Внеклассное мероприятие по окружающему миру Птицы-наши друзья


Этапы мероприятия Деятельность учителя Деятельность учащихся
I.Орг. момент Встаньте дружно, ребятишки –
И девчонки, и мальчишки!
Вправо, влево повернулись-
Все друг другу улыбнулись.
Удачи всем мы пожелаем
И работать начинаем. Ритмично выполняют движения.
II. Повторение пройденного.
Вступительная беседа. Живет на планете Земля человек, он маленький, а земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без шелеста листьев, без журчания ручейка, без красной головки маков в поле. А ещё он не может себе представить жизнь на Земле без звонких песен птиц.
Как вы думаете, а почему?
Ответы учащихся.
III. Сообщение темы и целей мероприятия Сегодня мы продолжим пополнять знания о наших младших друзьях – птицах.
Посмотрите, сколько птиц у нас сегодня в гостях.
(фото птиц)
- Кто пришёл к нам в гости? Рассматривают фото птиц.
Отвечают на вопросы.
IV. Работа над новой темой. Птицы – это песня и полет! Это голоса наших лесов, полей, гор. Песни птиц звучат на нашей планете круглый год, голоса слышны днем и ночью.
Птицы – это дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и моря.
Птицы – это дети радуги. Их перья переливаются всеми цветами красок.
Птицы – наши верные помощники, защитники наших лесов, полей, садов и огородов от вредителей.
Птицы – наши друзья.
- Ребята, возможно ли представить нашу Землю без птиц?
- А почему?
- Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут неподалеку от нашего дома, надо знать и беречь.
- А что мы для этого можем сделать?

Природа нас окружила
Дивной своей красотой,
Природа нам подарила
Воздух степной и лесной.
Берег крутой с быстрой рекой,
Синее небо над головой.
Полна чудес могучая природа
И хороша она в любое время года

- Ребята, а какое сейчас время года?
- Почему вы так думаете?
С приходом весны возвращаются к нам наши друзья – перелетные птицы.
- Кто из птиц прилетает самый первый?
Ни днем, ни ночью, если затаиться и прислушаться, не смолкают в природе звуки и шорохи. Это перекликаются, бормочут и шепчутся друг с другом птицы, звери, деревья.
- А голоса многих ли птиц живущих в наших краях вы слышали и знаете?
Сейчас мы с вами прослушаем голоса птиц, может кто-то из вас узнает кто поет (запись голосов птиц).
-Узнали?
Несколько ребят из нашего класса приготовили интересные загадки. Давайте попробуем их отгадать.
Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит.
На шесте дворец, во дворце певец.
В синем небе голосок
Будто крохотный звонок.
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.
Кто в беретке ярко-красной в черной курточке атласной
На меня он не глядит, все стучит, стучит. (дятел)
Не ворона, не синица, как зовется эта птица?
Примостилась на суку, раздалось ку-ку?
- Молодцы!
- А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?
Дополнение ответов уч-ся
Многие птицы – санитары. Вороны, галки, сороки, коршуны и некоторые другие, питаясь на свалках и помойках, способствуют оздоровлению местности. Можно сказать, что птицы – наши друзья. Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей Родины.
- Ребята, возможно ли представить нашу Землю без птиц?
- А почему?
Дополнение ответов
- Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут неподалеку от нашего дома, надо знать и беречь.
- А что мы для этого можем сделать?
Ответы на вопросы.
(грач, скворец)
Ответы уч-ся.
Ответы уч-ся.
Слушают запись голосов птиц.
Отгадывают загадки.
( Грач, скворец, жаворонок, синица, сова, кукушка)
Подготовленные заранее ученики дополняют ответы
1 ученик:
Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.
2 ученик:
Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
3 ученик:
А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
4 ученик:
Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей вредителей растений.
5 ученик: Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
6 ученик:
Ушастая сова способна съесть за день 10 полевок, а сова-сивуха съедает в год около 1200 грызунов. Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей.
7 ученик:
Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг. зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов.
8 ученик:
Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие – склевывают семена и плоды сорняков, снижают засоренность полей.
Ответы уч-ся
V. Систематизация знаний. - Ребята, возможно ли представить нашу Землю без птиц?
- А почему?
- Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут неподалеку от нашего дома, надо знать и беречь.
- А что мы для этого можем сделать?
И в заключении, ребята, хочу вам прочитать замечательное стихотворение.
ОХРАНЯЙ ПТИЦ
Милый, птиц ловить не надо!
Будут птицы на свободе -
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде.
Сделай гнездышки-домишки На ветвях для птичек малых
Да следи, чтоб коршун хищный
Не ломал, не разорял их.
Нет вредителям пощады!
Пусть не губят урожаи!
Мы друзей встречаем дружбой,
А врагов уничтожаем.
Обижать птенцов не надо!
Будут птицы на свободе
Вредных гусениц не станет
Ни в саду, ни в огороде.
Иосиф ГришашвилиОтветы уч-ся
VI. Итог мероприятия Ребята вам понравилось мероприятие?
- Что особенно понравилось?
- Что нового узнали?
А теперь выйдите все в центр класса, возьмитесь за руки и скажите поднимая руки вверх: Мы все поработали ОТЛИЧНО. Выражение отношения к мероприятию.