Статья Современные подходы к организации дополнительного образования мотивированных школьников
Современные подходы к организации дополнительного образования мотивированных школьников
Современное образование ориентировано на развитие личности, обществу нужен выпускник, умеющий творчески решать возникающие проблемы, самостоятельно мыслить и ориентироваться в огромном потоке информации.
Центр дополнительного образования «Созвездие» предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.
Личностнодеятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей.
Наиболее эффективные технологии в нашем Центре, позволяющие решать поставленные задачи - проектная и исследовательская деятельность обучающихся, важность развития которых признано на уровне государственных нормативных документов.
В нашем учреждении большое внимание уделяется развитию вариативного образования, накоплен значительный опыт работы с одаренными детьми в разных направлениях. Анализ участия обучающихся всех направлений в различных районных, региональных, межрегиональных, международных конференциях, конкурсах, олимпиадах показывает, что в коллективе Центра имеется категория одаренных детей.
В Центре созданы условия для развития творческой индивидуальности ребенка, посредством вовлечения его в научно-исследовательскую и проектную деятельность. Во время обучения по программе педагог проводит мониторинговые исследования выявляет у обучающихся способности и желание продолжать углубленное изучение предмета по индивидуальному образовательному маршруту. Как показывает практика, такой подход дает большие возможности для реализации способностей детей к научно-исследовательской и проектной деятельности. Темы и проблемы исследовательских и проектных работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Данный вид деятельности носит не массовый характер. Сопровождение этих работ осуществляется на индивидуальных занятиях. Ребёнок не просто выполняет исследовательскую работу, он её проживает, адаптируя приобретённые знания, умения и навыки на собственный жизненный опыт.
Отправной точкой в организации работы по индивидуальному образовательному маршруту исследовательской деятельности обучающегося стал районный ресурсный центр по научно-исследовательской деятельности. В рамках научно-исследовательской работы основными направлениями деятельности являются:
- образовательная (специальные курсы для обучающихся по основам научного исследования, реализация дополнительных образовательных программ, исследовательские сборы в каникулы, конференции, исследовательские лагеря и экспедиции по изучению родного края);
- опытно-экспериментальная (разработка и апробирование индивидуальных образовательных маршрутов исследовательской деятельности обучающихся);
- методическая (информационная и консультационная поддержка педагогических работников; подготовка педагогических кадров (районный проект «Формирование тьюторской позиции педагогов в исследовательской деятельности с обучающимися», в том числе с применением дистанционных форм); сопровождение педагогов в исследовательской деятельности с обучающимися).
В течение учебного года Центр «Созвездие» организует 5 конференций районного уровня: в апреле ежегодно проходит конференция научного общества обучающихся «Первые шаги в исследовании», на которой дети впервые могут проявить свои способности и представить результаты своих первых наблюдений, опытов, исследований. При этом исследовательская работа детей может иметь незавершенный вид, главное – приобретение детьми опыта публичного выступления, умения слушать, задавать вопросы. К ноябрю-декабрю оформление исследовательских работ, обычно, завершается, и обучающиеся выступают на конференциях «Экология моего края» и «Отечество», после которых получают рекомендации для участия в конкурсах и конференциях более высокого уровня. С этого года конкурс учебно-опытнических исследовательских и проектных работ «Юннат» проводится в форме выставки, на которой участники представляют результаты своей работы в виде демонстрационных и отчетных материалов (постер) и защищают их в форме устных докладов. Достоинством данных конференций является независимое жюри, в состав которого входят кандидаты наук, доценты и преподаватели университетов, специалисты природоохранных и краеведческих организаций. Еще одна районная конференция – стендовая «Вода – источник жизни», которая посвящена изучению проблем гидросферы. Данная конференция является заочной, работы предоставляются в виде постеров. Важно отметить, что конференции «Экология моего края» и «Вода – источник жизни» являются открытыми и ежегодно в них принимают участие обучающиеся не только нашего района, но и области, а в стендовой конференции из других регионов.
При подведении итогов конференций детей торжественно принимают в члены научного общества, организованного в 2007 году.
В рамках НОО в течение учебного года проходит подготовка к конференциям, к участию в конкурсах, олимпиадах, проходит серия интеллектуальных игр, которые выявляют эрудированных и заинтересованных детей. Для старшеклассников организуются профориентационные поездки и встречи, организуются консультации специалистов, преподавателей университетов.
В нашем Центре разработана программа тьюторского сопровождения обучающихся «Школа исследователей». Цель программы: сопровождение индивидуального образовательного продвижения обучающихся через поддержку их интересов и инициативы в проектной и исследовательской деятельности. Эта программа реализуется в рамках каникулярных исследовательских сборов. В весенние каникулы детей ориентируют на выбор темы исследования, знакомят с исследовательскими методиками, дают некоторые теоретические знания, преподают основы написания научного исследования. На осеннем сборе обучающиеся готовятся к районным конференциям, участвуя в семинарах по правилам оформления исследовательских работ, тезисов, презентаций, тренингах публичного выступления. В рамках исследовательских сборов дети имеют возможность принять участие помимо занятий в интеллектуальных мероприятиях, экскурсиях, встречах с интересными людьми, консультациях с педагогом-психологом.
В центре «Созвездие» успешно используется активная образовательная деятельность:
· палаточные лагеря, образовательные экспедиции, походы.
Так, например, на протяжении многих лет обучающиеся района принимают участие в экспедиции «Дети Волги», где проводятся занятия кафедр по ботанике, орнитологии, гидрологии, энтомологии, лесному делу, краеведению. Каждое занятие – это мини-экспедиция в природу с практическими занятиями. Работа на каждой кафедре – это мини проект, результат которого мы видим в итоговой работе каждого ребенка.
На основе долгосрочного сотрудничества наши дети проводят исследования на базах университетов. Имея перед собой пример, они учатся настоящему научному общению. Впоследствии преподаватели университетов курируют работы обучающихся.
Большое внимание в организации работы по научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся уделяется методическому сопровождению. Организована практикоориентированная методическая работа по повышению квалификации педагогов, большое внимание уделяется подготовке педагогов к организации научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Вопросы организации проектной деятельности с обучающимися рассматриваются на малых педсоветах, методических совещаниях, в творческих группах, для педагогов организуются практические семинары, действует постоянная система консультационной работы специалистами методической службы.
Таким образом, сегодня в Центре «Созвездие» сложилась и постоянно совершенствуется система организации научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, которая имеет свои особенности и дает стабильно высокие результаты.