Презентация к уроку русского языка. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: Почему надо грамотно употреблять иностранные слова?


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по русскому языку в 9 классе Тема: Почему надо грамотно употреблять иностранные слова? 1. Словарная работа (правописание иностранных слов) «Найди пару» (доска и карточки) лингвистика - наука о языкефонетика - раздел науки о языке, изучающий особенности звуков речисинтаксис - раздел грамматики, изучающий строение и значение синтаксических единиц (словосочетания, предложения, текста) орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания словморфемика - раздел науки о языке, изучающий состав словаэлегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустным настроением, одиночеством и др.карикатура - намеренно искажённое изображение лица, события или предмета, создаваемое с целью осмеяния 2. Синтаксическая 5-минутка – расставьте правильно знаки препинания и объясните их постановку: Чистота языка …это борьба за благородство души…не оплёвывающей памяти предков. ( Ф. Гладков) Из каких языков заимствуются слова? греческий: корабль, парус, философиятюркский: базар, арбуз, балыклатинский: каникулы монета, церемониянемецкий: штаб, галстук, парикмахерфранцузский: пьеса, шоссе, вальс английский: лидер, хоккей, футбол 5. Самостоятельная работа: Замените исконно русскими словами заимствования: Презентация коммуникабельный пленарное шоу имидж минимальный менталитет президиум подсекция кворум перманентно дискуссия индустрия конкретно фактически Слова для справок: зрелище, представление, облик, общительный, обычаи-привычки, разрешение-указание, непрерывно, промышленность, вполне определённо, реально, достаточное число участников, собрания для принятия решения, наименьший, публичное обсуждение, расширенное заседание, подразделение-часть, руководящий орган собрания. Как писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему 1. Тезис (нужно доказать)2. Доказательства (или опровержения). Аргументы 3. Вывод Работа над содержанием сочинения Тезис Доказательства (аргументы) 1 аргумент 2 аргумент 3 аргумент Заключение (вывод) Обратившись к словарю иностранных слов, выяснить, насколько оправданным является употребление заимствованных слов в каждом конкретном случае 1 группа - Стоматологическая клиника «Иллюзия» 2 группа – Парикмахерская «Аллюр»3 группа - магазин товаров для детей «Элегия» Сбор аргументов надо грамотно, правильно употреблять иностранные слова в речи;обязательно обращать внимание на значение иностранного слова. Если оно неизвестно, обращаться к словарям;не использовать иностранные слова там, где есть возможность заменить их русскими словами (подбор синонимов) Работа над выводом - Ребята! Какой вывод мы могли бы сделать? Употреблять слова нужно внимательно, избегая иностранных слов там, где в этом нет необходимости, следить за правильностью и грамотностью речи. «Восприятие чужих слов, а особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка»(Александр Сумароков) Домашнее задание: Дописать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: «Почему надо грамотно употреблять иностранные слова? » (40-50 слов). Ввести в текст деепричастные обороты.