Внеклассное занятие по теме: «Птицы – наши друзья»


Внеклассное занятие
по теме: «Птицы – наши друзья»
2 класс  
Цели:
1.)знать  особенности  птиц, различие видов, расширить  знание о пернатых, их повадках, о роли и месте в  природе, о значении в жизни человека;
уметь работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения;
2.)развивать интерес и наблюдательность, научить правилам поведения в природе;
учить задумываться над последствиями своих действий;
3.) воспитывать у школьников бережное отношение к пернатым друзьям, неравнодушие к многообразному миру птиц;
формировать понятие о происхождении и названии некоторых птиц.  
Оборудование:
-презентация "Наши друзья птицы"
-изображения различных птиц
-кроссворд "Птицы"
-книги о птицах
-карточки с заданиями
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит музыка, дети входят в класс.
Сообщение темы занятия.
Чтобы узнать тему нашегозанятия, вы должны разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово .Вопросы:
1.Всех я вовремя бужу,
 Хоть часов не завожу.
2.На когтях на ствол сосновый
 Влез монтер красноголовый.
 Он трудился на весу,
 Но не вспыхнул свет в лесу:
3.Верещуньи, белобоки,
 И зовут их всех :4.Ей на месте не сидится:
 Все летает целый день,
 Суетится, суетится,
 Целый день звенит: "Тень-тень!"
 Угадай-ка что за птица?
 То веселая :5.И в лесу, заметьте, дети,
 Есть ночные сторожа.
 Сторожей боятся этих
 Мыши - прячутся, дрожа:
 Очень уж суровы
 Филины и :Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.
В выделенных клетках - "ПТИЦЫ".
Тема нашего внеклассного мероприятия - "Птицы - наши друзья".
Учитель. Сегодня,  мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи (учёные изучающие жизнь птиц) всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц .  В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.  Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.
Ученик 1.1 апреля– День птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц. Но прежде давайте выясним, кто же такие птицы.
Учитель включает грамзапись "Утро в лесу".
– Птицы – это песнь и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью.
 Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
 Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.
 Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.
 Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!
 Вот что такое птицы.
Ученик 2. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.
 С птицами – звонкоголосым соловьем, смелым соколом – связаны самые поэтические образы в народном творчестве.
Ученик 3. Огромное значение имеют птицы в сельском хозяйстве. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи – наши злейшие враги.
Ученик 4. Особенно прожорливы птенцы. Это и понятно: ведь они очень быстро растут. Птенцы некоторых птиц за две-три недели удваивают свой вес.
Ученик 5. Птицы украшают Землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Но нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда ветер наметает большие сугробы снега, трудно им в это время добывать корм.
 Давайте послушаем последние новости, которые принесла сорока, и узнаем, какие жалобы пишут зимой лапками, носиком, хвостиком птицы на снегу.
Появляются дети в шапочках, на которых изображены разные птицы. Разыгрывается сценка "Жалобы на сугробе".
Сорока. Тра-та-та-та! Что я видела, что я слышала! Ребята птицам прекрасную столовую – большую, бесплатную, с самообслуживанием – устроили, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут! Привередничают и капризничают.
Чечетка (лапками на снегу наследила). Семечки и конопля в столовой недавленые! Клюв свихнешь, пока их раскусишь! У нас от такой пищи мозоли на языке!
Большая синица. Сало салу рознь! Могли бы вывешивать и несоленое, у нас от соленого животы болят!
Пухляк (коготком нацарапал). Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! До вечера коноплю раскапывал. Хоть бы навес сделали, что ли!
Овсянка. Осталась голодная, обед ветром сдуло! Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове!
Снегирь (хвостом начертил). Где семена сорняков? Где рябина, калина и бузина? Где арбузные и дынные семена?
Сорока.  Тра-та-та-та! Ой, что-то будет, ой, кто-то рассердится!
Ученик 6. Вы, ребята, наверное, уже догадались, что каждый из нас должен стать настоящим, верным другом птиц. А как это сделать, мы сейчас узнаем.
Подготовленный ученик читает текст "Волшебная полочка".
Ученик 7. Я повелитель птиц! Захочу – и птицы сами ко мне прилетят. Захочу – прилетят голуби и воробьи. Захочу – синицы. Захочу – явятся красногрудые снегири и хохлатые свиристели. Все явятся – стоит лишь захотеть!
 Нет, я не волшебник. И у меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.
 На вид полочка очень проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Надо только сделать ее, а потом выставить за окно, насыпать крупы и крошек. И полочка сразу станет волшебной. На нее сразу же прилетят голуби и воробьи.
 А если вы положите на полочку кусочек несоленого сала или кожуру от него, к вам прилетят синицы. А положите кисти рябины – слетятся свиристели и снегири.
Ученик 8. Как вы поняли, мы должны помочь птицам. Каждый из нас может сделать для птиц кормушку. Очень хорошо сделать грибок-навес, чтобы корм не заносило снегом. Каких только птиц не увидишь в таких столовых!
Викторина «Знатоки птиц »
1.Какая птица самая большая в мире ? ( Африканский страус )2.Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)
3.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)
4.Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)
5.Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)
6.Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)
7.Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)
8.Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)
9.На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)
10.Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)
11.Какие произведения о птицах вы читали на уроках чтения? Что узнали об особенностях перелета ?-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.
Ученик 9. Когда приходит весна, птицы благодарят человека, оказывая ему помощь в охране полей и огородов, садов и лесов от насекомых-вредителей. Но птицы полезны не только этим. Есть на свете птицы – настоящие "лесокультурники". Они, перенося в новые места плоды и семена, расселяют деревья и кустарники. В Сибири, например, такой птицей является кедровка.
Звенит голосами рассветная тишь –
Пичуг разливаются звоны.
И кажется, будто вот-вот – и взлетишь
В зовущие певчие кроны.
«Примите нас в стаю, мы ваша родня –
Пернаты, крылаты, певучи,
Мы будем вам вторить, вот так же звеня,
А может быть, даже получше!»
Ученик10. Птицы везде – над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на речке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.
 Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.
Звучит запись птичьих голосов.
– Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
"Синь-синь!" – посвистывает синица.
 "Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей чиж.
 "Гра-гра! – представляется грач.
 "Сквор-сквор!" – поют скворцы.
Ученик 1. Имя зарянки подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори.
В чаще лесной у полянки
 Рада вечерней поре.
 Птичка лесная зарянка Песню запела заре.
Ученик 2. Сойка, или горихвостка. Эта птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время подрагивает. Кажется, что он вспыхивает огоньком, сияет, поэтому сойку и назвали горихвосткой.
Черно-белая манишка,
 Подвижной, с рыжинкой хвост...
 На селе любой парнишка
 Сразу скажет: "Горихвост!"
Ученик 3. Зяблик. Почему называется так эта птица? Потому, что зябнет? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зябкое", как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.
Ученик 4. Название птицы клест произошло от старого русского слова "клестить", что значит "сжимать", сдавливать, стискивать. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сдавлен, сжат.
Ученик 5. Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово "свирест" со значением "свист", "визг". Название птицы свиристель и название музыкального инструмента свирель – родственные слова.
Ученик. За что же люди обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Прежде чем ответить на эти вопросы, послушайте разговор Глухаря и Сороки.
Инсценировка сказки Э.Шима:
Сорока. Глухарь, охотник идет!
Глухарь (поет). Теке-теке-теке...
Сорока. Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?
Глухарь. Теке-теке – вижу... Ась? Чего? Я ведь когда пою, не слышу...
Сорока. Охотник, говорю, идет!
Глухарь. Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.
Ученик 6. Так за что же глухаря так назвали?
Дети. Когда глухарь поет или токует, он не слышит постороннего шума. В это время к нему и подкрадывается охотник.
ЗАДАНИЕ «Найди птиц»
В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.
Восемь птиц
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клест, чечетка.
Дети рассказывают стихотворение З.Александровой "Птичьи песни".
Пусть птицы нам поют без нот,
 Пускай поют без слов.
 Я знаю все, о чем поют
 Щегол и реполов.
 Поют на ветке соловей,
 Малиновка и дрозд:
 "Ты гнезда разорять не смей.
 Не трогай птичьих гнезд!
 Ты в наши гнезда не смотри,
 Не становись на пни,
 Яичек теплых не бери –
 Зачем тебе они?
 Через неделю или две
 Зайди послушать в сад –
 Птенцы в молоденькой листве
 Тихонько запищат".
 Чтоб накормить своих птенцов,
 Набить едою рот,
 Найдут синицы червяков,
 Ползущих в огород.
 Повсюду птицы полетят –
 Они и там и тут.
 Всех гусениц, что портят сад,
 На яблонях найдут.
 От кровожадных комаров
 Покоя летом нет –
 Их пеночка и реполов
 Поймают на обед.
 Поют щегол и соловей,
 Малиновка и дрозд:
 "Ты гнезда разорять не смей,
 Не трогай птичьих гнезд!"
 И мы не будем разорять! –
 Вот слово всех ребят.
 Пусть птичьи песенки опять
 В саду у нас звенят.
Загадки о птицах ( Работа на интерактивной доске)
Сценка   «ПОЙМАННАЯ  ПТИЧКА» (Выходят  два  птицелова.  Они  набрасывают сеть на птичку).А, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети;
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете!
Ах, зачем, зачем я вам,
Миленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
Нет, не пустим, птичка, нет!
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю:
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю...
Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке;
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!
О! не бойтесь: в теплый край
Улечу зимою;
А в неволе — светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить:
Все б тебя ласкали.
Верю, детки: но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла  бы как раз
Я навеки глазки.
Правда, правда, птичка! ты
Не снесешь неволи...
Ну, так бог с тобой — лети
И живи на воле
Воробей:   Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами.
                   Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед.
                   Мы, птицы,  просим доброты
                   Мы, птицы, просим малости –
                   Избавьте нас от суеты
                   Имейте каплю жалости!
Скворец:  Дерево, трава, цветок и птицы.                 Не всегда умеют защититься.                 Если будут уничтожены они,                 На планете вы останетесь одни.                 Своему, зная цену величью.                 Будь в ответе за каждую песенку птичью.
Н. Заболоцкий « Просьба »
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивала птица.
Люди – исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, есть у вас капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди-человечки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Учитель: - Неужели в нас не осталось ничего человеческого, неужели мы настолько жестоки и коварны, что сможем поднять руку или навести дуло оружия на эти беззащитные существа, на прекрасные создания природы, частью которой являемся и мы.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Не хозяева вроде,
Так добро свое губим.
А гордимся природой
И Отечество любим.
                                              (А. Яшин)
-С каждым годом все больше и больше исчезает разных видов птиц . В нашей стране создана Красная книга, где целый раздел посвящен редким и исчезающим птицам.
Красный цвет – цвет тревоги, опасности, призывающей нас остановиться, задуматься над своими поступками, своим отношением к природе. Но Красная книга еще не гарант того, что редким зверям и птицам не грозит опасность, главным является наша человеческая совесть. Давайте же будем заботливы и ответственны за судьбу природы, чтобы, придя в лес мы смогли услышать чудесное пение птиц.
Каким скучным был бы мир без Птиц !Учитель: -А чем мы можем помочь птицам ?
Уч. Не разоряйте птичьего гнезда,-
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда ,Когда над рощей буря злится .Храните дерево от топора;
Оно, высокое и вековое,
Дает нам тень , когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разрушайте птичьего гнезда !Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без долга.
Почему птиц называют друзьями человека ?-Какие правила  вы должны помнить ?( Работа с природоохранными знаками )- Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас стремительным , легким полетом, красивым пением. И только им с высоты их полета видно, как велика , прекрасна, но и хрупка наша планета. Помните об этом и вы.
Простите, птицы, нас, простите,
За неразумные дела.
Я верю, к нам вы возвратитесь,
Когда умчатся холода.
Вы расскажите всему миру,
Что много у земли друзей.
Прошу, пожалуйста, Простите
Таких безжалостных людей.        
Мы обижали вас жестоко,
Но верю я, что в новый век,
Шагнет не варвар, не губитель,
А символ жизни – человек.
Обобщение, выводы
Тест
- Какие правила необходимо знать и соблюдать в природе?
               1) Нельзя близко подходить к гнездам  птиц, иначе птицы могут покинуть гнездо.
2) Нельзя разорять птичьи гнезда.
3) Не лови и не носи домой здоровых птиц. В неволе они погибают.
4) Можешь потрогать птенчиков, они не кусаются.
5)  Не шуми в лесу.