Сценарий урока по истории для 11 класса Социально-экономические и политические реформы:замыслы и результаты.
Тема: Социально-экономические и политические реформы: замыслы и результаты.
(исследовательский проект)
Используемые технологии: учебное сотрудничество, групповая и индивидуальная деятельность.
Формы продуктов проектной деятельности: презентация «П.А.Столыпин: страницы биографии», «Реформы П.А.Столыпина – «за» и против», «Глоссарий темы урока «Социально-экономические и политические реформы: замыслы и результаты», буклет « К 150-летию со дня рождения П.А.Столыпина».
Цели проекта:
Сформировать у учащихся представление о мотивах и основных направлениях реформирования основ социально-экономического и политического строя России, результатах и последствиях реформ для страны.
Развивать аналитическое мышление, умение интерпретации, навыки самостоятельной и групповой работы с исторической информацией, классификации в таблицах, схемах, тезис-планах, применять ИКТ для представления результатов работы; развивать навыки публичных выступлений.
Воспитывать личности, способные самостоятельно мыслить, формулировать проблему и находить пути её решения, обладающие активной жизненной позицией, уважающих исторический путь своего народа.
Тема проекта актуальна, так как в последние годы наблюдается неоднократное обращение к творческому наследию П.А.Столыпина в поисках ответа на многочисленные проблемы социально-экономического развития страны в связи с переходом к рыночной экономике, которое не ликвидировало, как полагали некоторые апологеты рынка, проблем развития экономики, отставания сельского хозяйства и проблемы продовольственной безопасности. Немало замыслов современных реформаторов не получили воплощения в жизнь, или их результаты оказались далеки от желаемых. Попытка разобраться в сути реформаторской деятельности начала ХХ века, позволит понять суть современных проблем, прогнозировать возможность их решения.
Проект предполагает самостоятельный поиск источников информации по данной проблеме, анализ различных точек зрения современников и исследователей проблемы. Совместное обсуждение проблемных вопросов позволит наиболее объективно и аргументировано представить свою позицию.
Стадии осуществления проекта:
Обоснование актуальности проблемы.
Выделение ключевых вопросов в рамках проблемы.
Поиск и отбор необходимой информации.
Анализ информации, отбор фактов и построение аргументации в зависимости от заданной позиции.
Формулирование ответов на ключевые вопросы.
Презентация результатов проекта.
Планируемый результат:
Учащиеся приобретут навыки работы в группе и с индивидуальными заданиями, навыки самостоятельного поиска информации, рассмотрят разнообразные исторические источники по проблеме, познакомятся с различными точками зрения, определят собственную позицию.
Использование конкретно – исторического подхода позволит учащимся отобрать те факты, которые служили бы доказательством позиции в соответствии с постав-ленной задачей.
Проблемные вопросы учебной темы:
Программа П.А.Столыпина на посту министра внутренних дел и Председателя совета министров.
Цели и задачи реформ П.А.Столыпина, их комплексный характер.
Основные направления главной, аграрной, реформы П.А.Столыпина.
Итоги столыпинской аграрной реформы.
Каковы основные оценки государственной деятельности П.А.Столыпина?
Форма представления проекта: презентация результатов индивидуальных и групповых исследований.
Литература:
Бок М.П. П.А.Столыпин. Воспоминания о моем отце. –М., 1992.
Зырянов П.Н. П.А.Столыпин: политический портрет.- М., 1992.
Лобанова Е.В. Петр Столыпин: эволюция экономических взглядов// Экономическая история: Реформы и реформаторы.-М., 1995. С.28-31.
Партии демократических реформ, мирного обновления, прогрессистов: документы и материалы. 1906-1916гг.- М., 2002.
Петр Столыпин: сборник. –М., 1997.
Смирнов А.Ф. Государственная дума Российской империи. 1906 – 1917. –М., 1998.
Становление российского парламентаризма начала ХХ в.- М., 1996.
Тайна убийства Столыпина. –М., 2003.
Интернет-ресурсы:
www.foxdesign.ru›aphorism/biography/stolipin.html
www.stolypin.ruwww.dic.academic.ruwww. nameofrussia.ruЧасть I. Введение в проект.
(урок)
Цель урока:
рассмотреть социально-экономические и политические реформы П.А.Столыпина
Задачи:
познакомить учащихся с программой правительства П.А.Столыпина; целями, основными направлениями аграрной реформы; формировать понимание комплексного характера реформ.
развивать умение анализировать историческую информацию, представленную в разнообразных знаковых системах, обобщать и делать выводы.
формировать уважение к историческому пути своего народа
Ход урока:
Урок сопровождается презентацией.
Слайд 1. Знакомство учащихся с темой урока: «Социально-экономические и политические реформы: замыслы и результаты».
Слайд 2.Учитель начинает урок с цитаты В.В.Шульгина о П.А.Столыпине: «Россия… нашла своего человека. Этот человек Столыпин. Он призван спасти Россию» и задаете вопрос: Почему, с точки зрения В.В.Шульгина, к началу 1906г. возникла необходимость спасения России.
Для ответа на это вопрос учащимся нужно охарактеризовать внутриполитическое положение России к началу 1906года. После ответа учащихся учитель задает вопрос: Что, по вашему мнению, должен был сделать П.А.Столыпин для спасения России?
Учитель выслушивает ответы учеников и делает вывод о том, что перед Столыпиным стояла сложнейшая задача стабилизации ситуации в стране. Учитель напоминает учащимся тему урока и просит их сформулировать проблему, над которой им предстоит работать. Проблема может быть сформулирована следующим образом: был ли П.А.Столыпин выдающейся исторической личностью, способной выполнить возложенную на него задачу – спасти Россию?
Слайды 3-4. Мотивация учащихся: знакомство с целью, задачами и планом урока.
План:
Начало государственной деятельности П.А.Столыпина.
2. Реформы П.А.Столыпина:
2.1. цели и задачи
2.2. основные направления аграрной политики П.А. Столыпина.
разрушение общины,
переселенческая политика,
развитие кооперативов.
2.3. итоги столыпинской аграрной реформы.
3. Характеристика других реформ П.А.Столыпина.
Слайд 5.Сообщение о назначении министром внутренних дел П.А.Столыпина.
Текст слайда: Весной 1906 года министром внутренних дел был назначен П.А.Столыпин.
Лозунгом его внутренней политики было: «Успокоение и реформы».
Слайд 6. Текст слайда:
Правительственная программа 21 августа 1906г.
1. Успокоение страны при помощи чрезвычайных мер. Проведение реформ, основная – аграрная.
2. Введение в некоторых районах империи военного положения с введением военно-полевых судов. Учитель ставит задачу проанализировать правительственную программу, принятую 21 августа 1906г. и высказать мнение о том, нет ли противоречий между её двумя направлениями. Обобщая ответы учащихся, учитель делает вывод о том, что Столыпин предполагал не только подавить революцию, но и предотвратить начало новой в будущем.
Слайд 7. Текст слайда: 19 августа 1906г. - Указ о военно-полевых судах. Не менее важное значение П.А.Столыпин придавал подавлению не только революционной оппозиции, но и либеральной, и в первую очередь со стороны II Государственной думы.
Учитель: Указ о военно-полевых судах был направлен против леворадикальных партий, прежде всего боевой террористической организации эсеров. Однако Столыпин считал необходимым подавить любую оппозицию режиму. Проанализируйте данные факты, выскажите все возможные предположения о подобном начале государственной деятельности П.А.Столыпина.
Слайд 8. Учитель: Важнейшим условием успеха реформ, которые должны были стать вторым направлением в деятельности правительства после «успокоения», Столыпин считал мир внутри страны и на международной арене.
Слайд 9. На слайде представлено соотношение голосов избирателей по новому избирательному закону от 3 июня 1907г.
Учитель: Для обеспечения лояльности представительного органа власти была распущена II Государственная дума, и был изменен избирательный закон. Так как новый избирательный закон не был одобрен Государственной думой, эти события квалифицируются как государственный переворот.
Слайд 10. На слайде представлено распределение депутатских мест в III Государственной думе.
Комментарии учителя: Государственная дума стала более правой и лояльной правительству.
Слайд 11. Учитель: Большинство голосов в III Думе получили октябристы. Они поддержали политику правительства по подавлению революционного движения. Основным вопросом жизни страны оставался аграрный. Столыпин считал, что необходимо укрепить социальную базу самодержавия, а значит – провести реформы.
Слайд 12. Учитель организует анализ схемы «Основные реформы П.А.Столыпина». Учитель акцентирует внимание на центральное место в «пакете» правительственных реформ аграрной реформы. Уместно напомнить о том, что в середине XIX в. в либеральных реформах Александра II центральное место также занимала реформа, направленная на изменение жизни крестьян, большинства населения России. Эта реформа неизбежно привела к реформированию всех остальных сфер общества.
Слайд 13. Организация анализа и обсуждения документа «Из правительственного сообщения, сделанного П.А.Столыпиным при вступлении на пост Председателя Совета министров. 1906г. (приложение, карточка №1). Подводя итоги обсуждению, учитель обобщает: «Реформы П.А.Столыпина носили комплексный характер, основной реформой была аграрная. Все остальные нововведения обеспечивали и подкрепляли её эффективность».
Слайд 14. Цели аграрной реформы условно можно разделить на три взаимосвязанные между собой группы. Учитель характеризует основные цели реформ: социально-политические, социально-экономические и экономические.
Слайд 15. Учитель знакомит учащихся с основным содержанием указа от 9 ноября 1906г.
Слайд 16. Учитель дает задание вспомнить, какую роль играла крестьянская община в жизни деревни и высказать предположения, почему именно разрушение общины являлось сущностью аграрной реформы П.А.Столыпина. Выслушивает ответы учащихся.
Учитель обобщает ответы учащихся.
Слайд 17. Текст слайда: Тормозящая роль общины в развитии рыночных отношений в стране:
сдерживание естественного процесса расслоения крестьянства,
неотчуждаемость надельных земель делала невозможным получение ссуд под их залог,
чересполосица и переделы земли мешали применению более продуктивных форм агротехники.
Слайд 18. Текст слайда: «Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по первому поводу». (П.А.Столыпин).
Община - источник аграрных беспорядков.
Слайд 19. Учитель обращает внимание учащихся взаимосвязь основных направлений аграрной реформы: «Проблему отсутствия свободных земель для выделения отрубов и хуторов П.А.Столыпин предполагал решить путем организации переселения крестьян за Урал. Это направление аграрной реформы решало также задачу колонизации малообжитых восточных регионов России и перемещение части революционно настроенных крестьян подальше от центра».
Слайд 20. Текст слайда: Цели развития кооперативов:
повышение рентабельности крестьянских хозяйств
взаимопомощь
борьба со скупщиками и спекулянтами сельскохозяйственной продукции
включение в систему внутреннего и мирового рынка
Учитель: Многие бедняки хотели бы избавиться от своих наделов. После указа, разрешившего выход из общины, они получили право продать наделы. Многие могли стать заложниками спекулянтов, т.к. никогда не выходили на потребительский рынок как самостоятельные товаропроизводители. Где искать выход? Городская промышленность не в силах поглотить все избыточное аграрное население, кроме того крестьяне не обладают навыками промышленного труда.
Слайд 21. Схема «Формы сельской кооперации».
Слайд 22. Текст слайда:
Итоги кооперативного движения в деревне в ходе столыпинских реформ.
снижение цен
массовость (63 тыс. на 01.01.1917г.)
обслуживали 82,5 % населения
выход на мировой рынок (масло, пшеница, шерсть, пушнина)
создание Московского народного банка (1912г)
Слайд 23. Текст слайда: 5(18) сентября 1911г. П.А. Столыпин был смертельно ранен в городском театре г..Киева. «Меня убьют, и убьют члены охраны». (Столыпин, незадолго до смерти).
Учитель: После смерти Столыпина деятельность правительства в 1912-1914гг со всей очевидностью показала, что курс на крупномасштабные реформы был окончательно свернут. Николай II все в большей степени окружал себя людьми бездарными, зато разделявшими его собственные взгляды на исторический путь России. Россия в очередной раз упустила шанс пойти по эволюционному реформаторскому пути развития. Страна вновь была охвачена волной оппозиционных и революционных настроений.
Слайд 24. Обсуждение домашнего задания для всех учащихся. Распределение групповых заданий.
Презентация
«П.А.Столыпин: страницы биографии».
«Реформы П.А.Столыпина – «за» и против». ( 2 группы по 3-4 человека)
«Словарь темы урока «Социально-экономические и политические реформы: замыслы и результаты».
Буклет « К 150-летию со дня рождения П.А.Столыпина».
Создается экспертная группа, которая оценит результаты работы исследовательских групп, назначается таймкипер.
Самостоятельная индивидуальная и групповая работа учащихся.
Часть II. Представление результатов проекта.
(урок)
Урок сопровождается презентацией учителя и представлением проектов и исследовательских рабов учащихся.
Слайд 1. Организационный момент.
Учитель: Мы завершаем исследование социально-экономических и политических реформ П.А.Столыпина. Сегодня на уроке нам предстоит ознакомиться с результатами вашей исследовательской деятельности и ответить на проблемный вопрос: был ли П.А.Столыпин выдающейся исторической личностью, способной выполнить возложенную на него задачу – спасти Россию?
Слайд 2. Учитель: Прошлый урок мы начали с цитаты Шульгина о П.А.Столыпине. «Спасти Россию» можно было разными способами – насилием, применением государственного принуждения в отношении революционеров-радикалов и части либералов, не желавших ждать результатов эволюционного развития событий. П.А.Столыпин считал, что « если заняться исключительно борьбою с революциею, то в лучшем случае устраним последствия, а не причину…
Слайд 3. Учитель: На протяжении долгих лет имя Столыпина вызывает споры, противоречивые и взаимоисключающие оценки. Ни один из политических деятелей Российской империи того времени не может сравниться с ним в преданной и восторженной памяти его почитателей и сосредоточенной ненависти революционеров. Вешатель, герой, ничтожный карьерист, великий государственник, тщеславный интриган, высоконравственный патриот – таков разброс существующих оценок. Одни называли его спасителем Родины, опорой Отечества, другие черносотенцем, палачом. Кто же он Петр Аркадьевич Столыпин? Цель нашего урока – определить результаты деятельности П.А.Столыпина на главном направлении – аграрной реформе, оценить П.А.Столыпина как государственного деятеля.
Слайд 4. Учитель знакомит с планом работы на уроке и выбирает группу учеников – участников экспертной группы
Слайд 5. Текст слайда: На пост министра «призван один из лучших администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною трудоспособностью… Новый министр – человек гуманных принципов, но весьма определенный, твердый в своих решениях»
«Рижский вестник.» Учитель: В 1906 г. новым министром внутренних и дел, а затем Председателем Совета министров стал П.А. Столыпин. Назначение было встречено положительно. «Рижский вестник» писал: «На пост министра «призван один из лучших администраторов, с обширным жизненным опытом и с громадною трудоспособностью…Новый министр – человек гуманных принципов, но весьма определенный, твердый в своих решениях». Выступление учащегося с биографией П.А.Столыпина.
Слайд 6. Представление учащимся глоссария темы. (Глоссарий - словарь терминов в какой-либо отрасли знаний с комментариями и примерами. Применительно к данной теме, глоссарий – это словарь терминов и понятий, появившихся в эпоху П.А. Столыпина.) Слайд 7. Вопрос о результативности реформ П.А. Столыпина до сих пор остается дискуссионным. Сторонники одной точки зрения считают, что реформы были осуществлены под давлением революции и в итоге потерпели крах. Другая точка зрения представлена взглядами тех, кто идеализирует сами реформы и их результаты.
Попробуем разобраться, кто же прав и попытаемся дать объективную оценку.
Слайд 8. Учитель зачитывает текст слайда:
«Благодаря его умелой политике страна… ступила твердой ногой на путь развития и обогащения» П.А. Столыпин встал «на защиту Руси».
В.В. Розанов.
«При большом темпераменте Столыпин обладал крайне поверхностным умом и почти полным отсутствием государственной культуры и образования».
С.Ю.Витте.
Деятельность исторических личностей может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда он жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны деятельности личности.
Обмен мнениями.
Участники:
«Сторонники» и «противники» аграрной реформы П.А.Столыпина представляют результаты своих исследований (не более 10 минут).
Эксперты решают, чье выступление была наиболее убедительным, заполняют оценочные листы. (Приложение 2).
Таймкипер следит за соблюдением регламента.
Подведение итогов урока.
Слайд 9. Учитель зачитывает текст слайда: «Историческим личностям свойственны: стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения, стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности, совестливость во всех делах, стремление сообщать преобразовательным порывам вид таких простых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить.» Почти восемь десятилетий существования Советского Союза показали, насколько был прав П.А.Столыпин, отстаивая идею Великой России и отвергая «великие потрясения». Через неделю после его смерти начали говорить о его забвении и вот уже сто лет ведутся споры о роли П.А.Столыпина в истории России. Не кажется ли вам, что постоянное обращение к личности и опыту реформатора и есть главное признание его исторической личности? Считаете ли вы П.А.Столыпина исторической личностью?
Экспертная комиссия заполняет бланк экспертного заключения (приложение №2)
Учащиеся заполняют анкету (приложение № 3)
Эксперты с помощью таймкипера обрабатывают результаты оценки личности П.А.Столыпина.
Эксперты знакомят учащихся со своим заключением и результатами анкетирования учащихся.
Обмен мнениями об уроке. Оценивание работы учащихся.