Реферат по теме :«Особенности географического положения России»
Реферат по дисциплине:
«Физическая география России и методы обучения с ИКТ»По теме:
«Особенности географического положения России»
Исполнитель:
Кирюхина Татьяна Васильевна
Содержание
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc478836212 \h 31. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны) PAGEREF _Toc478836213 \h 42. Геополитическое положение России PAGEREF _Toc478836214 \h 63. Транспортно-географическое положение России PAGEREF _Toc478836215 \h 10Заключение PAGEREF _Toc478836216 \h 14Список литературы PAGEREF _Toc478836217 \h 15
ВведениеЗарождение экономической географии в России относится к середине XVIII в. и связано с экономическими и политическими успехами страны, расширением ее территории, созданием всероссийского рынка.
Со времени петровских реформ в России начинается колоссальный по тем временам рост промышленности, многие ее отрасли приобретают мировое значение. Во второй половине XVIII в. внешнеторговый оборот России увеличивается впятеро. Еще быстрее растет внутренняя торговля - общий объем ярмарочной торговли в 1818 г. впятеро превосходит объем внешней торговли. С расширением границ России на Востоке, Кавказе, в Причерноморье, с включением в ее состав Польши и Финляндии московская торговля по новым дальним трактам (улучшенным грунтовым дорогам, соединяющим важные населенные пункты) достигает Охотного и Черного морей, проникает в глубинные горные долины Кавказа и оазисы Средней Азии. В середине XVIII в. ликвидируются внутренние таможни; в это же время в стране появляются первые банки. Размах хозяйственных связей, охвативших стремительно расширявшуюся территорию страны, развитие науки и культуры, новые государственные задачи требовали всестороннего изучения особенностей природы, хозяйства, населения всех частей гигантской территории страны, создания карт и атласов, составления комплексных, т.е. включающих и природу, и хозяйство, и население, описаний России в целом и ее отдельных частей, в том числе вновь осваиваемых, устранения "белых пятен" на карте страны, уточнения в представлениях о расположении и конфигурации рек, берегов морей, проливов, островов, о наличии и характере путей в дальние страны.
Цель работы – изучить особенности географического положения России.
1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны)Россия - самое крупное по площади государство мира - 17,1 млн км2 (1-ое место - Канада - 9,98; затем Китай - 9,6; 4-ое место - США - 9,4 и 5-ое место - Бразилия - 8,5 млн км2).
РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России - в Европе, 2/3 - в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км2 и 10 млн человек (см рис 2, стр 15, учебник Рома).
Северная материковая точка - мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка - мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.
Крайняя южная точка материка - на гребне главного Кавказского хребта - 41012' северной широты - на границе Дагестана и Азербайджана.
Крайняя западная точка - конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.
Крайняя восточная материковая точка - мыс Дежнева - на Чукотке. Самая восточная островная точка - остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).
Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени - она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.
Общая протяженность границ РФ - 60000 км, из них 40000 км - морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.
Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.
Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).
Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда - нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.
На юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.
2. Геополитическое положение РоссииГеополитика в России сегодня переживает свой ренессанс. Этот интерес вполне объясним, т.к. современный этап всемирной истории характеризуется серьезными сдвигами в сложившемся равновесии и требует принятия целого ряда неотложных политических решений. Изменение соотношения сил на мировой арене сопровождается крушением всего международного порядка, сложившегося после Второй мировой войны. В этой ситуации самым значимым событием стал развал СССР и социалистического лагеря, что явилось закономерным фактором исторического процесса. С распадом СССР произошли качественные изменения в структуре международных отношений, изменилось геополитическое и геостратегическое положение правопреемницы СССР - России.
Мировую геополитическую ситуацию России следует рассматривать в двух аспектах:
- военном (военностратегическом);
- геоэкономическом.
Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но, одновременно, Россия остается второй в мире, после США, ядерной державой. Текущая ситуация напоминает передел мира, хотя, в отличие от предыдущих его проявлений, нынешнее положение отличается иной основой взаимодействия силовых полей. Вот как это выглядит сегодня.
НАТО продвигается к границам России с запада и фактически контролирует бывшую сферу влияния СССР. Руководство НАТО объявило Закавказье и Среднюю Азию сферой своей ответственности. В регионах Закавказья и Средней Азии геополитическую активность проявляет также Турция. Утверждение в этом регионе Турции не приемлемо для России. Но в то же время Россия должна развивать отношения с Турцией как с черноморской державой. Это необходимо также и потому, что существуют проекты российско-турецких газопроводов. Вновь для России возникла проблема пользования проливами Босфор и Дарданеллы. Определенные политические круги Турции вновь возратились к доктрине "Черное море - турецкое море", используя экологический фактор риска прохода российских танкеров. Подобные запреты являются нарушением международной конвенции, принятой в Монтрё (Швейцария) в 1936г., согласно которой черноморские страны проводят через проливы корабли без ограничений присоблюдении установленных условий; проход военных кораблей нечерноморских стран ограничен по классу, тоннажу и сроку пребывания в Черном море.
Другой проблемой, не менее серьезной для России, является Китай. Россия и Китай имеют общую границу длиной около 4200 км. Ряд экспертов считают, что прогресс Китая в экономике представляет угрозу для России в форме постепенной китаизации редко заселенных областей Сибири и Дальнего Востока, тем более, что разрыв демографического потенциала между двумя странами огромен (Россия - 154 млн человек, Китай - 1,3 млрд.). По некоторым данным, в этом регионе России нелегально находится около 200 тысяч китайцев. В связи с этим одной из насущных задач является ограничение китайской экспансии.
Отношения России с Японией упираются в проблему Курильских островов (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи). Япония хочет присоединить их к своей территории и на этих условиях согласна подписать мирный договор с Россией. Россия не отрицает наличие территориальной проблемы между двумя странами, но возвращение Южных Курил не расценивается как удовлетворение законных претензий Токио.
Российско-американские отношения характеризуются неустойчивостью. В результате распада СССР США и Запад в целом ничего не потеряли, а в России и бывших союзных республиках разразился экономический кризис, распались союзнические связи, начался вывод советских войск из Центральной и Восточной Европы и Афганистана, потребовавший огромных средств. Россия не является для США равноправным партнером, но нужна им в первую очередь как противовес Китаю. Расширение НАТО, означающее приближение к непосредственным границам России, - это, безусловно, давление на нее. Поэтому все предложения о партнерстве необходимо рассматривать с точки зрения необходимости и выгоды для России.
В последнее время США занялись перестройкой структуры безопасности в Евразии и в Европе, в частности. Россия рассматривает это как ущемление ее государственных интересов, т.к. необходимо время, чтобы разобраться насколько разумна подобная перестройка, отвечает ли она требованиям государственного суверенитета, праву этнических групп на самоопределение и т.п. В связи с этим основное требование к партнерским отношениям, к которым призывают США, заключается в том, чтобы действия США и НАТО не были направлены на разрушение территориальной целостности России и ее интеграции в рамках СНГ.
Известно, что вплоть до середины XX в. одним из главных стремлений мировых держав было сохранение их влияния на обширных территориях в целях обеспечения контроля над ресурсами. Это поддерживало существование колониальных империй. Начиная с середины XX в., по мере развития процесса деколонизации стратегия великих держав меняется. Развитые государства стремятся установить контроль над потоками информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния велась в основном с помощью геоэкономических стратегий. Для России геоэкономическая стратегия означает, в первую очередь, переход на обдуманную, преимущественно экспортно-ориентированную модель развития внешнеэкономических связей, которая, со временем, даст ей рычаги влияния на мировые процессы. Экспортно-ориентированная модель развития страны предполагает, что страна-экспортер ориентируется в экспорте и импорте на страны-лидеры. Этот путь прошла Япония, и сегодня проходит Китай.
На Россию оказывается своего рода геоэкономическое "давление", т.к. она находится в окружении экономической Триады мира - на западе Европейский Союз, на востоке - Япония и тесно связанные с ней индустриальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на юго-востоке - Китай. Такая расстановка сил получила название системы Больших пространств (сфер). Обозначенные Большие пространства в начале XXI в. трансформируются и взаимодействуют под влиянием всеобщего процесса глобализации. Геополитика взаимодействия в сочетании с процессами глобализации финансов, транснационализации самых различных секторов экономики, создания переплетающихся в пределах всего геопространства стратегических альянсов между ТНК и т.п. превращается в геоэкономику.
В связи с этим для России актуальна не только реформа армии для повышения ее боеспособности, но прежде всего принятие серьезных решений в области геоэкономики. России предстоит решать проблему перевода внешнеэкономических связей на геоэкономические стратегии, основным содержанием которых является транснационализация экономики. Современное мировое хозяйство - это не только совокупность экономик национальных государств, связанных между собой обменом товарами и факторами производства, но и воспроизводственные цепи открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных группировок. У многих высокоразвитых стран, использующих геоэкономические стратегии, все больше стираются грани между внутренней и внешней экономикой. Как и куда впишется Россия, зависит от многих факторов, в том числе от воли и аналитических способностей российских политиков.
3. Транспортно-географическое положение РоссииГеополитическое положение России взаимосвязано с экономико-географическим положением (ЭГП), т.е. положением на экономической карте мира, отражающим положение по отношению к основным хозяйственным рынкам и центрам мировой экономики.
В свою очередь возможности (ЭГП) во многом определяются транспортно-географическим положением страны. Российская империя и Советский Союз имели четыре основных выхода в Мировой океан: во-первых, Балтийский, "прорубленный" Петром I в XVIII в. (Петербург, порты Прибалтики); во-вторых, Черноморский; в-третьих, Северный; в-четвертых, Тихоокеанский. С распадом СССР, образованием независимых государств возможности России для самостоятельного выхода к морским торговым путям резко сужаются на первых двух выходах - Балтийскому и Черноморскому.
У России на Балтике из крупных портов остались Санкт-Петербургский (Ленинградский) порт с грузооборотом в 11 млн. тонн и небольшие по мощности Выборгский и Калининградский порты, причем Выборгский порт отчасти используется Финляндией, в то время как Таллин, Вентспилс, Рига, Клайпеда стали портами новых независимых государств с грузооборотом около 75 млн. тонн.
Аналогичное положение сложилось в Черноморско-Азовском бассейне, где Россия имеет всего два порта: Новороссийск и Туапсе (60 млн. тонн). В то же время порты Украины (Одесса, Ильичевск, Херсон, Измаил, Мариуполь), а также порты Грузии (имея грузооборот в 100 млн. тонн) рассчитаны на многочисленные грузы других стран СНГ, прежде всего России.
Порты Балтии и Украины, предназначенные для внешней торговли, в настоящее время используются слабо. Поэтому должны быть достигнуты взаимовыгодные экономические соглашения для использования этих портов Россией, а также расширены существующие порты России, особенно на Севере и Дальнем Востоке. Несмотря на сложности транспортно-географического положения, новая Россия активно проводит свою новую экономическую политику. Понятие "экономико-географическое положение" (ЭГП) ввел в географическую науку Н.Н. Баранский. ЭГП широко используется в географии не только для оценки места стран на мировой карте, но и для определения отношения любого географического объекта (город, район и т.д.) к другим объектам расположения вне его. Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами. На Балтике у РФ остался только один крупный порт - Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский - небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург - порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга. В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе - 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов. В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск). Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере. Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол "Сибиряков" прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути - 14280 км, а через Суэцкий канал - 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока - его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный). Но и здесь создаются трудные проблемы - проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома]. На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода. Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей. На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест - 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки. Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.
Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии. При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.
ЗаключениеВ заключение необходимо отметить, что Россия занимает огромнейшую территорию, обладая колоссальным человеческим и природно-ресурсным потенциалом. На сегодняшний день это крупнейшее государство планеты и важный игрок на общемировой арене. Можно выделить самые главные особенности географического положения России, вот они: Обширность занимаемого пространства и огромная протяженность границ. Потрясающее разнообразие природных условий и ресурсов. Мозаичность (неравномерность) заселения и хозяйственного освоения территории. Широкие возможности торгового, военного и политического сотрудничества с разными государствами-соседями, в том числе с ведущими экономиками современного мира. Непостоянство и неустойчивость геополитического положения страны на протяжении последних десятилетий. Особенности географического положения России отличаются крайней выгодностью. Но этими выгодами (природными, экономическими, стратегическими и геополитическими) важно научиться правильно и рационально пользоваться, направляя их на увеличение мощи страны и благополучия своих граждан.
Список литературы1.География России. Учебник/ Под. Ред. А. В. Даринский, Б. В. Белоусов, И. Н. Белкина. -2015.-349с.
2. Тараканов Г.И. «Особенности влияния политических и географических факторов на экономический рост» // Проблемы современной экономики. 2014. № 4 (24).
3. Экономическая география России. Учебное пособие по географии/Под. Ред. И. А. Радионова -2012.-359с.
4. Экономическая география. Москва: Высшая школа, 1999.-362с.