Урок по окружающему миру на тему: Родители и дети


Технологическая карта урока окружающего мира
Класс: 4Б
УМК: «Школа 2100»
Тема: «Родители и дети».
Раздел: I. Как работает организм человека.
Тип урока: комбинированный.
Цель: формирование  представлений учащихся о рождении детей и о роли родителей в их воспитании.
Задачи:
1.Актуализировать знания о работе организма человека; выявить отличия в строении организма мужчин и женщин; познакомить с вынашиванием матерью ребенка; познакомить с ролью мужчин и женщин в семье; познакомить с причинами: почему лишь только взрослые могут иметь детей.
2. Продолжать развитие мышления: умения сравнивать, обобщать и делать выводы (логические познавательные УУД); речь: пополнять словарный запас, умение рассказывать; работать в парах или микрогруппах (коммуникативные УУД); умения формулировать учебную задачу, осуществлять самооценку и взаимооценку (регулятивные УУД); наблюдательность, память, воображение пространственное и временное.
3. Воспитывать интерес обучающихся к изучению организму человека, доброе отношение между мальчиками и девочками.
Планируемый результат:
Актуализируют знания о работе организма человека; выявляют отличия в строении организма мужчин и женщин; знакомятся с вынашиванием матерью ребенка; с ролью мужчин и женщин в семье; с причинами: почему лишь только взрослые могут иметь детей.
Продолжают развивать мышление: умение сравнивать, обобщать и делать выводы (Логически -познавательные УУД); речь: пополнять словарный запас, умение рассказывать; работать в парах или микрогруппах (Коммуникативные УУД); умения формулировать учебную задачу, осуществлять самооценку и взаимооценку (Регулятивные УУД); наблюдательность, память, воображение.
Проявляют интерес к изучению организма человека, доброе отношение между мальчиками и девочками.
Средства:
Книгопечатные: учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов – 4 – е изд., перераб. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2013.
Технические: компьютер, проектор. Экранно-звуковые: презентация.
Информационные источники:
http://school2100.com/pedagogam/lessons/beginnersХод урока.
Этап урока Д-ть учителя Д-ть обучающихся
I.Мотивация к учебной деятельности.
Личностные УУД: 1.формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;-Здравствуйте, ребята. Садитесь на места, спинки у всех прямые, закройте глаза и повторяйте за мной:
- Я в школе на уроке,
- Моя память крепка, голова ясна…
- Я как разведчик, всё замечу.
- Много знаний захвачу и в жизни их применю.
Открываем глазки, давайте начнем урок. Приветствуют учителя.
Эмоционально настраиваются на познавательную деятельность.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий.
Выявление проблемы. Регулятивные УУД
Комм. УУ Д
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. -Внимательно послушайте загадки и попробуйте отгадать, о ком или о чем идет речь?! –
Легко разложит он двукратный интеграл,И море перейдет, и басню сложит,И для меня он - смелый капитан,И я ему сготовлю с мамой ужин. (Папа)
Слайд 1 - Как вы догадались? Конечно же это папа. А вот еще одна загадка:
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,Просыпается так рано? –Лишь заботливая ...  (Мама)
Слайд 2 -И снова вы угадали, конечно, это наша самая любимая, дорогая мама! Слушаем следующую загадку:
Кто веселый карапузик –
Шустро ползает на пузе?Удивительный мальчишка –Это мой ...  (Братишка)
Слайд 3 -Это верный ответ, поднимите руку те, у кого есть брат? Слушаем дальше внимательно:
- Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? –Очень модная девчонка –Моя старшая ...  (Cестренка)
Слайд 4- Поднимите руку те, у кого есть сестра. Вы отгадали все загадки без затруднений.
Слайд 25- Дайте общее название получившимся словам-отгадкам.  (Семья)
-А что для вас значит слово семья?
Слайд 6- По словарю Ожегова, Семья – это группа живущих вместе близких родственников.
-Назовите членов вашей семьи.
- Как вы думаете, как называется поколение ваших бабушек и дедушек?
(Наводящие вопросы)
- А ваших мам и пап?
- Как же тогда называется ваше поколение?
- На какие две группы можно разделить членов одной семьи? 
-Попробуйте догадаться, какая тема сегодняшнего урока.
Слайд 7- Итак, “Родители и дети” - это тема нашего урока.
- О чем вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
Сегодня на уроке мы узнаем о рождении детей, о роли м и ж в семье, ответим на вопрос – «Почему лишь взрослые могут иметь детей?» и как должны вести себя м и д..
Слайд 8- Откройте учебник на стр. 52 – ой, посмотрите на картинки, подумайте, чем внешне женщины отличаются от мужчин?
-А чем же тогда отличается роль женщины от роли мужчины в семье?
-Действительно, ребята, женщина всегда должна быть женственной, а её роль в семье заботиться о ней.
-Мужчина же наоборот должен быть сильным, потому что он защитник своей семьи и по большей степени выполняет тяжелую мужскую работу. Отгадывают загадки, обращаюсь к личному опыту.
Вступают в диалог с учителем.
Знакомятся с новым словом.
Отвечают на вопросы.
Старшее поколение.
Среднее поколение.
Младшее поколение.
1 вариант: лица мужского и женского полаэ 2 вариант: родители и дети.
-Женщина хрупкая, женственная, утонченная, нежная,
А мужчина сильный, мускулистый, смелый, строгий и т.д.
– Они играют разные роли в семье, выполняют разную работу.
Обучающиеся актуализируют знания, делают вывод.
III. Изучение нового материала.
Регулятивные УУД 1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.

IV.ФизминуткаМужчина и женщина встречаются, у них появляется взаимная симпатия. Эта симпатия перерастает в любовь. Они связывают себя узами брака, и появляется новая семья. В каждой настоящей семье в любви рождаются дети.
Смотрим видеоролик.
-Ребята, а почему вы смеялись при просмотре данного ролика? Что было не так?
-Найдите в учебнике на с. 52 последний абзац и прочитайте его про себя до конца страницы 53-ей.
Слайд 9 Объединитесь в группы. Прочитайте текст и ответьте на вопросы, вы видите их на слайде:
- Сколько месяцев ребенок развивается в организме матери?
- Как ребенок дышит и кушает в организме матери?
- А чем питается малыш после рождения?
-А почему врачи рекомендуют кормить новорожденного материнским молоком?
-Какова же задача родителей после рождения малыша?
Слайд 10 Выполняем физ. минутку.
Слушают предисловие от учителя.
Обращаются к тексту в учебнике, самостоятельно его читают.
9 месяцев.
Через пуповину.
Материнское молоко
не содержит вредные вещества.
Вырастить ребенка здоровым и сделать его членом человеческого общества.
Самостоятельно работают с учебником.
Повторяют движения, взбадриваются.
V. Первичное закрепление.
Комм. УУ Д
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2.Умение работать в паре и в группах.
Роль мужчины и женщины в семье.
- Как распределяют обязанности ваши родители между собой?
- Продолжаем читать текст на стр. 54-ой. Со слов «В семье мужчина …» самостоятельно.
- Черты мужчины и женщины начинают формироваться еще в детстве.
-Откройте рабочую тетрадь на стр. 21- ой.
Обратите внимание на упражнение №2.
Прочитайте, что нужно сделать.
Выполните задание в паре. Свою готовность покажите посадкой.
-Чья пара хочет ответить?
-Оцените работу в паре.
-Откройте учебник на странице 54-ой.
Выполните задание в парах.
-Какая пара хочет ответить?
Слайд 11 - Возьмите чистый листочек, подпишите его.
Самостоятельно, на отметку выполните тест.
Слайд 12 -Поменяйтесь работами, проверьте друг у друга, сверьте ответы с ответами на слайде.
Ответы: 1 – В; 2 – В; 3 – А; 4 – АБ; 5 – БВ; 6 – А; 7 – АБВ; Продолжают читать текст самостоятельно.
Обучающиеся обращаются к личному опыту.
Вступают в парную работу. Выслушивают мнение одноклассника.
Выполняют тест.
VI. Рефлексия. Наш урок подходит к концу.
Слайд 13 Откройте дневник и запишите д.з.:
Написать сочинение на тему: «О какой семье вы мечтаете?» красиво оформить.
Слайд 14 Продолжите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
-Спасибо за урок! Обучающиеся подводят итоги урока.