Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут развития ребенка 1 г.о. с общим недоразвитием речи III уровня
Индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут развития ребенка 1 г.о. с общим недоразвитием речи III уровня
Направления Задачи обучения Содержание коррекционно-развивающей работы
1. Работа над звукопроизношением -проводить артикуляционную и дыхательную гимнастику;
-постановка звуков [с],[з],[ц],[ш],[ж], [ч], [щ], [л], [р];
- автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, фразах, свободной речи;
-дифференцировать звуки близкие по глухости-твердости, твердости-мягкости ([с]-[ш], [з]-[ж], [ш]-[ж], [л]-[р] и пр.) Упражнения, игры:
Артикуляционная и дыхательная гимнастика (см. индивидуальную тетрадь); «Попугайчики», «Повторяй-ка»
2. Развитие фонематического слуха и восприятия -развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки);
-учить дифференцировать на слух гласные и согласные звуки;
-учить выделять первый и последний звук в слове;
- учить определять наличие или отсутствие звука в слове;
- учить дифференцировать слоги и слова близкие по звучанию;
-учить находить слово с определенным звуком;
-учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Дидактические упражнения, игры, пособия:
«Что звучит?», «Найди пару», «Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Подбери картинки с заданным звуком», «Веселый поезд», «Разложи правильно», «Ромашка», «Четыре гнома», «Веселое название», «Поменяй один звук», «Полянка», «Где спрятался звук?», «Найди картинки» 3. Формирование лексико-грамматических категорий -расширять, уточнять и активизировать словарь;
-упражнять в словоизменении и словообразовании;
-формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий;
-формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий;
-формировать навыки грамматически правильного составления словосочетаний и предложений. Дидактические упражнения, игры, пособия:
«День-ночь», «Где находится», «Один-много», «Что для чего», «Чей хвост», «Скажи наоборот», «Когда это бывает?», «Веселый поезд», «Кто чем питается», «Подбери слова к рассказу», «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Назови одним словом».
4. Работа над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков) - учить произносить изолированно стечения согласных, вводить в слова;
-учить произносить слова сложной слоговой структуры (изолированно, в словосочетаниях, в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов); Дидактические упражнения, игры:
«Повторяй-ка», «Выбери схему», «Длинное - короткое», «Конец слова за тобой», «Какое слово получилось?»
5. Формирование связной речи -учить составлять простые распространённые предложения;
-обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом;
-обучать составлению описательных рассказов по схеме и без;
-работать над диалогической речью;
-обучать пересказу небольших рассказов и сказок.
Дидактические упражнения, игры, пособия:
«Найди картинки», «Один-много», «Когда это бывает?», «Подбери слова к рассказу», «Составь рассказ по схеме», «Составь рассказ по картинке», «Закончи предложение», «Какая картинка не нужна», «Исправь ошибку», «Четвертый лишний», «Отгадай-ка», «Фотограф».
6. Подготовка к обучению грамоте -учить выполнять звуковой анализ слогов и простых слов;
-учить делить слова на слоги;
-учить составлять схемы предложений, подбирать предложения по схеме.
Дидактические упражнения, игры, пособия:
«Волшебные звуки», «Красный и синий мячи», «Продолжи слово», «Поезд», «Звонкий-глухой», «Твердый-мягкий», «Ромашка», «Четыре гнома», «Найди пару»
7. Развитие мелкой и общей моторики, графических навыков -развивать мелкую моторику и графические навыки;
-совершенствовать координацию речи с движением.
Дидактические упражнения, игры, пособия:
«Спрячь фигуру», «Бусы», «Найди кристаллики», «Нарисуй по образцу», «Шнуровка», «Нарисуй на манке», «Что получилось?», «Веселые палочки», «Художники»8. Развитие понимания речи -развивать внимание к слову;
- учить понимать и объяснять значения некоторых слов;
- учить понимать многоступенчатые словесные инструкции.