Открытый урок литературы в 10 классе«Стихотворения в прозе И.С.Тургенева»

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В 10-ОМ КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ И.С.ТУРГЕНЕВА»


Эпиграф к уроку:


В России, в стране всяческого, революционного и религиозного максимализма, в стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный, после Пушкина, гений меры и, следовательно гений культуры. Ибо что такое культура, как не измерение, накопление и сохранение ценностей. Д.Мережковский.


И.С.Тургенев – великий писатель-гуманист, великолепный мастер слова, в совершенстве владеющий богатством русского языка, рисующий изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей. Его книги до сих порт необыкновенно современные и притягательные. Они объясняют нам не только наше прошлое, но и день сегодняшний, напоминают о вечных ценностях: любви, красоте природы, дружбе, семье. Думаю, что очерк Д.Мережковского, написанный в 1909-ом году, помогает нам лучше понять место Тургенева в русской литературе, да и не только в русской. Тургенев был открыт европейскому читателю, так как он был «поэтом красоты и влюблённости». Только прочитав повести Тургенева о любви, о вечных непростых взаимоотношениях поколений, о природе, познакомившись с его лирикой, сего философскими стихотворениями в прозе, мы понимаем истинную ценность его гения.

Неразрешимые политические проблемы, которые волновали Тургенева, так или иначе разрешались, навсегла исчезли из жизни многие типы тургеневских героев, но никогда не устареют его произведения, потому что Тургенев- «живой, самый близкий наш человекон видит и слышит нас, потому что мы любим то, что и он здесь любил и не мог разлюбить там.»

Д.Мережковский.


Готовя уроки по творчеству Тургенева, я всегда стремлюсь к тому, чтобы они были интересными, разнообразными, далёкими от стандарта, чтобы были согреты большой любовью к писателю. Главное в проведении урока – художественный текст, а отсюда – задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора. А стремление к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учащихся развивает их творческую активность.

Завершая свою жизнь, И.С.Тургенев создал потрясающий цикл- «Стихотворения в прозе» Это глубокие раздумья писателя над различными общественными и моральными вопросами, итог великой творческой жизни, и его необходимо осознать. В среднем возрастном звене на уроках литературы ученики изучают отдельные стихотворения в прозе Тургенева: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Поэтому я сочла логичным в 10-м классе провести два урока, посвящённых целостному анализу цикла «Стихотворения в прозе», актуализируя знания учащихся. Итак, рассмотрим данные уроки.



ТЕМА УРОКОВ: «СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ»

ЦЕЛИ УРОКА: эстетическое и художественное воспитание учащихся, ознакомление с проблематикой цикла, расширение представления об особенностях жанра стихотворения в прозе, выявление черт стиля Тургенева, проявившегося в миниатюрах.

ЗАДАЧИ: помочь учащимся овладеть навыками вдумчивого и внимательного чтения, активизировать знания учащихся в области теории литературы, развивать аналитические способности учащихся, дать ключевые знания для написания сочинения-миниатюры по циклу «Стихотворения в прозе»


МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИ Е ЦИКЛА., Эврестический и репродуктивный.


ОБОРУДОВАНИЕ: компьютерная презентация.


ЗАДАНИЕ К УРОКУ:


1 повторить определения тропов;

2 прочитать стихотворения Тургенева;

3 подготовиться к беседе в классе по плану: тема, идея, образы, поэтика.

Выполнить групповые задания по анализу одного стихотворения

Индивидуальные задания учащимся.

ЭПИГРАФЫ К УРОКУ:


Люди, подобные ему, стяжают любовь всех благородных умов мира.


Ги де Мопассан




Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного.


Ги де Мопассан



1 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

На наших уроках мы говорили о больших романах Тургенева, о цикле рассказов «Записки охотника», думали над тем, что такое красота, почувствовали поэтическое отношение писателя к природе. Сегодня мы обратимся к новому для нас жанру – стихотворению в прозе. Вы прочитали некоторые стихотворения Тургенева и обратили внимание на их необычность. Цикл «Старческое» посвящён философским раздумьям писателя о жизни, о человеке, о себе.


-Почему Тургенев даёт название цикла по латыни, а не по-русски?


Латинское название звучит более торжественно и возвышен.


-Чем можно объяснить обращение Тургенева к новому жанру?


2 Чтение отрывков из писем Тургенева и воспоминаний о нём по книге П.Л.Лаврова


3 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:


1)И.С.Тургенев в развитии русского общества.


2)Из воспоминаний о последних днях Тургенева и его похоронах по книге М.М.Стасюлевича.


4 ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:


Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, тихая закатная жизнь, неизбывное тяготение к молодости, одиночество, страх перед смертью, уход из жизни близких людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё пишет рассказы и повести, но с 1877-го года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе, позволяющий коротко, ёмко изложить мгновенное впечатление, ощущение жизни, настроение безвозвратно ушедших молодости, красоты, лёгкости, свободы. В критике существует мнение, что жанр стихотворений в прозе был заимствован Тургеневым у западноевропейских писателей(у Бодлера). Слушая воспоминания о последних годах жизни писателя, вы отметили, что говорили их авторы и сам Тургенев о данном жанре: эскизы, этюды с натуры, написанные под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли.



5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЖАНРА СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ



1)Работа с таблицеё


Характерные признаки жанра Поэзия Проза

Метр + -


Ритм + -


Написано на листе строфы сплошной текст

Выражение мысли кратко развёрнуто


Значение слова многозначность сужение смысла до одного


Задача слова передать чувства передать сюжет


Специфика повествования монолог диалог



Формулировка определения жанра стихотворения в прозе с помощью составленной таблицы:


Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме. Для него характерны все признаки лирического стихотворения, за исключением метра, ритма, рифмы, небольшой объём, членение на мелкие абзацы, подобные строфам, повышенная эмоциональность, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания.


Нам необходимо помнить, что Тургенев входит в литературу как поэт, потом изучает философию, учится в Берлине, собирается занять кафедру философии Московского университета. Прежде всего Тургенев поэт и философ, а уже затем становится прозаиком. «Стихотворения в прозе» - последнее, что написал Тургенев в своей жизни.



6 КОЛЛЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ»

-Выразительное чтение стихотворения учителем



Анализ:

-Назовите мотивы стихотворения (молодость и старость, жизнь и смерть)

-Какое место занимают эти мотивы в творчестве писателя?

Учитель: мотивы молодости, красоты жизни проходят через всё творчество писателя, в повестях и романах: «Первая любовь», «Ася», «Рудин», «Накануне», «Отцы и дети». Постепенно в произведениях Тургенева начинает звучать мотив старости и смерти: «Бежин луг», «Смерть», «Живые мощи». Писатель осторожно пытается понять, почему такой страх и уважение внушает людям смерть, как принять и понять её.


-Какие лексические, стилистические, синтаксические особенности стихотворения раскрывают авторскую мысль?


РАБОТА В ГРУППАХ, АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ


Группа №1 «Старуха»

-Какие лексические особенности раскрывают тему? (предощущение смерти)

-Каков идейный смысл стихотворения?(неотвратимость гибели)


Группа №2 «НИЩИЙ»


Группа №3 «ВОРОБЕЙ»


Группа №4 «ХРИСТОС» (Мотив веры, воплощённый в конкретных образах)

Группа №5 «ПРИРОДА»

Основная мысль: если человек создан не Богом, а самой природой, как утверждают дарвинисты, то нравственные заповеди не нужны, чтобы человек выжил как вид среди других существ.


8 ИТОГ УРОКА

Учитель: «Стихотворения в прозе» Тургенева написаны в последние пять лет жизни. В коротких произведениях переданы ощущения человека, предчувствующего свою близкую кончину. Жизнь для него разделилась на две части: до болезни и после. Это взгляд глубоко страдающего человека, не умеющего примириться с болезнью, старостью, смертью. Он не мыслит отвлечёнными образами, его переживания очень конкретны и понятны любому человеку. В своём последнем цикле он прежде всего поэт, затем человек и только потом философ. Это своеобразный лирический дневник писателя, передающий нам не только грустные думы последних лет, но и тонкость духовного мира, глубину переживаний. Перед нами не только поэт, но и мыслитель, заново переоценивший всю свою долгую жизнь.



9 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – написать сочинение – анализ одного стихотворения в пр