Применение приемов технологии развития критического мышления как средство реализации требований ФГОС


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Булзинская основная общеобразовательная школа»
Представление педагогического опыта
Применение приемов
технологии развития критического мышления
как средство реализации требований ФГОС
Выполнила: Хаерзаманова Л.Г.
учитель английского языка
МОУ "Булзинская ООШ"
2017г
"The philosophy of the school room in
one generation will be the philosophy
of government in the next." (Abraham Lincoln)
"Философия школьного класса в
одном поколении будет философиейправительства в следующем." (Авраам Линкольн)
ВВЕДЕНИЕ
Современная концепция модернизации образования предполагает кардинальное реформирование традиционной педагогической системы. Необходимость создания новой модели обучения вызвано тем, что выпускники образовательных учреждений редко находят применение приобретенным знаниям, ввиду недостаточно развитой их креативной составляющей. Высокая интенсивность современного урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение, недостаточный учѐт индивидуальных особенностей ведѐт к снижению мотивации, пропадает активность, снижается успеваемость. Всѐ это негативно влияет на учебный процесс в целом.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьѐзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам.
Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который входит в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное.
Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление, т.е. творческое, помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.Данные факторы обусловливают актуальность выбранной темы данной работы
Изменилось место образования в рамках стандарта. Образование на сегодня - это и важнейшая социальная деятельность и системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского гражданского общества
Функции образования в новых условиях тоже изменились. Образование должно обеспечить консолидацию общества в условиях роста его разнообразия, формирование российской гражданской идентичности личности, а также конкурентоспособность личности, общества и государства.
Противоречия или педагогические затруднения:
1. Несоответствие между индивидуальной познавательной деятельностью ученика и общественно- историческим познанием, т.е. теми уровнем, формами, методами познания, которыми ученик владеет и которыми он должен овладеть, т.е. которые предъявляет к нему общество 2. Несоответствие определяющего значения деятельности в развитии личности при преобладании объяснительно – иллюстративных методов обучения.
Стандарты второго поколения определяют следующие цели в обучении иностранным языкам:
Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в
совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенции
Развитие личности учащихся
Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД)
Проблема
Есть потребность в поисках технологии, позволяющей эффективно реализовать требования ФГОС.
Основная идея состоит в том, чтобы результаты моей работы соответствовали требованиям ФГОС. Для этого необходимо ввести в свою практику:
системно-деятельностный подход к обучению, акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся.
использование принципа метапредметности.
развитие универсальных учебных действий.
Тема :" Применение приемов технологии развития критического мышления как средство реализации требований ФГОС"
Технология развития критического мышления соответствует:
потребностям всех участников педагогического процесса
тенденциям федеральной образовательной политики
социальному заказу
Объектом данной работы является деятельность учащихся на уроках
английского языка.
Предметом данной работы являются методы и приемы организации
деятельности учащихся, способствующие эффективному усвоению изучаемого материала.
Чего я хочу добиться в результате применения технологии:
развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в
учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений)
пробудить желание учиться на протяжении всей жизни.
развития личностных УУД
реализовать требования ФГОС
Задачи :Изучение теоретической стороны вопроса.
Пристально изучить приемы технологии развития критического мышления и их влияние на эффективность обучения.
Разработать критерии оценки влияния приемов ТРКМ на разные аспекты иноязычного образования (познавательный, развивающий, нравственный)
Адаптировать приемы ТРКМ к урокам иностранного языка и применять их на разных этапах урока и различных типах уроков.
Новизна и оригинальность моего опыта
По сути, происходит принципиальное изменение образовательного пространства. Ученик из объекта становится субъектом учебной деятельности и применяемые методические приемы ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности.
Теоретическая база педагогического опыта
1. Педагогическое обоснование технологии развития критического мышления
Технология разработана Международной ассоциацией чтения университета
Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Технология развития критического мышления - это особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?
С 1996 года технология развития критического мышления прошла апробацию в школах многих стран.
С 1997 г. технология развития критического мышления в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России;
Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

Суть технологии вкратце можно сформулировать таким образом:
Перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, позволяющие самостоятельно «добывать» знания учащимися.
Активное использование предшествующего опыта и знаний учащихся.
Поощрение высказываний собственной точки зрения, собственной позиции, обмена мнениями как между учащимися, так и между учителем и учениками.
Создание условий для аргументации сделанных выводов, суждений, позиций.
Стимулирование попыток учащихся к проверке и применению нового опыта, новых знаний в учебной деятельности и жизни.
Облегчение социализации учащихся.
Применение технологии дает ученику:
повышение эффективности восприятия информации через деятельность;
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение сотрудничать и работать в группе;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение критически мыслить;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
Технология предполагает развитие таких нравственных качеств личности, как:
умение брать на себя ответственность
наличие собственной нравственной позиции
толерантность
Эффективность этой методики практически полностью совпадает с требованиями ФГОС.
Основу технологии составляет трехфазовая структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
На первой стадии "вызова" ставятся следующие цели:
активизация имеющихся знаний;
пробуждение интереса к получению новой информации;
постановка учеником собственных целей обучения
Фаза вызова (evocation). Часто отсутствие результативности обучения
объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время многие известные ученые- дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом, пусть и опосредованно.
Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации
познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Это необходимо для того, чтобы они смогли, с одной стороны, увидеть собранную информацию в «укрупненном» категориальном виде, при этом в эту структуру могут войти все мнения: «правильные» и «неправильные». С другой стороны, упорядочивание высказанных мнений позволит увидеть противоречия, нестыковку, непроясненные моменты, которые и определят направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации. Причем для каждого из учащихся эти направления могут быть индивидуальными. Школьник определит для себя, на каком аспекте изучаемой темы он должен заострить свое внимание, а какая информация требует только проверки на достоверность.
На второй стадии «осмысление» необходимо ориентировать учащихся на:
получение новой информации;
корректировку учеником поставленных целей обучения
Фаза осмысления содержания (realization of mening). Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание
своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.
Третья «рефлексия» стадия должна обеспечить:
размышление, рождение нового знания;
постановку учеником новых целей обучения (на перспективу)
Фаза рефлексии (reflection). Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и
критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Использование приемов технологии критического мышления на разных стадиях урока
Стадия вызова· «Инвентаризация»· «Верите ли вы…»· «Ключевые слова»· «Тонкие» и «толстые» вопросы·  Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии Стадия осмысления· ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)· Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.· Зигзаг·Лекция·Поиск в тексте ответов на вопросы
Стадия рефлексии·   Ответы на вопросы·   Кластер·  Синквейн·  Проверка и обсуждение таблиц·   Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям·   Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы
Практические примеры использования некоторых приемов данной технологии.
"Кластер" ( «пучок», «созвездие», «гроздь»)
Кластер – выделение смысловых единиц текста и графическая их организация в определенном порядке ив виде грозди, пучка, созвездия. Технология составления: в центре доски (листа) записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется. Таким образом создаются ассоциативные цепочки; взаимосвязанные понятия соединяются линиями
Составление «кластера» позволяет:
свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы;
вспомнить, объединить и систематизировать ранее полученные знания ;оценить свой уровень знание по теме;
Возможности использования:
при систематизации,
повторении материала;
при работе с текстом;
при повторении в начале урока;
при введении в тему;
при сборе необходимого языкового материала;
при контроле.
Кластер также можно использовать при систематизации материала по
словообразованию. Например, предлагается задание: сгруппировать слова в кластере соответственно суффиксу или образовать новые слова.
Кластеры по страноведению позволяют систематизировать лексику по теме,
служат опорой для составления монологического высказывания по теме. Универсальность кластера заключается в том, что с ним можно работать на интерактивной доске, в форме защиты презентации, в тетради; индивидуально, в парах, в группах.
3937024130
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Основными преимуществами кластера является:
Кластер, созданный учащимися, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание обучающимися темы.
Для самих учащихся - это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.
Работа с кластером - письменная деятельность. Побуждает писать тех учеников, кто этого не любит.
32232601242060В групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной информации.
Пример:
Прием "Перепутанные логические цепочки
Прием "Логическая цепочка" известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель. Ученикам предлагается набор фактов (процессов, явлений), последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке. Такие задания довольно часто можно встретить в учебниках. На уроках английского этот прием можно использовать при работе с текстом на этапе вызова, или рефлексии. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
Примеры использования приема логическая цепочка
Для запоминания информации большого объема
Например, на уроках английского языка изучается биография писателя или необходимо составить монологическое сообщение по теме, и запомнить все ключевые факты сложно. Предложите ученикам составить логическую цепочку, зафиксировав все важные моменты.
Школа - частная- государственная- предметы - обязательные - по выбору - 6 уроков в день -школьная форма - одноклассники - учителя - образование и т.д.
(УМК О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова, Rainbow English, 6 cl. Unit1 Step2.3492553340 Задание:
Расставь слова в логическом порядке и подготовь пересказ текста.
Neva River, Winter Palace, capital, situated, tourists, famous for.
После составления цепочки важно, чтобы ученики могли "расшифровать" каждое звено: объяснить значение слов или фактов. Для облегчения каждое звено можно дополнить необходимой информацией.
Прием "Синквейн" - пятистрочный белый стих
1. Первая строчка - Одно существительное – тема синквейна.
2. Вторая строчка - Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
3. Третья строчка - Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
4. Четвертая строчка - Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
5.Пятая строчка - Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
38100 -3200400
На уроках английского языка использование синквейна помогает решить множество различных образовательных задач. Обозначим лишь некоторые возможности данного приема.
1Синквейн как прием постановки темы урока.
При этом в начале урока дети видят на доске синквейн с пропущенной первой строкой и по содержанию других четырех строк пытаются сформулировать тему синквейна, соответственно и урока.
ПРИМЕР. Тема «Hobby», 6класс.
(Hobby)
Interesting, popular, favourite.To collect, to play, to read.Tastes differ.
Free time.
2.Синквейн как обобщение работы по тексту.
При этом наиболее эффективной будет парная организация работы. Каждой паре дается 3-4 минуты для составления синквейна, после чего происходит обсуждение нескольких получившихся работ с последующим их объединением в один наиболее четкий синквейн. Впоследствии конечный вариант используется как опора для пересказа изученного текста.
ПРИМЕР. Тема “The Great Fire of London”, 4 класс.
Fire.Great, strong.Burn, start, build.2nd September 1666.
Baker.
3.Синквейн как способ проверки домашнего задания.
Здесь возможно организовать работу следующим образом: пока одни учащиеся отвечают на вопросы по тексту, другие – составляют по нему синквейн. Если текст предварительно не был прочитан, – стихотворение не получится, поскольку синквейн требует полного осмысления темы.
4.Синквейн как закрепление вновь изученной лексики.
Учащимся предлагается в конце урока вспомнить, какие новые лексические единицы были изучены по теме. Получившуюся работу можно опять же использовать для составления краткого рассказа по теме.
ПРИМЕР. Тема «Earthquake», 8 класс.
Earthquake
Violent, destructive
Damage, destroy, breakIt may be awful
Disaster
5.Синквейн как игра на уроке-обобщении.
Принцип работы тот же, что и при постановке темы урока, только четыре строки (без первой) озвучивают сами учащиеся. При этом возможны «как индивидуальные, так и групповые «загадки».
ПРИМЕР. Тема «Hobbies».
(Reading)
Interesting, boring.
To read, to devour, to sit
Choose a book as you choose a friend.
Books. Doing sports
Extreme, individual.
To play, to swim, to skate
A sound mind in a sound body.
Activity.
Таким образом, синквейн — приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему и добиться более глубокого его осмысления. Его можно использовать абсолютно по любому предмету. Он учит детей находить самые точные слова и в лаконичной форме кратко передавать смысл всего текста. Синквейн обогащает словарный запас, подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу)
Результативность опыта я оценивала по следующим параметрам:
удовлетворенность детей процессом обучения; интерес к предмету " Английский язык"
участие в конкурсах и олимпиадах;
эффективность усвоения информации
Заключение
Эффективность применения технологии критического мышления
В ТРКМ есть технологический аспект, позволяющий четко организовать учебный процесс и при этом в комплексе решать важнейшие образовательные и воспитательные задачи  (дисциплинированность,  четкое  и внимательное выполнение заданий); Технология РКМ обучает  учеников умению самостоятельной обработки информации,  формирует самостоятельность мышления; ТРКМ  развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в коллективе; В    технологии ТРКМ  заложен  прием    взаимообучения.  Известно, что легче всего научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом;
Передача информации друг другу развивает  различные типы восприятия: аналитический, визуальный, аудиальный,  рефлексивный;  ТРКМ  развивает способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом ( трехфазная структура урока предполагает наличие рефлексии на каждой стадии урока и соответственно собственно рефлексии. Рефлексивный анализ проблем, осваиваемый учащимися, является необходимым условием выработки у них приемов самостоятельной постановки задач, гипотез и планов решений, критериев оценки полученных результатов.)  Хочется подчеркнуть универсальность этой технологии - она применима на любом предмете, на любом типе урока и на любом этапе.
Еще один несомненный плюс этой технологии, который должны оценить практикующие учителя - простота в применении, т.к. не требуется сложной подготовки, распечаток, специального оборудования. Только листы бумаги и творчество детей.
ЛИТЕРАТУРА
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009
Низиенко Е., Шмелькова Л. Введение новых государственных образовательных стандартов общего образования // Образовательная политика. – 2010. – № 1-2. – С. 108-113.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 59 с. – (Стандарты второго поколения).
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004
Харламова М.В. Использование “идейных сеток” на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. - 2005.- №1.-С.-3.
Шамис В.А. Развитие критического мышления младших школьников (на материале сравнения традиционной и развивающей технологий обучения): Дис. … канд. психол. наук. Казань,
Мередит К.С., Стилл Д.Л., Темпл Ч. Как учатся дети: свод основ: учебное пособие для проекта ЧПКМ. – М., 1997
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Интернет-сайты, связанные с тематикой критического мышления
http://www.psyfactor.org/lybr7.htm