Внеклассное занятие на тему Птицы — наши друзья.



Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кологривская средняя общеобразовательная школа.








Занятие на тему:

«Птицы - наши друзья».







Составила и провела
учитель начальных классов
Голубева Л.В.











г. Кологрив, 2013г.

Цель:
- обобщить и систематизировать знания о птицах, показать значение птиц в природе и жизни человека; раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы; воспитывать у детей чувство жалости, сострадания к братьям нашим меньшим.

Задачи:
- развивать интерес к различным видам птиц, их среде обитания;
- повторить и закрепить знания учащихся об отличительных особенностях птиц;
- осуществлять экологическое воспитание, воспитывать любовь к родной природе,
бережному отношению к ней; воспитывать культуру поведения в природе.
- учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу;
- содействовать воспитанию чувства доброты, сопереживания к верным друзьям человека – птицам;
- развивать речь и умение представлять информацию перед слушателями;
- развивать память, мышление, внимание.

Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска, ноутбуки для учащихся, цифровой микроскоп.
Выставка рисунков на тему «Берегите птиц».
Перья птиц (разного размера, формы, окраски)
Рисунки птиц для раскрашивания.
Презентация.

Методы и приемы:
Беседа;
Игра;
Работа с наглядностью;
Практическая деятельность.

Тип занятия: занятие закрепления знаний
















Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, к нам на урок кто-то пришёл. (2слайд)
- Кто это может быть? Давайте посмотрим!
- Ой, ребята, это прилетела к нам ворона Каркуша. А что это у нее?
- Здесь написано, что это письмо для ребят 1 “б” класса. Давайте прочтем его.
-(3слайд) “Дорогие, ребята! Меня зовут Каркуша. Я часто пролетаю мимо вашей школы и смотрю через окно, чем ребята занимаются на уроках. Недавно я заглянула к вам в окно. У вас шел урок “Окружающий мир”. Мне все очень понравилось и я решила прилететь к вам в гости. Для вас я принесла интересные задания.”
- Ребята, тему нашего занятия узнаем, решив кроссворд и отгадав загадки. (4 слайд).
- У вас на партах лежат ноутбуки, найдите на рабочем столе документ-кроссворд, откройте его. Здесь у вас кроссворд, вам нужно отгадать загадки, ещё у вас есть картинки подсказки, и вписать ответы в клеточки. По вертикали у вас получится выделенное слово, по которому мы узнаем тему нашего занятия.
- У меня тоже есть такой же кроссворд, давайте его ещё раз вместе отгадаем и сверимся, так вы сделали или нет.
- Назовите слово, которое у вас получилось по вертикали. (птицы)
- Наша тема: «Птицы - наши друзья».
- Сегодня мы вспомним все, что знаем о птицах и выполним задания, которые приготовила Каркуша.
- Ребята, так давайте вспомним, чем птица отличается от животных, от насекомых?
(они умеют летать. Для этого у них есть крылья. Ещё у птиц есть перья – для тепла. Птицы вьют гнезда, выводят птенцов. У птиц есть клюв – для питания. Задание
- первое задание, которое приготовила для вас Каркуша, называется
“Узнай птицу”(5слайд)
Белобокая сорока
Прилетела издалека
Не сказала где была,
но зато она ребятки,
очень хитрые загадки
на хвосте нам принесла
- Что вы знаете о сороке?
- Благодаря сороке жители леса заранее узнают о приближении хищника или человека и могут позаботиться о своей безопасности.
1. В лесу ночном кукует птица
Она назвать себя боится
Ку-ку, ку-ку, не спит опушка
А птицу эту звать (кукушка)(6, 7 слайд)
- ребята, что вы знаете о кукушке?
(Кукушка – единственная из птиц, которая не строит гнездо и не высиживает птенцов, а откладывает яйца в чужие гнезда. Выкармливают и воспитывают кукушат другие птицы. Кукушка – верный хранитель леса. Она одна из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме неё другие птицы не едят.)
2. Это что за мужичок Сел у дуба на сучек? Невелик, да деловит, Зря нисколько не сидит: Он без молотка, без рук По стволу стучит: тук-тук. Трещинку в коре найдет Длинный нос в неё суёт, Вытащит за спинку Всякую личинку.
Мужичок тот непростой – Это доктор наш лесной. (дятел) (8, 9 слайд)
- ребята, а что вы знаете о дятле? Какую пользу приносит дятел?
(Дятел – это лесной доктор. Он избавляет деревья от вредных насекомых-короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые-вредители и лес будет жить.)
3. Видали вы его не раз –
Он скачет в двух шагах от нас:
"Чирик - чирик! Чирик - Чирик!"
Кто к этой песне не привык. (воробей) (10,11 слайд)
- ребята, что можете сказать о воробье?
(эта птичка на зиму остается с нами, она никуда не улетает. Воробей серого цвета)
5. Целый день без перерыва - Кар-кар-кар, - кричит сварливо. ( ворона) (14, 15 слайд)
(ворона-зимующая птица. Она серая. Вороны держатся у жилья человека, питаются мелкими отбросами).
6. Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад – вперед по пашне вскачь, А зовется птица (Грач) (16, 17 слайд)
(Прилёт грачей – верный признак наступившей весны. Грач – одна из самых полезных птиц: уничтожает вредных насекомых . Незаметно блекнет трава, осыпаются листья. Приходят первые заморозки, и грачи собираются в стаю и летят на места зимовок, на юг.)
7. Удивляется луна: Засветились два окна, А за ними два крыла Показались из дупла. Тенью вылетела птица: Ночью ей в дупле не спится. Если писк она услышит, Плохо будет серой мыши. Если птицу знаете, Загадку отгадаете. (сова) (18, 19 слайд)
(сова – хищная птица. Сов днем спит, а ночью охотится на мышей, насекомых, лягушек. У сов хороший слух и зрение).
8. каждый год я к вам лечу,
зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой. (снегирь) (20,21 слайд)
( Снегири очень красивые, у них ярко-красная грудка. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время. Когда на улице темнеет, они улетают и прячутся в кустах.) Снегирь – зимующая птица).

!- Ребята, мы сказали, что тело птиц покрыто перьями. Посмотрите какие они все разные, красивые. А вы знаете что такое перо? (22 слайд)
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас превратимся в ученых. - А чем занимаются ученые? (наблюдают, исследуют). Этим мы сейчас и займемся.
- У меня лежат разные перья. Сравните их. Чем они различаются, чем похожи? (размер, форма, окраска)
- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (похожа на стержень, которым мы пишем)
- А ещё у пера есть бородки. Давайте мы рассмотрим маленькое перо под микроскопом (вызываю двух помощников). Обратите внимание как бородки соединены друг с другом (у маленьких перьев они мягкие, пушистые, в разные стороны). Для чего нужны птицам пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло, защищают тело от холода)
- Теперь рассмотрим большое перо. Как соединены бородки между собой у больших перьев? (посмотрите они плотно прижаты друг к другу)
- Для чего птицам нужны большие перья? (чтобы летать, для полета). Их называют полётными, они жесткие и упругие, помогают птицам летать.
- Положите перышко на ладонь и тихонько подуйте его. Почему полетели перья? (они легкие)
- Как вы думаете почему перья легкие, что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим что внутри.(пустое)
Ребята, мы с вами выяснили, что перья играют важную роль в строении птицы. Большие перья помогают им летать, а маленькие перья на теле защищают тело и придают ему форму, под ними пух, который согревает птицу.
- Ребята, а в чем нам помог микроскоп? (рассмотреть перья птиц в увеличенном виде)

- А сейчас немного отдохнем и поиграем в игру, которая называется «Прилетели птицы». Я вам буду перечислять птиц, если вы услышите слово, которое не относится к птицам, лишнее оно, то тихонько потопайте и похлопайте в ладоши.

Следующее задание, которое приготовила Каркуша, называется «Угадай мелодию».
- Ребята, птицы прекрасные певуны. Пение птиц благоприятно сказывается на здоровье человека. Птичью песню, даже простенькую, люди всегда слушают с удовольствием. Сколько радости они доставляют нам своим пением. А вы всех птичек можете отгадать по голосам? Давайте это проверим.
- Сейчас вы будете подходить и нажимать на звоночек, услышите голоса птиц, вам нужно отгадать что это за птичка. (26 слайд)
1. ворона
2.кукушка
3. сова
4. сорока
5. воробей
6. петух
7. синица
8. дятел
- Ребята, посмотрите на следующий слайд. Как он называется?(27 слайд)
“Берегите птиц ”
- Мы с вами говорим, что птички наши друзья, что же не нужно делать, чтобы не навредить птичкам, как мы можем им помочь. В этом нам помогут небольшие подсказки.
(Никогда не трогайте птичьи гнезда, а уж тем более не вынимайте из них яйца и птенцов. Не берите птенцов домой, вы все равно не сможете их выкормить. Берегите их, зимой, когда им особенно тяжело подкармливайте их. В начале лета не берите в лес собаку, она может найти гнездо и съесть птенцов.)

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их.
- Ребята, на улице сейчас лежит снег.
Мы знаем, что есть птицы, которые остаются с нами, не улетают в теплые края. Этим птичкам зимой становится трудно с добычей корма. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тогда для наших пернатых друзей наступают голодные дни. В это время им просто необходима наша помощь.
- Ребята, что нужно сделать, чтобы помочь птицам не погибнуть от голода и холода? - Свой первый шаг для спасения птиц вы уже сделали, смастерив кормушки. Теперь им будет легче перезимовать. Они с удовольствием прилетают обедать в вашу столовую, которую вы подготовили, главное не забывайте их кормить.
Давайте послушаем стихотворение, которое приготовил для вас (): (28 слайд)
«Покормите птиц зимой».
Подкормите птиц зимой! Пусть со всех концов К нам слетятся, как домой, Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
- Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года.
- Пройдет совсем немного времени и в наших лесах мы вновь услышим пение птиц.
- о чем мы сегодня с вами говорили на занятии? (о птицах)
Ребята, сейчас я вам дам вот такие рисунки птичек. Если вам захочется вспомнить наше сегодняшнее занятие, вы можете раскрасить их дома.
- Ребята, Каркуше очень понравилось как вы работали на занятии, а вам понравилось?
- Сейчас на доске мы с вами немного порисуем: если вам понравилось занятие, то нарисуйте солнышко, а если нет-тучку.
Занятие окончено.


















15