Урок русского языка Имя существительное. повторяем то, что знаем


Краткосрочное планирование урока русского языка для учащихся 4 класса

Неделя 3 День 2 Урок №1
Тема занятия: Имя существительное. Повторяем всё, что знаем.
Ссылка: Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс, 2014 – 2015 учебный год; среднесрочное планирование, 2014г.
Общие цели: Организация деятельности по обобщению знаний учащихся об имени существительном как части речи и его грамматических признаках. Отработка умения определять грамматические признаки у имён существительных.
Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях. Создание условий для развития творческого потенциала учащихся через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке,   использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.
Результат обучения: Личностные универсальные учебные действия: формируют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, расширяют кругозор.
Регулятивные универсальные учебные действия: преобразуют практическую задачу в познавательную, проводят самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действий.Познавательные универсальные учебные действия: осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, умеют проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: строят речевые высказывания в устной форме, формулируют собственное мнение, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)
Ключевые идеи:
обучение в соответствии с возрастными особенностями через игровую форму урока;
использование технологии критического мышления способствует более глубокому осмысливанию и пониманию изучаемого материала.
работа в малых группах, работа в парах, использование диалога в классе способствует созданию атмосферы сотрудничества между учениками.
Обучение талантливых и одаренных учеников способствует достижению максимального успеха.
формативное и суммативное оценивание учебных достижений дает возможность для повышения мотивации и качества обучения.
Ресурсы: Презентация; цветные фигуры (красные, жёлтые, зелёные, синие); голубые полоски; слова – правила для работы в группе; стул; музыка к минутке чистописания;Этапы урока: Деятельность учителя: Деятельность учащихся:
Орг. момент:
Прогнозирование
Актуализация знаний. Проблемно – диалогическая технология.
Минутка чистописания
Словарная работа «Какое слово лишнее?»
Грамматические признаки имён существительных. Игровые технологии.
Разноуровневые задания
Игра «Один - много».
Физминутка для глаз:
Здоровьесберегающие технологии.
Род имен существительных.
Игра «Эстафета».
Презентация мини-сообщений
« Знаете ли вы, что…» Компетентностно-ориентированные технологии.
Физ.минутка.
Закрепление.
Подведение итогов. Рефлексия.

Игра «Да- нет». Разноуровневая дифференциация.
Рефлексия
Психологический настрой через приветствие детей. Проверка готовности к уроку.
Тренинг «Стул, на котором хорошо». (стул стоит в центре кабинета)
- Это не обычный стул, а особенный. На нём сидеть очень удобно и приятно. Не верите?! Хотите посидеть на нём?
Задание: - Скажи о сидящем на особом стуле что – нибудь хорошее.
Рекомендации: ученики А,В,С.
ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ (по цветным фигурам)
ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ В ГРУППЕ (на доске)
- Человек, устроен так, что чем бы он не занимался, он хочет добиться успеха, только тогда он чувствует удовлетворение от своего занятия. А чтобы был успех на уроке, мы всегда должны придерживаться следующих правил:
- СЛЫШАТЬ И СЛУШАТЬ;
- ВНИКАТЬ И РАЗМЫШЛЯТЬ;
- АНАЛИЗИРОВАТЬ И РЕАГИРОВАТЬ;
- ОЦЕНИВАТЬ.
- Необходимо добавить, что на сегодняшнем уроке каждый из вас попробует себя в роли учителя и будет исполнять роль ученика. А я буду лишь консультантом, буду подсказывать, направлять вас. Пожелайте успехов себе и мне на уроке, тогда занятие получится увлекательным и интересным. Я буду рада вашим полным, доказательным ответам, проявите инициативу и творчество.
- А девизом нашего урока будет пословица «Знание собирается по капле».
- Как вы её понимаете?
/ Сценка из комедии Д.Фонвизина «Недоросль»./
Учитель: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Учитель: Вот эта(показывает на дверь).
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Учитель: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.
-Так что же такое имя существительное? Объясните Митрофанушке, как определить, является ли слово именем существительным.
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
- Как бы вы сформулировали тему урока?
Слайд №1.
- Для чего надо повторять, какую цель перед собой поставим?
Слайд №2
Слайд №3
П.льто, праз.ник, п.н.дельник, п.завтр.кать, п.сок, п.тух, пл.ток, п.суда.
-Выписать только имена существительные, вставить пропущенные буквы.
-Какое слово лишнее? Почему?
Рефлексия.
-А теперь проведём взаимопроверку, сверяя ответы соседа по парте с записями на экране.
Слайд №4
- Возьмите голубую полоску и отметьте на ней вершину, которую достиг ваш «сосед». Если все буквы вставлены правильно, то отмечаете самую высокую точку на линии; если есть ошибки – точку отмечаете посередине.
1. Игра «По местам».
- Что называют имена существительные?
/Людей, животных, вещи, предметы, явления природы, состояния и чувства людей/
- На какие вопросы отвечают? /Кто? Что?/
- Какие имена существительные отвечают вопрос Кто? /Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные – на вопрос что?/
Слайд № 5.
Прочитайте. Слова, какой части речи, здесь перечислены?
Как определили?
Спишите слова так:
1 группа выписывает имена существительные, которые обозначают людей.
2 группа выписывает имена существительные, которые обозначают животных.
3 группа выписывает имена существительные, которые обозначают предметы, вещи.
4 группа выписывает имена существительные, которые обозначают явления природы.
По ходу записи обозначайте в словах орфограммы.
/Изменение имён существительных по числам/
-Изменить число имён существительных.
1 вариант:
Утёнок, тополь, улей, сосед, ребенок, пальто.
2 вариант:
Цыплята, края, сны, дни, люди, ножницы.
Слайд №6
-Какие слова вызвали затруднения?
/Не все имена существительные изменяются по числам/
«Горизонт» – движение глаз слева направо горизонтально
«Лодочка» – движение глаз по дуге книзу на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую
«Радуга» - движение глаз по дуге кверху на счет 1-2 в одну сторону, 3-4 в другую
«Пловец плывет к берегу» – на счет 1-4 смотрю на кончик пальца вытянутой вперед руки, на счет 5-8 продолжаю смотреть, но палец приближается к носу, потом другой рукой тоже.
«Яркое солнышко» – ослепило солнце – закрыть глаза ладонями (на 1-4), потом поморгать (5-8).
-Как определить род имени существительного?
Женский род запомню я
И скажу: «Она - моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, моё!
Это правило - твоё!
- Почему род – это постоянный признак имен существительных?
Каждая группа получает карточку, где записаны словарные слова в столбик. Ученики по очереди вставляют пропущенную букву, указывают род и передают карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.
- Не только в русском языке есть понятия рода имени существительного. Давайте узнаем и сравним, чем отличается категория рода в разных языках. Нам расскажут об этом ваши одноклассники.
*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых у существительных нет никакого рода: ни мужского, ни женского, ни среднего. Это казахский, английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий и другие. Их называют «безродовыми языками».
*Знаете ли вы, что…есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, румынский, молдавский.
* Знаете ли вы, что… есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Африки, Кавказа может быть до сорока родов. Их там называют «классами». Есть класс, обозначающий людей (сын, мать), класс животных (овца, лев), класс вещей (стол, нож) и другие классы. Назвали все предметы по порядку.
Теперь вас приглашают на зарядку.
Имена собственные и нарицательные.
Слайд № 7.
- Объясните, почему одно и то же слово написано по-разному?
Город Орёл очень красивый. Своё гнездо орел свил высоко в горах.
Составьте свои предложения, где имена существительные являются именами собственными и нарицательными.

-По какой теме мы закрепляли знания? /Имя существительное/.
- Какова была цель нашей деятельности? /Закрепить, повторить, выяснить, где затруднения/.
- А как достигли поставленной цели, мы узнаем после работы с тестом.

Тест 1 уровня:
Поставьте знак «+», если согласны с утверждением, или «-», если не согласны.

1.Существительное- часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
2. Существительное обозначает действие предмета.
3. Существительное обозначает предмет.
4. Имена собственные пишутся с маленькой буквы.
5. Имена собственные пишутся с большой буквы.
6. Имена существительные изменяются по родам.
7. Имена существительные изменяются по числам.
8. Я называю одушевлённые существительные:
- дерево, товарищ, вьюга, малыш.
9. Я называю имена существительные женского рода:
- осень, лето, дождь, школа.
Тест 2 уровня.
Закончи предложение.
1. Имена существительные отвечают на вопросы……..
2. Имена существительные обозначают ……..
3.С маленькой буквой пишутся имена существительные…….
4. С заглавной буквой пишутся имена существительные …..
5. Имена существительные изменяются по …….
6. Имена существительные имеют ……..
7. На вопрос кто? отвечают ……
8. На вопрос что отвечают…….
9. Определите род имен существительных.
Вечер, роса, поле, ива, луна, крыша, шампунь, кенгуру, какао.
-А теперь проверьте свои знания по образцу.
Слайд с ответами 1 уровня.
Слайд №8
Лист с ответами 2 уровня.
1. Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?
2. Имена существительные обозначают людей, животных, предметы, вещи, качества человека, явления природы.
3.С маленькой буквой пишутся имена существительные нарицательные.
4. С заглавной буквой пишутся имена существительные собственные.
5. Имена существительные изменяются по числам.
6. Имена существительные имеют свой род.
7. На вопрос кто? отвечают имена существительные, обозначающие людей и животных.
8. Вечер (м.р), роса (ж.р), поле (с.р), ива (ж.р.), луна (ж.р.), крыша (ж.р.), шампунь (м.р.), кенгуру (м.р.), какао (с.р.).
-А теперь оцените свои знания по теме «Имя существительное».
Если вы все выполнили правильно, покажите зеленый цвет кубика, который обозначает «я все знаю и понимаю», если допустили ошибки, покажите желтый цвет, который обозначает « нужно еще поработать над этой темой».
- Какая пословица звучала на уроке?
- Вы набрали сегодня хоть капельку знаний? /Да/.
- Конечно, с каждым днем вы приобретаете знания, делаете шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением. Отчет консультантов по рядам.
Высказывания учащихся
Обсуждают в группе, определяют спикера от группы для зачитывания общего ответа
Читают учащиеся
Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу.
Дети показывают сценку.
Ответы детей.
Самостоятельно формулируют тему урока.
Когда мы повторяем, то выясняем, все ли понятно и над чем еще надо поработать. Очень важно понять, что я не знаю, и самому найти способ справиться с затруднениями.
Пишут в тетрадях.
Учащиеся выполняют задание.
Взаимопроверка по слайду №4.
Работа в группах.
Проверка. Представитель от каждой группы зачитывает слова и объясняет орфограммы.
Работа в группах. Проверка.
Вывод: в русском языке есть слова, которые не изменяются по числам. Они употребляются только в единственном или только во множественном числе.
Ученица читает стихотворение.
Учащиеся соревнуются по группам. После проверки определяется группа-победитель.
Подготовленные сообщения трёх учащихся: А,В,С.
Под музыку выполняют упражнения.
Взаимопроверка.
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Самопроверка по листу ответов.
Самооценка.
Последующее задание: Домашнее задание
Стр. 62 упр. 156 (устно), упр. 157 (письменно)
Последующее чтение: