Презентация по литературному чтению Русские поэты о природе


Предмет: литературное чтение
Класс: 4-в
Тема: Стихи русских поэтов
Учебник: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2014 г.
Тип урока: комбинированный (ведущий метод – частично-поисковый)
Цели: расширять представления детей о русских поэтах, их творчестве; учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, обобщать изученный материал.
Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Планируемые результаты обучения: предметные: повторение стихотворений русских поэтов; расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.
Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических графических и устных упражнений.
Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология
Основные понятия: русские поэты, жанры, темы, эпитеты, сравнения.
Ресурсы: презентация
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, в группах, просмотр презентации.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности.Оргмомент
Урок литературного чтения. Что вы ждёте от предстоящего урока? (Новых знаний,…)
А чтоб у нас всё получилось – пожелаем друг другу удачи .
На доске высказывание «Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела»
Джозеф Аддисон. Англия (слайд 1)
- Как понимаете это высказывание? Что развивает в человеке чтение?
- Зачем человек читает?
- Какие задачи вы поставите перед собой на уроке?
Ответы учащихся: чтение развивает ум, логику, нашу речь.
- Чтобы больше узнать.
( Слайд 2)
Оцените себя Личностные: самоопределение роли ученика.
Коммуникативные: умение слушать и слышать
Регулятивные: планирование работы на уроке
Актуализация знаний и выявление затруднений в деятельности.
Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий Мне хочется начать урок со стихотворения.
Мир был бы без тебя пещерой, что темна,
Иль морем, но без синевы.Без этой вечно блещущей прохлады,Иль садом без травы Без пенья соловья или цикады.Деревья стали б голы и черны,Сплошной ноябрь: ни лет, ни зим, ни вёсен.А люди б стали дики и бедны. А песни… Песен не было бы вовсе. 
О чём говорит автор? Без чего бы наша жизнь стала скучной и однообразной?
- Иногда мы слышим:
Поэзия летнего утра.Поэзия зимнего дня.Поэзия родной природы.
А что такое поэзия?
- Заменим слово "поэзия" словом «красота». Прочитайте, что получилось?
- Что вы теперь скажете?
Словарная работа
- Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова
- поэзия- это словесное художественное творчество, преимущ.стихотворное. Это произведения, в которых красота и прелесть чего-н., возбуждают чувство очарования.
На доску прикрепить слово поэзия
- Проведём словарный работу. Прочитайте слова: олицетворение, эпитет, метафора, рифма, строфа, жанр, поэт, баллада, пауза, логическое ударение.
- К какому жанру относятся записанные слова?
- Чем мы занимались на предыдущем уроке?
- Каков жанр произведений И.А.Бунина? А тема его стихов?
- Проверим д/з. Каждый свою работу оценит на листочках.Прочитаем наизусть стих-е «Детство»
- Какие рифмы использует И.Бунин в стихотворении «Листопад»?( с.43 – тетрадь, №1)
- Какие литературные приёмы использует И.А.Бунин?
- Найдите и прочитайте метафоры.
- Кого одушевляет поэт? Как называется такой приём в литературе?
(Без поэзии)
Детские ответы………
(Это когда воспевается красота окружающего мира)
(зачитывается значение слова поэзия )
Дети читают слова. Оценивают.
- Стихотворный жанр.
- Изучали поэзию И.А.Бунина.
- Стихи о природе, детстве.
Читают дети.
- Перекрёстные, парные и опоясовающие.
- Поэт использует эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.
- «Среди широкого двора», «пёстрый терем», «странно лес молчал, когда пурпурный блеск огня и злата пожаром терем освещал»;
- Одушевляется осень. Это олицетворение. Познавательные: анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии; учитывать разные мнения, стремиться к координации.
Коммуникативные: контролировать действия партнёра
Постановка учебной задачи.
Цель: организовать учащимися анализ возникшей проблемы и на этой основе выявить места и причины затруднения. («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока - Заполните схему (слайд 4)- авторы стихов о природе.
- О чём мы продолжим говорить на уроке?
- Игра «Вспомни и назови»
Звонким колокол ударом
Будит зимний воздух.
Мы работали недаром,
Будет светел отдых.
Этот поэт является лауреатам Нобелевской премии
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Сколько знаменитых романсов на стихи этого поэта! Кто же это?
Снежок порхает, кружится,На улице бело.И превратились лужицыВ холодное стекло.
- «Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит».
- Это стихи, изученные в 3-м и в 4 классах.
- Как вы думаете. Какова тема нашего урока?
Сегодня на уроке литературного чтения мы ещё раз поговорим о поэзии, вспомним знаменитых русских поэтов, обратимся к их творчеству. В течение всего урока вы будете себя оценивать на листочках. - О стихах, о поэтах.
(А.Блок «Рождество»)
(И.А.Бунин)
(К.Д.Бальмонт «Снежинка»)
С.Есенин
- Ф.Тютчев
Регулятивные:осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия;
Познавательный: осуществляют поиск нужной информации
Личностные:интерес к учебному материалу, способность к самооценке.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа средств их реализации. Работа в парах: - Откройте в тетрадях раздел «Проверьте себя», выполните задание №1. Какая пара справилась с заданием первая? Назовите стихотворения.
- Продолжим работу в парах. Выполните задание №3. -А.Блок. «Рождество», К.Бальмонт. «Снежинка», И.Бунин. «Гаснет вечер» Регулятивные: планирование, прогнозирование;
Познавательные: выполнение логических операций сравнения, подведение под понятия, структурирование знаний.
Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и незнания; внутренняя позиция школьника
Первичное закрепление.
Цель: построение учениками нового способа действия с проговариванием во внешней речи. - А как вы думаете, без чего не может существовать поэзия?
-Я –поэзия, друзья,
Жить без рифмы мне нельзя.
Люблю поэтам помогать,
Стихотворенья сочинять.
А вы знаете, что такое «буриме»? Это старинная игра, которая появилась в XVII веке. На заданные рифмы пишутся двустишья. Но сначала к ней нужно подготовиться. Порифмуем слова, например: тень-день, почки – звоночки. Попробуем… весна- …., ночка…., Молодцы! Но, а теперь вот вам рифма (в тишине – в вышине), работая в группах, составьте двустишие
Молодцы!
Очень часто стихи сопровождаются рисунком. Как вы думаете, просто так ли это..
Посмотрите на картинки и скажите к какому произведению она относится?
Одному нравится русская зима, другой сравнивает лес с теремом, третий с тоской вспоминает глухую песню ямщика.
Что их объединяет?
Без рифмы.
(они помогают читателю понять то, что хотел сказать автор)
Любовь к Родине, к России
Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность;
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес
Самостоятельная работа.
Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание, формировать умение его применять при решении задач, вызвавших затруднения Работа в группах. Заполнение кроссворда (тетрадь, с.46).
С.46 № 5, № 6, №7. Регулятивные : умение принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия;
Коммуникативные: умение работать в коллективе
Рефлексия
8. Дом.заданиеЧто такое лирика?
Я думаю у нас урок таким и получился.
- Покажите смайлики, как вы себя оценили.
- Выучить стихотворение И.А.Бунина по выбору. (что-то задушевное, нежное…) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: понимание причин успеха и неуспеха.
Самоанализ открытого урока по литературному чтению
ОС «Начальная школа ХХI века»
Учитель: Паницкая Татьяна Ивановна
Класс: 4
Краткая психолог-педагогическая характеристика класса
В классе 17 учащихся с разным уровнем обученности и разными психологическими особенностями. Есть дети с высоким уровнем обученности, есть - со средним, 1 учащийся с низким уровнем обученности, он прибыл с Украины.
Уроки литературного чтения детям нравятся, они затрагивают их эмоциональную сферу, материал уроков доступен детскому пониманию, воспитывает в детях этические понятия.
Авторы учебника:Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова «Литературное чтение» 4 класс ч.2, 2014 г
Тема: Стихи русских поэтов.
Тип урока: комбинированный (ведущий метод – частично-поисковый)
Цели: расширять представления детей о русских поэтах, их творчестве; учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, обобщать изученный материал.
Педагогические задачи: формировать элементарные умения, связанные с выполнением учебного лингвистического исследования; совершенствовать осознанное выразительное чтение, опираясь на средства выразительности; обогащать речь, привлекая внимание к образным средствам языка; пробуждать чувства детей, развивать потребность выражать своё мнение о прочитанном, об услышанном.
Планируемые результаты обучения: предметные: повторение стихотворений русских поэтов; расширение информационного поля о средствах выразительности в поэзии; приобретение опыта выразительного чтения.
Метапредметные: регулятивные: готовность использовать полученную подготовку в учебной деятельности при решении практических и творческих задач; освоение способов решения задач проблемно-поискового характера; владение операциями сравнения, анализа, обобщения; установление аналогии.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при фронтальной работе, при работе в парах и группах.
Личностные: формирование эстетических потребностей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; мотивация бережного отношения к духовным ценностям; овладение оценочными навыками.
Методы: фронтальный диалог, работа с учебником, метод демонстраций, проблемно-поисковый, исследовательский (лингвистический эксперимент), деятельностный метод практических графических и устных упражнений.
Технологии: технология обучения сотрудничества, технология проблемного обучения, игровая технология
Основные понятия: русские поэты, жанры, темы, эпитеты, сравнения.
Ресурсы: презентация
Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, в группах, просмотр презентации.
1.На уроке использовались разнообразные формы работы, смена видов деятельности, что способствовало поддержанию интереса к уроку.
2. Проблемные ситуации разрешались путем исследования проблемного материала.
3. Выбранные приёмы и методы обучения способствуют формированию знаний и умений учащихся в соответствии с задачами урока, развивают образное мышление, чувственную сферу детей, обогащают их представление об окружающем мире.
4. Высокая активность и работоспособность учащихся , их заинтересованность в работе говорит о развитии детей в разных направлениях в соответствии с принципами развивающего обучения.
5. Учащиеся умеют работать в парах, в группах, показали умение вести монологическую речь, вести дискуссии, высказывать своё мнение.
6. Учащиеся показали хорошие знания о творчестве русских поэтов.
Лист самооцениванияЗа каждый правильный ответ ставьте себе «+», а за каждый неверный – «-»
Высказывание Высказывание Высказывание Словарный диктант Словарный диктант Словарный диктант Дом.заданиеДом.заданиеДом.задание Игра Игра Игра Работа в тетрадях Работа в тетрадях Работа в тетрадях ДвустишинДвустишие Двустишие Кроссворд Кроссворд Кроссворд Лист самооцениванияЗа каждый правильный ответ ставьте себе «+», а за каждый неверный – «-»
Высказывание Высказывание Высказывание Словарный диктант Словарный диктант Словарный диктант Дом.заданиеДом.заданиеДом.задание Игра Игра Игра Работа в тетрадях Работа в тетрадях Работа в тетрадях Двустишие Двустишие Двустишие Кроссворд Кроссворд Кроссворд