Конструкт урока по русскому языку Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Конструкт урока
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет русский язык
Учитель Кузьмина Оксана Александровна
Тип занятия Актуализация знаний
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема урока Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Цель урока 1. Обучающая:обучение приемам написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
2. Развивающие:развитие монологической речи учащихся (устной и письменной), умения анализировать и делать выводы; выделять главное.
3. Воспитывающая:Воспитание любви к родному языку.
Техническое обеспечение Проектор, компьютер, интерактивная доска
Раздаточный материал к учебному занятию Тексты, задания по тексту
Форма работы коллективная
работа в группах
индивидуальная
Планируемый результат
Предметные умения
- совершенствование видов речевой деятельности расширение и систематизацию научных знаний о языке;
- осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
- формирование навыков проведения анализа текста;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;
- приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-усвоение гуманистических традиционных ценностей многонационального российского общества;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатов;
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- проводить анализ учебного материала;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.Технология изучения
Этапы урока Форма работы УУД Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Организационный Коллективная регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Коллективная познавательные:
- выполнять анализ; обобщение;
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
- Сегодня нам предстоит написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Постановка вопросов для определения целей урока.
- Какие цели мы можем перед собой поставить?
Ответы на вопрос.
Совместное определение цели урока.
Актуализация знаний Групповая
коллективная познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение; осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли.
- Давайте вспомним алгоритм написания текста-рассуждения.
Работа с интерактивной доской. На доске даны составляющие текста-рассуждения, нужно составить алгоритм.
Тезис, вывод, аргумент 1, аргумент 2, пример 1, пример 2. Ответы на вопрос. Высказывание детей.
На интерактивной доске обучающиеся составляют алгоритм сочинения-рассуждения.
Применение полученных знаний
Групповая познавательные:
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль
Каждой группе даются пять тем сочинений на лингвистическую тему.
- Определите, что объединяет данные темы.
Работа с темами. Ответьте на вопросы:
- О чем каждое высказывание?
- Что именно автор говорит о лингвистическом явлении?
- Что новое и самое важное говорит автор высказывания?
- Сформулируйте тезис к одному из высказываний. Работа в группах. Выступление одного человека от группы, другие участники группы могут дополнить ответ.
Обучающие в группах отвечают на вопросы по каждому тексту. Каждая группа выступает с одной темой.
Каждой группе дается высказывание. Формулируют тезис.
ФизминуткаКоллективная коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль
Выполнение физических упражнений
Применение полученных знаний
Групповая коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
познавательные:
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы
- Вспомним теоретический материал.
Работа с текстом.
- А теперь поработаем с текстом, который находится перед вами на столе.
Прочитайте текст самостоятельно, затем выразительно вслух и определите, какова тема и основная мысль текста?
- Найдите примеры в тексте и прокомментируйте их.
Работа с текстом в группе.
Выступление одного человека из группы, другие могут дополнить ответ.
Этап подведения итогов учебного занятия
Коллективная регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Подведение итога урока.
- Вернёмся к началу нашего урока, вспомним, какую цель вы сегодня для себя ставили?
- Достигли ли вы намеченной цели?
Соотносят полученный на уроке результат с планируемым (выполнен ли план урока).
Рефлексия деятельности
Индивидуальная Регулятивные:
Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного.
-Предлагаю оценить свою работу и работу класса на по схеме Шамовой.
2108207429500Я мы
2108201460500
2114556223000 Дело
Оценивают каждого учащегося – взаимооценка, самооценка
Д/з:
- Написать сочинение на лингвистическую тему.