Конспект урока по русскому языку. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Работа над содержанием текста.
Цели урока:
1. Продолжить формирование у учащихся навыков информационной деятельности (поиск, осмысление, переработка и использование информации для решения конкретных учебных задач);
2. Способствовать развитию навыков аргументации, структурирования материала;
3. Совершенствовать речевые умения и навыки учащихся;
4. Воспитывать интерес к лингвистике, внимание к авторскому слову как источнику анализа.
Задачи:
1. создать на уроке развивающую, эмоционально насыщенную образовательную среду, в которой ученик получит мотивацию для дальнейшей самостоятельной работы;
2. провести работу с понятиями лингвистическая тема, языковые явления, сочинение-рассуждение;
3. создать условия для овладения учащимися способами и приёмами понимания высказывания, создания текста на лингвистическую тему;
4. отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Организационный момент.
Актуализация знаний. Стимулирующее введение.
Продолжаем работать над сочинением. Вспомним, что нужно сделать, чтобы написать сочинение на лингвистическую тему.
Постановка цели учащимися. Учащиеся отвечают на вопрос: «Какие трудности испытывают при создании лингвистического сочинения?
Сложности возникают с содержанием текста. Над этим и будем работать в течение урока.
Алгоритм работы составляется в конце урока.
Работа с цитатами (индивидуально, затем в группах): Каждый ученик получает цитату, индивидуально работает с ключевыми словами, определяет смысл высказывания. После объединения в группы (по номеру карточки) учащиеся отвечают на вопросы:
- К какой лингвистической теме относятся цитаты?
- Какие лингвистические явления могут быть примерами?
Общий вывод оформляется на отдельном листе, вывешивается на доску. Учащиеся высказывают свое мнение.
Цитаты для групп
Стилистика.
Аверинцев А.А.: «Задача автора рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».
Виноградов В.В.: «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано».
Джанджакова Е.В.: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Кузнецов А.А.: «Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя".
Джанджакова Е.В.: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Солганик Г.Я.: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Морфология.
Ветвицкий В.Г.: «Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты - зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».
Гвоздев А.Н.: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица».
Милославский И.Г.: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, - частиц и союзов».
Пешковский А.М.: «У каждой части речи свои достоинства».
Реформатский А.А.: «Местоимение - удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».
Реформатский А.А.: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как „запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно „освобождают игру” знаменательные слова».Лексика
Виноградов В.В.: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе».
Виноградов В.В.: «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими».
Емельянова О.Н.: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего».
Новиков Л.А.: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».
Ожегов С.И.: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».
Солоухин В.А.: «Эпитеты - одежда слов».
Синтаксис.
Буслаев Ф.И.: «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
Валгина Н.С.: «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира».
Максимов Л.Ю.: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
Шанский Н.М.: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».
Солганик Г.Я.: «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам».
Реформатский А.А.: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Синтаксис».
Пунктуация.
Валгина Н.С.: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».
Паустовский К.Г.: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Львова С.И.: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Валгина Н.С. считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».
Валгина Н.С.: «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
Валгина Н.С.: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной - с помощью знаков препинания".
С помощью такой работы прорабатываются этапы создания сочинения: анализ цитаты и формулировка тезиса, подбор лингвистических явлений для аргументов.
Очень часто возникают ошибки: тезис и аргументы не соотносятся друг с другом. Побудем экспертами. Исправьте ошибки, приведите свои аргументы.
Учащиеся работают с текстом и сочинением на лингвистическую тему. Исправляют ошибки.
Текст
(1) Петя решил наскоро выкупаться.
(2)Но едва мальчик, разбежавшись, бултыхнулся в море и поплыл на боку, расталкивая прохладную воду коричневым атласным плечиком, как тотчас забыл все на свете.
(3)Сперва, переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели. (4)Он взошел на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчетливую чешую песчаного дна.
(5)На первый взгляд могло показаться, что дно необитаемо. (6)Но стоило только хорошенько присмотреться, как в морщинах песка обнаруживалась жизнь. (7) Там передвигались, то появляясь, то зарываясь в песок, крошечные кувшинчики рака-отшельника. (8)Петя достал со дна один такой кувшинчик и ловко выдернул из него ракообразное - даже были крошечные клешни! - тельце моллюска. (9)Потом мальчик заметил в воде медузу и погнался за ней. (10)Медуза висела прозрачным абажуром с кистью таких же прозрачных щупалец. (11)Казалось, что она висит неподвижно. (12)Но это только казалось. (13)Тонкие закраины ее толстого купола дышали и волновались синей желатиновой каймой, подобно краям парашюта. (14)Щупальца шевелились. (15) Она косо уходила вглубь, как бы чувствуя приближающуюся опасность.
(16)Но Петя настиг ее. (17)Осторожно - чтобы не прикоснуться к ядовитой кайме,
обжигающей, как крапива, - мальчик обеими руками схватил медузу за купол и вытащил увесистое, но непрочное ее тело из воды, с силой зашвырнул животное на берег. (18)Роняя на лету оторвавшиеся щупальца, медуза шлепнулась на мокрый песок. (19)Солнце тотчас зажглось в её слизи серебряной звездой. (20)Петя испустил вопль восторга и, ринувшись с мели в глубину, занялся своим любимым делом - стал нырять с открытыми глазами.
(21) Какое это было упоение!
(22) На глубине перед изумленно раскрытыми глазами мальчика возник дивный мир подводного царства. (23)Сквозь толщу воды, увеличенные, как в лупу, были явственно видны разноцветные камешки гравия. (24)Они покрывали дно, как булыжная мостовая. (25)Стебли подводных растений составляли сказочный лес, пронизанный сверху мутно-зелеными лучами солнца, бледного, как месяц.
(26) Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб. (27)Он нес на своих паучьих ногах дутую коробочку спины, покрытую известковыми бородавками моллюсков.
(28)Петя ничуть его не испугался. (29)Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (30)Их надо смело хватать двумя пальцами сверху за спину. (31)Тогда краб никак не сможет ущипнуть. (32)Впрочем, краб не заинтересовал мальчика. (33)Пусть себе ползет, не велика редкость. (34)Гораздо интереснее казались морские коньки. (35)Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей. (36) С точеными мордочками и грудками - ни дать ни взять шахматный конь, но только с хвостиком, закрученным вперед, - они плыли стоймя, прямо на Петю, сверкая перепончатыми плавниками крошечных подводных драконов. (37)Как видно, они совсем не предполагали, что могут в такой ранний час наткнуться на охотника.
(38)Сердце мальчика забилось от радости. (39)У него в коллекции был всего один морской конек, и то какой-то сморщенный, трухлявый. (40)А эти были крупные, красивые, один в одного. (41)Было бы безумием пропустить такой исключительный случай. (42)Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. (43)Но вдруг он увидел на обрыве отца. (44)Отец размахивал соломенной шляпой и что-то кричал.
(45)Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело и стал взбираться наверх.
(По В. Катаеву)
Валентин Петрович Катаев (1897-1986) - русский советский писатель, драматург, поэт.
Поработаем экспертами:
Александр Иванович Горшков писал: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Безусловно, это высказывание является верным. Например, в предложении 21 Валентин Петрович Катаев использует восклицательный знак для выразительности. А в предложениях 23-24 разные сравнения и метафоры. Их очень много в тексте.
Горшков был очень внимателен и хотел, чтобы писатели обращали внимание на выразительность, иначе у читателя не появится интерес к тексту и текст не произведет нужного впечатления.
Подведение итогов. Составляем алгоритм работы, вспоминая работу на уроке.
Памятка
Алгоритм работы над лингвистическим сочинением:
Прочитайте цитату. Подчеркните ключевые слова.
Определите, о каких языковых явлениях идет речь в цитате? Какие языковые единицы могут быть примером?
Прочитайте текст. Подумайте, какие примеры-языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть.
Определите роль этих явлений в тексте.
Напишите сочинение-рассуждение, объяснив свое понимание цитаты, указав роль выбранных вами языковых явлений, приводя примеры-аргументы из текста.
Оценочная деятельность.
Учащимся предлагается заполнить таблицу:
Фамилия, имя Кол-во выступлений (активность) Оценка группы Самооценка Примечание
1. - (информация не была полезной),
+ (урок был полезен)
! (обозначил моменты, на которые нужно повторить)
? (остались вопросы по материалу)