Программа элективного курса Страноведение. Великобритания (9 класс)
Рассмотрено на заседании
школьного МО учителей Гуманитарного Цикла
Протокол № ______
от « ____» _________ 2012 г.
Утверждено на МС
школы с. Эрги-Барлык
Протокол № _____
от «_____» _________ 2012 г.
Программа элективного курса для 9 классов
«СТРАНОВЕДЕНИЕ. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ»
(с использованием информационных технологий)
составленная на 17 часов
Автор: С. А. Рычкова, апробированный учителем английского языка
МОУ СОШ с. Эрги-Барлык,
Салчак С.С.
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Курс предназначен для подготовки обучающихся 9 классов и рассчитан на 17 часов.
Программа настоящего курса разработана на основе «British studies optional course based on IT», разработанного в рамках British Council его участниками Олейнич А. А., Рычковой С. А., Семикиной Е. А., а также с учетом тем занятий, наиболее интересных для учащихся данного возраста. Отбор тем занятий проходил по результатам опроса учащихся.
Сюда включены самые разнообразные сведения о тех сферах жизни общества, которые не освещались или освещались в недостаточной степени в предыдущих классах: литература, музыка, образование, спорт, искусство, информация об известных людях.
Основными характеристиками элективного курса являются его вариативность, краткосрочность, деятельностный подход и оригинальность содержания.
Элективный курс повышает ответственность, стремление к организации свободного времени, интерес к обучению, коммуникативную компетенцию, мотивацию к самообразованию.
Цель курса - применение информационных технологий при формировании социокультурной компетенции, то есть способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях, что позволит обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.
Задачи курса: сформировать навыки и умения чтения с использованием материалов разной степени сложности из Интернета; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных текстов из Интернета, подготовленных учителем; совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения материалов, представленных учителем или кем-то из учащихся; совершенствовать умения письменной речи путем индивидуального или группового, письменного или устного составления ответов партнерам; пополнить как активный, гак и пассивный словарный запас современного иностранного языка, отражающий определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества.
Учебный аспект программы направлен на дальнейшее совершенствование навыков чтения, говорения, аудирования.
Познавательный аспект программы направлен на знакомство учащихся с различными сторонами жизни Великобритании.
Воспитательным аспектом является развитие толерантного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей родной культуры.
Содержание
Тема 1. Известные люди Великобритании.
Презентация музея восковых фигур Мадам Марии Тюссо. Знакомство с Линдой Маккартни, Чарли Чаплином, Томасом Эдисоном, шотландскими учеными, королевской семьёй, ирландской рок-группой U2. На уроке используется работа со словарем, Интернетом, аудиоматериалами.
Тема 2. Литература.
Знакомство с литературными жанрами. Информация о Британской литературе и писателях (Чарльз Диккенс, Агата Кристи, Оскар Уайльд, Уильям Шекспир). Работа с текстами, словарем, Интернетом, аудио- и видеоматериалами.
Тема 3. Легенды.
Знакомство с британскими легендами: легенда о Робине Гуде, легенда об Артуре. Работа с видеоматериалами, Интернетом.
Тема 4. Музыка.
Прослушивание информации об известном британском музыканте Джонсоне Е. Информация об отношении британцев к музыке. Работа с Интернетом, аудио- и видеоматериалами.
Тема 5. Спорт.
Прослушивание информации «Highland games». Презентация материала об отношении британцев к спорту. На уроке используется работа со словарем, Интернетом, аудиоматериалами.
Тема 6. Искусство. Информация о современном искусстве.
Что мы знаем о Hatfield house. Британская галерея искусств.
Тема 7. Образование.
Информация о разных типах учебных заведений (школы и университеты). Система образования Великобритании. Изучаемые предметы.
Тема 8. Общественное питание.
Высказывания известных людей о еде. Информация о традиционной кухне Великобритании. Пристрастия британцев. Место чая в жизни британцев.
Тема 9. Что мы узнали о Британии?
Сравнение социокультурных характеристик Великобритании и России.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п Наименование темы Всего часов Теория Практика Творческая работа Формы контроля
1 Известные люди Великобритании 2 1 1 Подготовка письменного варианта экскурсии по музею восковых фигур Проведение экскурсии
2 Литература 2 1 1 Подготовка письменного варианта экскурсии по литературной галерее Проведение экскурсии
3 Легенды 2 1 1 Поиск информации о рыцарях круглого стола. Поиск информации об Илье Муромце Проведение ролевой игры «Круглый стол»
4 Музыка 2 1 1 Поиск информации о разных музыкальных направлениях. Написание заметки о музыкальных предпочтениях своих сверстников Проведение ролевой игры «Радиопрограмма»
5 Спорт 2 1 1 Поиск материала для радиопрограммы о национальных видах спорта. Написание статьи для газеты Проведение ролевой игры «Радиопрограмма»
6 Искусство 2 1 1 Подготовка экскурсии по Тэйтовской галерее. Проект «Рекламный буклет по Русскому музею» Защита проекта
7 Образование 2 1 1 Ролевая игра «Преимущества и недостатки учебного заведения». Написание различий между русской и британской системой образования Ролевая игра. Реферат
8 Общественное питание 2 1 1 Подготовка к радиопрограмме. Сбор рецептов Кулинарная книга
9 Что мы узнали о Британии? 1 1 Подготовка презентации и составление викторины Защита презентации
Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий
В основу этого курса положен к овладению всеми аспектами иноязычной культуры коммуникативный подход: познавательный и развивающий все виды речевой деятельности. Ведущими видами речевой деятельности остаются чтение и говорение.
Знакомство с культурой страны происходит путем сравнения и постоянной оценки уже имеющихся знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. Сравнивая себя и зарубежных сверстников, учащиеся выделяют характерные общие и специфические черты, что способствует объединению, развития понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям.
Данный курс ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать приобретенные учащимися ранее знания, навыки и умения, сформировать новые и подготовить учащихся к сдаче экзаменов по английскому языку.
Применение эффективных приемов и методов: опорные схемы, перекрестное чтение, аудирование, аудирование с видеоподдержкой, использование ресурсов Интернета для поиска информации помогают повысить интерес учащихся к изучению предмета, активизировать умственную деятельность. Также в работе представлены задания, систематизирующие знания; упражнения, способствующие закреплению навыков сравнения; творческие работы, помогающие расширению кругозора учащихся, развитию самостоятельности мышления, устной и письменной речи.
Разработка данного элективного курса адресована преподавателям иностранного языка. Материалы могут быть использованы на уроках обобщающего характера, во внеклассной работе, во время проведения предметной недели в школе.
Требования к знаниям и умениям обучающихся по окончании курса
Изучение этого курса должно обеспечить развитие следующих умений и навыков у учащихся:
- знать национальные особенности Великобритании в соответствии с изучаемыми темами;
уметь сравнивать и проводить аналогии, обобщения при сравнивании фактов, явлений культуры, событий в культурной жизни Великобритании и России;
уметь вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая свое мнение и обосновывая его;
уметь самостоятельно подготовить устное сообщение по выбранной теме и выступить с ним;
уметь самостоятельно найти необходимую информацию по сети Интернет;
обобщить и систематизировать найденную информацию и представить ее в виде коллективных проектов, викторин, рефератов.
Литература для учителя
Томахин, Г. Д. Язык и культура Великобритании [Текст] / Г. Д. Томахин. - М.: Просвещение, 1999-2002.
Томахин, Г. Д. Countries of the United Kingdom [Текст] / Г. Д. Томахин. - М.: Просвещение, 1999.
The British Isles. - London, 1995.
Колодяжкин, Л. Н. This is Great Britain [Текст] / Л. И. Колодяжкин. -М.: Айрис Пресс: Рольф, 2001.
http://edu.tomsk.gov.ru/oro/zad рrfl prog.files/frame.htm
http://www.chengappa.demon.co.ul-c/planes/index.htmhttp://www.langust.ru/reviewЛитература для учеников
Headway. Intermediate / John & Liz Soars. - Oxford University Press, 1998.
Spotlight on Britain / Susan Sheerin, Jonathan Seath, Gillian White. - Oxford University Press, 1993.
Britain in Brief / сост. В. В. Ощенкова, И. И. Шустилова. -М.: Просвещение, 1999.
http://www/britishcouncil.m.
http://www.british-wildlife.comhttp://www.britannica/comhttp://www.longman-elt.com