План-конспект на тему: Католическая церковь в Средневековье (6 класс)
6 класс дата:21.03.17
Тема урока: «Католическая церковь в Средневековье»
Цели: создать условия для формирования представлений о возросшей роли католической церкви в политической и экономической жизни Средневековья, объяснить новые понятия христианского вероучения, дать характеристику средневековым ересям; познакомить с понятиями сословие, индульгенция, фанатизм, интердикт, инквизиция, орден.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты.
Предметные: знают, какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья, проводят сравнение западной и восточной церквей, раскрывают суть борьбы пап за светскую власть; умеют работать с историческим источником, характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе.
Познавательные: осознано и произвольно строят речевые высказывания, находят необходимую информацию в тексте, выделяют смысловые части.
Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, адекватно воспринимают оценку учителя, учитывая характер допущенных ошибок, принимают учебные задачи для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации, допускают возможность у людей различных позиций, стремятся к координации различных точек зрения при совместной деятельности.
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, проводят осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям.Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал
Основное содержание темы, понятия и термины: первое сословие; разделение церквей; борьба пап за светскую власть; католическая церковь и еретики; сословие, индульгенция, фанатизм, интердикт, инквизиция, орден.Методы обучения: проблемный; частично-поисковый; иллюстративный;
словесный;
Формы организации взаимодействия на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Организационная структура урока.
I. этап урока:
Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
II. этап урока:
Проверка домашнего задания:
карточка № 1 (для 1 варианта): Прочитай вопросы и подготовь ответ на них:
- Используя карту, расскажи, какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком?
- Как и зачем устраивали ярмарки? Какие из них были наиболее известны?
карточка № 2 (для 2 варианта): Прочитай вопросы и подготовь ответ на них:
- В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средние века?
- Чем занимались менялы, ростовщики и банкиры?
Ответ учащихся по карточкам.
III. этап урока.
Постановка учебных задач.
Тема нашего сегодняшнего урока
Выступление учителя:
- Как вы думаете, ребята, какие учебные задачи будет преследовать наш урок?.. (учащиеся отвечают, пытаясь самостоятельно вывести задачи урока. Учитель обобщает и координирует задание на урок):- Какую роль играла католическая церковь в жизни средневекового общества?
- Против чего выступали еретики?
- Как церковь боролась с еретиками?
Итак:
В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие. Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых. Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые - богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь - в глазах людей средневековья было против самой жизни. Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.
IV. этап урока. Изучение нового материала.
План:
1. Первое сословие.
2.Источники богатства церкви.
3. Разделение церквей.
4. Борьба пап за светскую власть
5. Против чего выступали еретики.
6. Борьба церкви с еретиками.
7. Инквизиция.
8. Нищенствующие ордены монахов.
Учитель: (беседа по вопросам)
- Какую роль играла христианская церковь в обществе раннего Средневековья?
- Вспомните, когда и при каких условиях образовался союз между одним из королей и христианской церковью?
- Кто был служителем церкви?
Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия:
1. "те, кто молится" (монахи и священники)
2. " те, кто воюет" (светские феодалы)
3. " те, кто трудится" (крестьяне, горожане).
Сословие - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.
Схема "Сословия средневековой Европы".
Перенос схемы в тетради учащихся.
Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом. (Дальше по тексту учебника стр. 127).
Учитель: Давайте найдем ответ на вопросы:
- Чему же учила людей церковь?
- Что проповедовала христианская мораль?
Дальше: и опять по тексту учебника стр. 128 найдите ответ на вопрос:
- Кого же церковь считала образцом, на кого надо было равняться?..
Богатства церкви.
- При этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.
Прочитайте раздел 2 на стр. 128 – 129 и ответьте на вопросы:
1. Что такое десятина?
2. Как назывались специальные папские грамоты о прощении грехов?
3. Каким еще образом католическая церковь добывала себе богатство?
Схема - плакат "Источники обогащения церкви".
Учитель:
- Сейчас работа в группах. Каждая (а всего групп 4) получает задание - карточку: раскрыть один из источников обогащения церкви используя текст учебника стр. 128-129).
I группа - задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;
II группа - продажа индульгенций;
III группа - церковные обряды;
IV группа - священные реликвии.
(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).
Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.
До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.
В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.
В тетрадь:
1054 - разделение Христианской церкви на Западную и Восточную.
Задание: прочитайте раздел 3 на стр.129 - 130 и заполните таблицу:
Восточная церковь
(православная) Западная церковь
(католическая)
Глава церкви Язык богослужения Кому нельзя вступать в брак (Выступление двух учеников, один из которых озвучивает колонку таблицы, касающуюся католической церкви, а другой - православной)
Итог: католическая и православная церковь - это ветви христианской религии.
V. этап урока.Первичное осмысление и закрепление знаний.
Задание: Прочитайте текст учебника стр. 130-132 и ответьте на следующие вопросы:
- Когда усилилась борьба пап за светскую власть?
- Сколько лет длилась эта борьба?
- Каковы ее результаты?
Работа с историческим документом: "Диктат папы", составленный Григорием VII. ( 131).
- Выразите суть этого документа в одном-двух предложениях?
- Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?
Учитель: В течении раннего средневековья на съездах высшего духовенства- церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух); о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом; празднование церковных праздников;
о существовании ада, рая, чистилища и др.
Но не все верующие понимали эти догматы. Многие сомневались. Им были не по душе действия церкви, жадность и испорченность духовенства. С каждым днем таких людей становилось все больше и больше. Это были горожане, рыцари, даже простые священники, монахи. Они открыто критиковали церковь: этих людей называли еретиками.
Запишем в тетрадь:
Еретик - противник господствующего вероучения церкви.
Учитель: - Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне свои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.
Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, сильно ли была церковь обеспокоена распространением ересей?..
Правильно. Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.
Учитель: - Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.
Запись в тетрадь:
Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.
Учитель: -Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские поддержали в начале XIII века ордены нищенствующих монахов-проповедников.
Запись в тетрадь:
Орден – организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения.
(рассказ учителя в объеме учебника п. 8)
VI этап урока.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Обобщающая беседа:
- Что мы изучали сегодня на уроке?
- Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
- Что в новом материале вас заинтересовало?
- Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание: параграф 16, записи в тетрадях.
Приложения (Рабочий лист) ученика(цы)_________________________________________________
Задание № 1
карточка № 1 (1 вариант): Прочитай вопросы и подготовь ответ на них:
- Используя карту, расскажи, какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком?
- Как и зачем устраивали ярмарки? Какие из них были наиболее известны?
карточка № 2 (2 вариант): Прочитай вопросы и подготовь ответ на них:
- В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средние века?
- Чем занимались менялы, ростовщики и банкиры?
Задание № 2
Самостоятельная работа по учебнику. «Богатство церкви»
Прочитайте раздел 2 на стр. 128 – 129 и ответьте на вопросы:
1. Что такое десятина?
2. Как назывались специальные папские грамоты о прощении грехов?
3. Каким еще образом католическая церковь добывала себе богатство?
I группа - задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;
II группа - продажа индульгенций;
III группа - церковные обряды;IV группа - священные реликвии.
(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).
Задание № 3: прочитайте раздел 3 на стр.129 - 130 и заполните таблицу:
Восточная церковь
(православная) Западная церковь
(католическая)
Глава церкви Язык богослужения Кому нельзя вступать в брак Задание № 4: Прочитайте текст учебника стр. 130-132 и ответьте на следующие вопросы:
- Когда усилилась борьба пап за светскую власть?
- Сколько лет длилась эта борьба?
- Каковы ее результаты?
Работа с историческим документом: "Диктат папы", составленный Григорием VII. ( 131).
- Выразите суть этого документа в одном-двух предложениях?
- Что позволило главе католической церкви к XI веку приобрести такое могущество?