стороны.
Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу
Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги.
Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
Не стойте с ребенком на краю тротуара.
Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части
Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта
Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
Подходите для посадки к двери только после полной остановки транспортного средства.
Не садитесь в транспорт в последний момент.
Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки - это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта
Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения!
Итог
- Уважаемые родители, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения» - строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый - он охраняет от страшного несчастья, бережет жизни людей. Знать, помнить и соблюдать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Много правил есть у азбуки дорожной,Подружиться с ними каждому легко!Соблюдать их для себя совсем несложно,А шагать ты с ними можешь далеко!
- Я уверена, что наша встреча не прошла даром, и вы задумаетесь над теми вопросами на которые, возможно, раньше просто не обращали внимания. Мне очень хочется, чтобы в ваших семьях сложилась положительная мотивация соблюдения Правил дорожного движения и, как напоминание о сегодняшней встрече, я хочу поделиться с вами вот такими памятками. (Приложение 1,2,3,4) Читайте их вместе с детьми.
Счастливой и безопасной вам дороги! До новых встреч!
Список литературы
Ковалева Н. В. Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения для школьников. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Радзиевская Л. Ты и дорога. Серия «Азбука безопасности» для дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Оникс, 2006.
Раблях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе; Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2008.
Терентьева Н., Позина Е. Правила дорожного движения для детей.- М.: Стрекоза, 2002.
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
Приложение № 1
Советы родителям.
Маленький пешеход – большая опасность
Отправляя ребенка в школу, напоминайте о правилах безопасного перехода через дорогу – повторяемое много раз обязательно запомнится.
Основная проблема – дети появляются на дороге неожиданно, зачастую перебегая проезжую часть в неустановленном месте. Научите ребенка останавливаться перед проезжей частью. Остановившись, он лучше оценит дорожную обстановку. Также объясните, что стоящий у обочины транспорт создает помеху видимости и для пешехода, и для водителя, следовательно, переходить дорогу в этом месте опасно. Для безопасного перехода нужна хорошая видимость в обе стороны.
Осенняя погода таит в себе ряд опасностей. Например, капюшон, шапка или поднятый воротник могут мешать обзору дороги. Обходя большие лужи на тротуаре, дети могут выйти на проезжую часть. Утренний туман значительно ограничивает видимость как для водителя, так и для пешехода, и стоит подумать о приобретении для ребенка одежды и обуви со светоотражающими элементами, это сделает его более заметным на дороге.
Переходя дорогу с ребенком, четко следуйте Правилам дорожного движения, помните, что ваше поведение на дороге является для ребенка примером, и именно его он будет копировать впоследствии.
Приложение № 2
Памятка для родителей по правилам дорожного движения.
Коротко о главном.
Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.
Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено автоматизма.
Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
Приложение № 3
Памятка для родителей детей младшего школьного возраста по воспитанию грамотного пешехода:
Родители – активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности.В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
переходить дорогу можно только по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора и милиционером-регулировщиком;
в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки какие-либо предметы.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с ребенком на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства. Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из школы, самому найти дорогу домой, или наоборот, привести вас утром в детский сад.Не запугивайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность! Полезно читать ребенку стихи о Правилах дорожного движения и показывать рисунки с дорожными знаками и различными дорожными ситуациями. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки регулировщиков и организуйте игры по придуманным вами сюжетам, отражающим различные ситуации на улице. Игра хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас – родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Приложение № 4
Памятка
Пассажиру разрешается:
1. К городскому транспорту общественного пользования относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси.
2. Пассажиры не должны отвлекать водителей во время движения
3.Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке или на тротуаре.4.Входить и выходить из автобуса и троллейбуса разрешено после полной остановки.
Пассажиру запрещается:
1.Открывать двери транспортного средства, высовываться в оконные проемы во время его движения, препятствовать закрытию дверей транспортного средства, а также выбрасывать мусор и другие предметы, приводящие к загрязнению дорог и окружающей среды.
2.Выйдя из автобуса или троллейбуса, нужно дойти до пешеходного перехода и там переходить дорогу. При этом лучше идти на тот пешеходный переход, который находится позади транспортного средства.
3.Если в салон заходят пожилые пассажиры, школьники должны уступить им место.
13PAGE 15